3.1. Общая характеристика инновационного процесса: понятие , сущность , содержание

Одним из основных понятий инноватики и инновационного менеджмента есть понятие инновационного процесу.
Несмотря на то, что в специальной литературе встречается много различных подходов к определению этого явления, суть их сводится к одному выводу, а именно: инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Авторы «Модульные программы для менеджеров» инновационный процесс рассматривают с разных позиций: как параллельно-последовательное проведение научно-технологической деятельности; как последовательные изменения фаз жизненного цикла продукта и как инвестиционный проект по стадиям финансирования исследований и разработок, распространения новаций и их комерциализации.
Основатель инновационной теории И. Шумпетер рассматривал инновацию в динамике, т.е. как инновационный процесс, а именно: «изготовление нового продукта, а не« новый »продукт; упровадження
нового метода, а не «новый метод»; освоение нового рынка ...; получение нового источника сырья ..., проведение реализации ... »[154].
По определению американского исследователя Б. Твисса [126], инновационный процесс - это превращение научного знания, научных идей, изобретений в физическую реальность (нововведение), которая изменяет общество. В основе инновационного процесса лежит создание, внедрение и распространение инноваций, необходимыми свойствами которых являются научно-техническая новизна, практическое их применение и коммерческая реализуемость с целью удовлетворения новых общественных потребностей. Конечно, мир нововведений не ограничивается только техникой и технологиями. Усовершенствования, изменения систем управления и организации процессов производства тоже осуществляются через введение инноваций. Новые организационные структуры, методы разработки управленческих решений, формы стимулирования разрабатываются учеными-специалистами, осваиваются и внедряются так же, как и новые приборы, технологические линии или оборудования. Новые модели одежды, виды услуг, новые организационные формы - все это является результатом инновационных процессов, которые развиваются на основе определенных принципов: сначала осознается необходимость изменений, определяется цель, разрабатывается инновация, осваивается, распространяется, используется и «отмирает». По мнению А. Пригожина, «нововведение - это процесс, т.е. переход определенной системы из одного состояния в другое» [104]. Инновационный процесс имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект. На рис. 3.1 показана общая схема инновационного процесу.
Инновационный процесс можно рассматривать как комплекс последовательных действий, в результате которых новация развивается от идеи до конкретного продукта и распространяется во время практического использования. Течение инновационного процесса, как и любого другого, определяется сложным взаимодействием многих факторов. Успех на этом пути зависит от управленческого механизма, который объединяет в единый поток истоки научной идеи, ее разработки, внедрения результата в производство, реализацию, распространения и потребления. На развитие инновационного процесса влияют:
«Стан-внешней среды, в котором он проходит (тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственного регулирования, уровень образования, организационные формы взаимодействия науки и производства и т.п.);
- Состояние внутренней среды отдельных организационных и хозяйственных систем (финансовые и материально-технические ресурсы, применение технологий, связи с внешней средой и др..)
- Специфика самого инновационного процесса как объекта управлиння.
Эффективность инновационного процесса определяется лишь после внедрения инновации, когда выясняется, в какой мере она удовлетворяет потребности рынка. Важное значение при этом имеет инструмент моделирования. Модель инновационного процесса позволяет выделить в инновационной деятельности отдельные составляющие, открывая тем самым возможность сквозного планирования инновации по стадиям, с учетом конъюнктурных змин.
На рис. 3.2 показано движение будущей инновации от возникновения идеи до ее внедрения на ринок.
В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается только внедрением новации (техники, технологии, продукта) в производство, а имеет непрерывный характер, поскольку «с распространением (диффузией) инновация совершенствуется, становится более эффективной, приобретает новых потребительских качеств. Это открывает для нее новые возможности применения, новые рынки, а соответственно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя »[154].
Таким образом, инновационный процесс можно считать средством удовлетворения общественных потребностей на основе внедрения достижений науки и технологии.
Инновационный процесс охватывает непроизводственную сферу, сферу материального производства и эксплуатации. Он является системой этапов, стадий и видов работ, и поэтому имеет сложную структуру.

Инновационный процесс - это не только сложный, но и взаимосвязанный процесс создания инноваций с использованием совокупности системы знаний, научной и маркетинговой деятельности; совокупности средств труда, облегчающих человеческий труд и делают ее более продуктивной (техника, приборы, оборудование, организация производства).
Инновационный процесс - это комплекс различных последовательных видов деятельности на основе разделения и кооперации труда - от получения нового теоретического знания к использованию созданного на его основе товара споживачем.

Сущность кооперации в науке, как и в материальном производстве, заключается в одновременности усилий, без которых необходим результат не может быть досягнутим.
Эффект кооперации исследователей в инновационной сфере заключается в том, что с увеличением количества вчених
во-первых, появляется возможность собрать и обработать значительный объем научной информации;
во-вторых, появляется большое количество различных точек зрения на решение научно-технических проблем и возрастает вероятность принятия правильного решения;
в-третьих, легче распределять обязанности в соответствии с личных способностей и возможностей науковцив.
Однако рост количества членов коллектива усложняет процесс организации взаимодействия и управления, снижает ответственность индивида за результаты роботи.
Дальнейшее развитие кооперации сопровождается делением научной работы, когда-то ученые специализируются на изучении определенной категории объектов: физических, химических, экономических, исторических и т.д. (предметный разделение труда).
Существует деление научной работы по стадиям инновационного цикла, как показано на рис. 3.3. Инновационный процесс делится на отдельные этапы, виды деятельности и стадии, как: фундаментальные и прикладные исследования, проектно-конструкторские разработки, освоения новшества в производстве и эксплуатации. Это приводит к дискретности инновационного цикла, когда отдельные результаты не находят долгое время своего применения на следующих стадиях.
Следует отметить, что в отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:
• высоким риском и неопределенностью путей достижения целей;
• невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;
• необходимостью преодолевать сопротивление как в сфере экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса;
• зависимости от социально-экономической среды, в которой он функционирует и розвиваеться.
Потребность в инновационном процессе формируется под влиянием такого противоречия, как соотношение между реальной и желаемой ситуацией в развитии общества. Начинает инновационный процесс установка на изменение ситуации или ее вдосконалення.
Различают три вида инновационного процесса [47, 49]:
• простой внутриорганизационный (натуральная форма);
• простой межорганизационный (товарная форма);
• розширений.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества в рамках одной организации. Нововведение при этом не набирает непосредственно товарной формы. В случае простого межорганизационные инновационного процесса нововведения становятся предметом купли-продажи в отношениях между производителями и потребителями. Расширенный инновационный процесс проявляется с появлением новых производителей нововведения, нарушая монополию производителя - пионера, что способствует через конкуренцию совершенствованию свойств нововведення.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание инновации и ее распространение;
2) диффузия нововведення.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от коммуникационных каналов, возможности субъектов хозяйствования воспринимать эту информацию и практически использовать. Дело в том, что субъекты хозяйствования, действуя в реальной экономической среде, проявляют неоднозначное отношение к поиску и внедрению нововведень.
Диффузия инноваций - это процесс передачи (трансферта) технологий фирмами разных стран с учетом времени, в результате чего нововведения проникают в различные области производства и находят все больше потребителей. Непрерывность инновационных процессов обусловливает скорость и границы диффузии нововведения. Согласно теории Й. Шумпетера, диффузия инновации - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новаторами, ожидая больших прибылей. Следует взвешивать на то, что процесс диффузии инноваций может осуществляться как по межфирменных каналах независимых иностранных фирм, так и через внутренние каналы транснациональных корпораций в случае внедрения нововведений в любом из их отделений, размещенных в других краинах.
Выделяют следующие формы трансферта инноваций на мировом рынке [78]:
* Передачи, продажа или предоставление по лицензии всех форм
промышленной собственности (за исключением товарных и фирменных знаков)
• торговля высокотехнологичной продукцией;
есть передачи технологического знания, необходимого для приобретения, монтажа и использования оборудования, машин, полуфабрикатов и материалов, полученных за счет аренды, закупки, лизинга или каким-либо другим путем;
• промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания оборудования и оборудования, полуфабрикатов и материалов;
• предоставление консалтинговых услуг и инжиниринг;
• передачи технологий в рамках инвестиционного спивробитництва.
Процесс передачи технологий тесно связан с теорией жизненного цикла инновации. На этапе «исследования и разработка» передачи технологии (новации) не происходит, потому что еще не известны сферы ее использования и затраты на разработку. На этапе «внедрения» появляется новый товар, производство которого является монопольным. Конкуренция отсутствует. Диффузия инновации осуществляется в форме экспорта товаров. На этапе «роста» инновация распространяется в других странах, однако еще полностью не освоена. С наступлением периода «зрелости» возникает распространение и обмен инновациями между разными странами. Постепенно новая технология совершенствуется и стандартизируется, идет активное ее передачи в развивающиеся страны. Она получает всеобщее распространение, ценность ее снижается в развитых странах прекращается производство, экспорт товара сменяется импортом. Возникает новая волна передачи технологии с развивающихся, в слаборазвитые страны.
3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 3.2. Структура инновационного процесса