3.2. Структура инновационного процесса

Инновационный процесс в экономическом и организационном смысле делится, как уже отмечалось, на отдельные этапы, стадии, фазы, которые различаются между собой целевым назначением, спецификой управления, финансированием, конечным результатом дияльности.
В исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученых придерживается схемы: «исследования - разработки - производство - маркетинг - продажи». Американские исследователи рассматривают инновационный процесс подробнее: «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - исследование рынка - конструирование - опытное производство - рыночное испытание - коммерческое производство». Все указанные этапы взаимообусловлены и обеспечивают успех нововведения только при интеграции их в единое циле.
Специфика инновационного процесса такова, что с разработкой инновации центр внимания постепенно перемещается от сферы исследований в сферу сбыта. Одновременно элементы инновационного процесса находятся в тесном взаимодействии, постоянно обмениваясь информациею.
Инновационные этапы и стадии порождают организационно обособленные функциональные подразделения, но если их взаимодействие не воспроизводит результатов, то инновационный процесс не достигает целей. Каждая из стадий инновационного процесса имеет свою организационную форму, свою специфику управления и целевое назначение. Однако совершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не повышает результативности процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары общественного спроса или применяются в локальных сферах, то потенциал данного нововведения практически не реализуется. Для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии является основой для дальнейшего движения к следующей. Особенно важно стыковки стадий, обеспечивает непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса.

Развитые страны накопили значительный опыт организации инновационных процессов. Следует отметить многогранность путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий инновационного процесу.
Инновационный процесс имеет циклический характер развития, осуществляется в пространстве и времени, основными его этапами являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный. Они охватывают следующие виды деятельности:

• фундаментальные исследования (ФД)
• прикладные исследования (ПД);
• опытно-конструкторские разработки (ОКР)
• опытно-экспериментальные разработки (ДЕР)
• исследовательская база наук (ДБН) в организационно-экономическая работа (ОЭР)
• промышленное производство новых товаров (ПВНТ), массовое ви
робництво.
Инновационный процесс начинается с фундаментальных исследований (ФД), предпосылкой которых более общий этап научного творчества, который получил название «логического исследования». Это - художественно-образная основа интеллектуальной деятельности мышления: интуиция, воображение, ассоциативные способности, методы и приемы научного познания, которое охватывает специальную методологию конкретных наук. «Логического» предпосылки является истоком цепи «наука - производство», хотя и содержит минимум научной точности. Например, если процесс производства нового продукта или нового технологического метода возникает на новой научной идеи, то эта идея имеет виток в «логического» работе мышления вченого.
В подтверждение этой мысли приведем высказывание выдающегося хирурга и анатома Н. И. Пирогова, который начал анатомо-экспериментального направления в хирургии. «Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и много - фантазией с помощью разума» 1.
Фундаментальные исследования - это разработка гипотез, концепций, теорий в конкретных сферах научной деятельности, которые являются основой для созданных нововведений. Например, создание ядерного реактора итальянским ученым Энрико Ферми (1941 г.) берет начало в его теоретических работах по ядерной физике, которые заложили основу практического использования реакции расщепления атомного ядра.
Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний, выявления существенных закономерностей развития природы и общества. их целью является познание объективных законов развития Вселенной. ФД разделяют на теоретические и поисковые. Результатом теоретических исследований являются научные открытия законов и закономерностей развития мира, обоснование новых понятий, создание новых теорий.
Теоретические исследования являются важнейшей составляющей в системе научных знаний, потому научные теории позволяют познавать существующие процессы и явления, проанализировать влияние на них различных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать и систематизировать факты, но она не может предсказать и объяснить их действие. Сами по себе факты - это еще не наука. Они становятся составной научных знаний только в систематизированном и обобщенном виде. Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций - понятий (определений), которые являются важными структурными элементами теоретической науки. Наиболее широкие понятия называются категориями. Это - общие абстракции.
Наука включает в себя также методы исследования. Метод - это инструмент, с помощью которого достигается главная задача фундаментальных исследований - открытие объективных законов действительности, которые отражают наиболее существенные, устойчивые, длительные объективные внутренние связи в природе, обществе, мисленни.
Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов так характеризовал роль научного метода: «... Метод - это самая, главная вещь ... От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. Метод держит в руках судьбу исследования ».
Ученый, проводя ФД, может и не знать, когда и как именно практически применяться его результат. Согласно ориентировочным подсчетам вероятность получения результата на стадии ФД равняется 5-10%, тогда как на стадии прикладных исследований - 85-95%, а на стадии разработок - 95-97%. Результаты ФД могут быть использованы в различных отраслях материального производства для самых разнообразных видов новой продукции в течение длительного часу.
Целенаправленные ФД - это отбор тех принципов, явлений, закономерностей, которые пригодны для практической реализации в ближайшее время. Целенаправленные исследования охватывают разработку новых методологий, методов решения научно-теоретических проблем различных направлений; проблем прогнозирования, моделирования, стратегического планирования и управления процессами функционирования и развития отраслей и объектов народного хозяйства. К целенаправленным ФД относятся исследования, связанные с изучением и разработкой методологии и методов по следующим направлениям:
• универсального использования (философия, математические науки, теория моделирования, кибернетика);
• решение проблем неживой природы (химия, геология, астрономия)
• решение проблем развития организмов и процессов живой природы (биология, медицина, агрономия)
• решение проблем взаимодействия общества с природой (физика, экология).
На следующем этапе выполняются поисковые исследования, объектом которых являются вопросы синтеза прикладных теорий, создание научных основ конструирования, проектирования, построения и эксплуатации предприятий, изучение возможностей получения новых видов продуктов (машин, приборов, систем, сооружений, технологий, новых утечек энергии) , создание новых свойств и их сполучень.
Поисковые исследования проводятся в математике, механике, теплофизике, гидротехнике, металловедении, машиноведения и ин.
Развитие поисковых исследований характеризуется дифференциацией традиционных наук и формированием новых (ядерной, лазерной, космической, робототехники и др.), произвели переворот в различных сферах хозяйства и общественной жизни. Таким образом, развитие науки является исходной базой для возникновения новых отраслей производства. Наука становится непосредственно производительной силой общества, потому что в ее недрах рождаются новые виды производства, новые технологии, новые знання.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает как генератор идей, прокладывает пути в новые сферы знаний. Однако положительный выход фундаментальных исследований, как уже отмечалось, в мировой науке составляет лишь 5%. Поэтому фундаментальные исследования финансируются за счет бюджета государства и не входят в сферу материального производства (см. рис. 3.3). Однако расходы на науку являются наиболее прибыльным делом, ибо наука в полном смысле слова является основой духовного и материального богатства человечества. Научные знания - своеобразный товар. После практической реализации научной идеи ее отдача не прекращается. Научные идеи не умирают, они продолжают свою жизнь в сочетании с новыми идеями, или в виде базы для разработки новых идей и теоретических концепций. Например, открытия, сделанные Фарадеем и Максвеллом, Резерфордом и Кюри, Лобачевским и Эйнштейном, продолжают свое служение науке и производству, выступая как орудия новых открытий и материального воплощения в космических кораблях, электронно-вычислительных машинах и т.д.. В современном оборудовании, оборудовании, технологиях реализуется интеллектуальный труд ученых многих поколинь.
Общественная ценность научной идеи проявляется после того, как она становится общим достоянием. Кто бы ни был фактическим создателем научной идеи, какой бы частной компании не принадлежало юридическое право на ее использование, однако рано или поздно владельцем этой идеи становится все общество, все получают право на ее споживання.
Таким образом, открытие как интеллектуальный продукт не имеет рыночной стоимости, поскольку на него невозможно оформить лицензию, поскольку оно несовместимо с каким-либо эквивалентом. их высокая эвристическая ценность, как правило, отмечается международными и государственными премиями. Например, к научным открытиям, которые составляют общечеловеческие ценности, относятся открытие Эрнста Резерфорда, который создал теорию радиоактивности и планетарную модель атома; Альберта Эйнштейна - автора теории относительности и основателя современной физики; академиков М. Г. Басова, А. М. Прохорова и американского ученого Ч. X. Таунса, которые создали первый квантовый генератор - лазер, за что им была присуждена Нобелевская премия в 1964 г. Истоки открытий содержатся в окружающей человека материальном мире в виде законов движения материи, их открытие начало развитие нового направления электроники - квантовой электроники. Итак, результаты фундаментальных исследований являются базой и движущей силой развития всей системы науки, техники, технологии, организации и управления процессами производства, решение социальных проблем, проблем развития общества в целом и каждой личности зокрема.
Развитие науки должно значительно опережать развитие техники и производства, а материальное производство должно быть достаточно подвижным в использовании научных результатов, мобильным в перестройке в зависимости от этих результатив.
Сфера материального производства охватывает прикладные исследования, технические разработки, первичное овладение новациями и их распространение, промышленное изготовление нового продукта. Это - технический, технологический и эксплуатационный этапы инновационного процесу.
Прикладные исследования (ПД) направлены на поиск путей практического использования уже открытых явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит целью решения технических и технологических проблем относительно конкретной отрасли производства. На этом этапе проверяются инновационные идеи на их жизнеспособность, техническую, экономическую и потребительскую эффективность. ее оценку могут дать специалисты, имеющие подготовку в области технико-экономического анализа - аналитики.
Показателем значимости, целесообразности инновационной идеи является показателем уровня научно-технической целесообразности. Он определяется с учетом уникальности, оригинальности и масштабности преобразований. Чем больше значимость, тем выше уровень:
1-й уровень - инновационные преобразования, которые сводятся к модернизации технических решений или продукта;
2-й уровень - это инновационные преобразования, которые приводят к коренным преобразованиям способов работы техники или использования продукта;
3-й уровень - это инновационные идеи, которые нацелены на опережающее технические решения, что позволяет создать принципиально новые конструкции товара или оборудования. Например, электромобиль с силовой установкой в виде электрохимического утечки тока;
4-й уровень - это инновационные идеи пионерного решения, т.е. изобретения, которые изменяют не только процессы производства, но и делают автоматически конкурентную позицию предприятия идеальной. Например, таким был аппарат для поглощения радиации и дезактивации зараженного среды, действие которого базируется на трансмутации радиоактивности.
Полученные результаты аналитической оценки являются основой для опытно-конструкторских разработок и создания (или модернизации) образцов новой техники, материалов, технологии, продуктов. Целью ОКР является создание образцов новых изделий, новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное виробництво.
На стадии опытно-экспериментальной разработки проводится окончательная проверка результатов теоретических исследований и разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения положительного результата от НИР к ОКР повышается до 95-97% для дальнейшего практического використання.
Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической, производственной и иной деятельности, является наличие в них значительного элемента новизни.
Экспериментальная база науки является составляющей научного потенциала страны. ее состояние и использование характеризуются возможностью науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью непрерывности инновационного процесса. Опытное производство может иметь различные организационные формы - завод, цех, опытная станция, опытно-экспериментальное производство, мастерская и др.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности; находиться на балансе научной организации или быть юридическим особою.
Опытно-экспериментальные работы завершают стадию освоения промышленного производства новых изделий и начинается процесс промышленного производства (ПВ). В производстве знания материализуются, а исследование подходят к своему логическому завершення.
После того, как нововведения вступили в стадию массового производства, оно нуждается в заботе исследовательской, так сказать, «материнской» организации. Это производственные исследования (ВД), которые делятся на три категории:
1) исследование новых производственных методов и действий;
2) исследование методов стандартизации и контроля качества;
3) исследования, связанные с доведением новой продукции до потребителя (маркетинговые исследования).
Целью этих исследований является обеспечение безаварийной и экономичной работы, ликвидация устаревшего оборудования, постоянное улучшение качества продукции и сервисного обслуживания потребителя. Они предусматривают технические и организационные меры, которые могут обеспечить поддержку нового изделия в рабочем состоянии в течение нормативного времени служби.
Информационная работа - это научная работа, направленная на повышение эффективности поиска научно-технической информации при выполнении различных видов НДЦКР. Важной составляющей этой работы является патентные дослидження.
Организационно-экономические работы связаны с совершенствованием организации и планирования производства, разработкой методов организации труда и управления, методов оценки эффективности научно-технических розробок.
Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных разработок и охватывает все последующие этапы до момента, когда нововведение подлежит замене качественно новым, прогрессивным, называется жизненным циклом инновации. Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельная, имеет свои закономерности развития и выполняет специфическую роль. Жизненный цикл имеет временные, трудовые и сметные оценки, которые используются для организации планирования и финансирования роботи.
На рис.3.7 приведена характеристика структуры жизненного цикла инновационного процесу.
Все виды работ, рассматриваемых принадлежат к циклу создания инноваций и включаются в состав научно-инновационного цикла и производственно-коммерческого циклу.
Принято выделять четыре фазы (этапы): от I - создание инновации и мощностей для ее использования, через II-III - рост производства и продаж, в IV - насыщение рынка и упадка и снятия продукта с виробництва.
С целью понимания сущности жизненного цикла рассмотрим его составляющие детальнише.

Сущность первой фазы - создание новинки - состоит из комплекса работ, направленных на преобразование результатов научно-исследовательских разработок в образцы новых изделий, их адаптацию к рынку и оценки условий включения в экономический обиг.
Комплексность этих работ состоит в том, что они сочетают одновременно создание или приспособление существующего производственного аппарата для организации производства нового товару.
На этой фазе также начинаются маркетинговые исследования при продаже первых опытных партий (образцов), что имеет большое значение для введения инновации на рынок. Эта фаза является исключительно збитковою.
Вторая фаза связана с освоением производства и ростом объемов продаж, достижением запланированного уровня рентабельности. Припадая на сферу производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь реализуется материально-вещественная основа инновационного цикла. На данной фазе потребители открывают для себя новизну и оценивают ее как потребительскую вартисть.
Третья фаза - фаза зрелости. Она характеризуется уменьшением темпов роста производства, стабилизацией. Следует отметить, что продолжительность массового выпуска нового продукта влечет двойное воздействие на эффективность. С одной стороны длительное производство новой продукции обеспечивает высокие экономические результаты, удовлетворяя спрос и обеспечивая накопление для воспроизведения, с другой-возникает необходимость обновления продукции, поскольку это является обязательным условием удержания места на товарном рынке и повышения конкурентоспособности. Все это требует оптимизации времени производства с учетом изменений темпов роста экономической ефективности.
На этой фазе увеличивается конкуренция результате диффузии и тиражирование нововведення.
Четвертая фаза - фаза упадка: моральное старение продукта. Спрос падает, нововведения становится неконкурентоспособным и вытесняется другими новшествами. Поэтому еще до наступления этой фазы фирмы стремятся модернизировать продукт или создать новый. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно. Можно продлить жизненный цикл инновации, если активно работать в маркетинговой сфере, поддерживая спрос на данную продукцию путем снижения цен, через рекламу или другие каналы сбыта. Однако маркетинговые мероприятия без проведения научно-исследовательских работ для улучшения продукции данного параметрического ряда, без разработки и освоения новых видов продукции носят тимчасовий
характер, поэтому лидирующие компании, которые самостоятельно разрабатывают и реализуют новый продукт, постоянно работают над усовершенствованием или созданием нового продукту.
Пример. Немецкая фирма «Сименс» с целью повышения конкурентоспособности на мировом рынке уделяла чрезвычайно большое внимание научным разработкам и исследованиям. Еще в 1991 г. в сфере НИОКР работало 45 тыс. чел. при общей численности работающих 400 тыс. На проведение научных исследований уходило 4,8 млрд дол. В пяти технологических лабораториях работало 2 тыс. ученых и 2 тыс. инженеров, которые вели исследования по 22 основным направлениям и прежде всего работали над разработкой инноваций в области медицинской диагностической аппаратуры, медицинского оборудования, программного обеспечения для управления средствами связи, электроники и ин.
Холдинговая компания «Мерк» 1 (Merck Co., Inc) ориентирована на исследования и производство фармацевтической продукции и услуг. Она разрабатывает, производит и продвигает на рынок широкий спектр продуктов. Научный потенциал компании всегда был одной из важнейших составляющих развития. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составляли в 1996 г. 1,5 млрд дол. Исследовательские программы позволяют создавать новые медицинские препараты для лечения многих заболеваний людей.
Современный бизнес действует в меняющемся внешней среде: усиливается конкуренция, которая имеет глобальный характер; возникают новые технологии; углубляется тенденция сокращения жизненного цикла продукции, усиливается давление потребителей (покупателей), которые требуют все большего внимания к сервису и качеству; изменяющиеся демографические тенденции. Все это обуславливает быстрое техническое обновление производства, которое характеризуется ускорением замены старой продукции новой, ростом количества производства новых видов и типов изделий, уменьшением серийности производства. Количество видов, типоразмеров изделий удваивается примерно каждые 5-8 рокив.
Одновременно сокращается временной цикл от появления изобретения до его воплощения в готовые изделия. Для оценки динамики этого процесса на практике используют показатель обновления продукции, который характеризует удельный вес новой продукции в общем объеме продаж в течение определенного времени одного, двух, трех и т. д. до пяти рокив.
США: Экономика, политика, идеология. - 1998. - № 8.
Опыт промышленных фирм высокоразвитых стран (ФРГ, США, Японии) показывает, что для удержания позиции на рынке необходимо сокращать период на выполнение НИОКР на ЗО-50%. Только в таком случае им удается избегать значительных экономических затрат. Например, опыт фирм ФРГ, которые выпускают продукцию радиоэлектронной промышленности, свидетельствует о том, что увеличение продолжительности разработки изделия с пятилетним жизненным циклом на 6 месяцев приводит к потере 30% прибыли от его реализации. Для изделий с трехлетним жизненным циклом потери прибыли достигают-50%. Вместе с тем сокращение периода разработки инновации на полгода удваивает прибыль. Обновление продукции некоторых фирм США и ФРГ началось еще в начале 80-х годов, как это показано в табл. 3.1 [23, с. 384-385].


3.1. Общая характеристика инновационного процесса: понятие , сущность , содержание 3.3. Модели распространения инноваций