3.4. Причины и источники инновационных идей

В научной литературе существует большое количество подходов к этой проблеме [33, 45, 64, 77, 155], но большинство исследователей склоняется к мысли, что главными причинами и источниками инновационных идей являются:
• потребности рынка, спрос потребителя;
• конкурентная борьба на рынке, желание получить конкурентные преимущества и максимизировать прибыль;
• повышение престижа предприятия;
• поиск решения проблем, которые возникают во время деятельности фирмы;
• подражания другим организациям, которые внедряют новую технологию;
«Желание работников улучшить свое мастерство в конкретной деятельности;
• реализация знаний личности;
• советы консультантов в любой период реорганизации фирмы;
• научные открытия, интернационализация науки;
• изобретательство;
• интуитивное представление о том, что нововведение может улучшить деятельность организации.
Рассмотрим основные из указанных причин детальнише.
По мнению аналитиков, одной из главных причин и одновременно источником инновационных идей являются потребности рынка. Так, Т. Коно [55] утверждает, что 72% всех идей, которые успешно воплощаются на рынке, стимулируются именно спросом. Привередливые потребители заставляют производителя не только повышать стандарты качества изделий, услуг, но и менять модели, совершенствовать их конструкцию, создавать новые. Результаты целого ряда экономических исследований подтверждают, что в среднем из 100 успешно реализованных нововведений около 75 - это ответ на нужды потребителя (рынок, заказ от правительства, производственные нужды самого производителя) и только 25 нововведений является результатом внедрения новых технических идей, возникших в процессе проведение НИОКР [67]. Побудительным мотивом для инноваций являются изменения внешней среды, которые ведут к появлению новых потребностей или новых способов удовлетворения уже существующих потреб.
Пример. Лето в Японии жаркое и влажное, квартиры небольшие. Требовались бытовые кондиционеры небольших размеров, компактные и безшумни.
Это подтолкнуло японские фирмы прежде внедрить экономические роторные компрессоры в кондиционерах.
Англичане обожают заниматься садоводством и английские фирмы выпускают садово-огородный инвентарь лучший в свити.
Требования общества по защите окружающей среды предопределяют разработку электромобилей, новых типов упаковочных материалов, которые можно полностью переработать для дальнейшего використання.
Общая тенденция к старению населения вдохновляет на разработку новых концепций оздоровления человека, ведение домашнего хозяйства, индустрии развлечений. Японская фирма «ТОТО» предложила «умный туалет», в котором используются биосенсорика и микропроцессоры с целью получения данных для медицинской диагностики.
Фирма «Сони» выпустила на рынок видеоприбора, с помощью которого дети могут рисовать цветные картинки прямо на экране телевизора. С точки зрения функциональных характеристик прибор имеет возможности компьютерной графики.
Анализ зарубежного досвиду1 показывает, что в 80-е годы XX в. в конкурентной борьбе на мировых рынках достигли успеха компании (в основном японские), которые выпускали традиционную, хорошо известную продукцию, но такую, которая имела преимущество в качестве товаров и себестоимости их производства. В XXI в. победу в конкуренции получат те фирмы, которые смогут фундаментально освоить производство новой продукции, перспективные технологии, новые методы работы с рынком. Изменились спрос и психология потребителя. Сегодня 90% людей работают с компьютером, тогда как в 1980 г. его почти не использовали. И это в развитых краинах.
Фирмы все больше имеют дело с новыми технологиями, которые используются в качестве «наступательное оружие» для завоевания рынка. Эффект творческого разрушения, как его определил еще И. Шум-Петер, хорошо известный Новым явлением представляются процесс ускорения и его географическое распространение. Следствием данной эволюции является то, что конкуренция ведется в масштабах всей планети.
Эффективно работать на отечественном рынке уже недостаточно, фирма должна определить конкурентное преимущество на международном рынке и прежде всего на уровне триады - стран Европы, Северной Америки и Японии. Этот рынок насчитывает около 700 млн человек (15% населения земного шара), однако на его долю приходится две трети. Валового мирового производства и около 85% покупательной способности [67]. Следовательно, конкуренция и монополия-это еще два важных фактора, совместное действие которых приводит к возникновению инновационных идей.
На любом рынке конкуренты пытаются захватить наибольшую его часть. Поскольку фирмы контролируют друг друга в достижении этой цели - одной не удается завладеть всем рынком. Этот процесс заставляет фирмы работать не только эффективно, но и стимулировать нововведения для сохранение лидирующей позиции в своей нише рынка или проникать на новые ринки.
Пример. Фирма «Найк» (США) работала в сфере производства спортивной обуви. В 1980 г. она предлагала рынке 140 моделей и контролировала почти 50% рынка, опередив такие известные иностранные фирмы, как «Адидас» и «Пума». Но спрос на рынке изменился. Спортивная обувь стала пользоваться популярностью не только у спортсменов-профессионалов. Воспользовавшись модой на аэробику, соперница «Найк» фирма «Рибок» начала набирать скорость благодаря производству новой модели обуви для занятия аэробикой и вышла на первое место в отрасли. ее доля на рынке достигла 27%, а доля «Найк» уменьшилась с 50 до 23%.
Вслед за модой на аэробику на рынке произошла еще одна перемена-спортивная обувь вообще стало модным. И снова фирма "Рибок" быстро отреагировала на изменения и обогнала «Найк», вырвавшись вперед. До 1988 г. она ежегодно продавала обувь на 75 млн дол., Тогда как «Найк» - на 50 млн. Но «Найк» не собирался видступати.
Он создал новую продукцию, обращая внимание на стиль и моду. И уже в 1990 г. «Найк» обогнал фирму «Рибок» на 30%. "Рибок" осталась позади, но продолжала наращивать усилия, тратя около 70 млн дол. на рекламу и разработку новой модели «памп». В настоящее время на рынке появилась новая фирма «Л. А. Гиари », которая стала лидером по производству женской спортивной обуви и заняла третье место на рынке. Конкурентная борьба тривае.
Появилась, развивается и углубляется тенденция обмена научными идеями между фирмами, активного их сотрудничества с государственными лабораториями, создание научно-исследовательской базы за рубежом. Как правило, фирмы обеспечивают прикладные исследования и изготовление экспериментального образца, а лаборатории-теоретические исследования. Это взаимодействие является причиной и источником инновационных идей.
Например, фирма «IBM» совместно с «Bell Labs» и Массачусет-ским технологическим институтом создали консорциум для технической реализации явления высокотемпературной сверхпроводимости, за открытие которой ученые фирмы «IBM» в 1987 г. получили Нобелевскую премию.
Важнейшим источником инновационных идей среди прочего есть творческая деятельность людей, взгляды которых выходят за рамки традиционного подхода к решению проблем. Американский ученый А. Залезник считает, что творчество является достаточно редким явлением. В корпорации творческая активность зависит от наличия одаренных людей, способных на нестандартное мышление. То есть творчество следует рассматривать как способность отойти от штампов, догм и стереотипов мышления при разработке технологического процесса, что в результате дает новый способ производства существующего продукта или новый продукт (инновацию).
Генераторами инновационных идей является новаторы. К этой категории относятся изобретатели, рационализаторы, люди, которые имеют способности, природный талант, одаренность к определенному виду деятельности, развивается под влиянием определенных условий, и желание выразить свое видение через создание новости, новации. Главную роль в побуждении творческой активности новатора играют как его внутренние, так и внешние мотиви1. При этом сознательное действие личности всегда направлена на определенную цель, которой она хочет достичь. Мотив и цель тесно связаны между собой. Мотив выступает как причина постановления тех или иных цилей.
Следует отметить, что вообще любое действие части побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые находятся в определенной субординации - одни играют ведущую роль и подчиняют себе другие. Творческой деятельности новаторов присущи свои особенности мотивационной сфери.


Среди внешних мотивов важную роль играет система управления организацией, которая может подавлять талант или сформировать условия для его расцвета, разработка и внедрение ним творческих идей в жизнь. Кроме этого, внешними мотивами творческой активности являются:
• спрос в сферах потребления и производства на новые товары и услуги;
• достижения науки и техники.
Внутренние мотивы побуждают творческих работников к удовлетворению таких личных потребностей, как:
• самовыражения путем реализации своего потенциала;
• принадлежность к категории (инженерного корпуса, ученых, изобретателей)
• признание другими членами организации, общества профессионализма, компетентности, значимости личности;
• материальная независимость и уверенность в будущем
- Обеспечение личной безпеки.
Однако внутренних и внешних мотивов недостаточно для синтеза оригинальной инновационной, технически осуществимой идеи. Кроме соответствующих организационных условий, необходимы индивидуальные качества исследователя, и прежде всего вдохновение, увлеченность процессом творчества в поиске решений инновационных идей. Никакое управление не сможет пробудить творческую силу, если нет вдохновения и отсутствуют способности к творческой дияльности.
Психологи различают две группы творческих личностей: генераторов и трансформаторов идей в конкретное ришення.
Генераторам идей присущи такие качества, как:
• широкий кругозор;
• концептуальность мышления;
• богатое воображение;
- Умение посмотреть на идею с высоты «птичьего полета»;
• научно-техническое талант.
Качества могут быть развиты в результате воспитания, образования, жизненного опыта, программы личного тренировки наблюдения, эвристических приемов, обеспечивающих поиск новых сочетаний существующих явищ.
Конечно, наличие таланта обусловлена генетически. Он дается от рождения. Труд может его активизировать, вызывая у исследователя состояние озарения, интуитивного видения искомого решения. На рис. 3.10 показана модель трансформации идеи дослидника.
Как показывает практика, для появления одного жизнеспособного инновационного технического решения необходимо синтезировать некоторую критическую массу идей, достигается определенной организацией работы целевых групп исследователей, которые обладают необходимым творческим потенциалом. К таким группам, как правило, входят генераторы идей, аналитики, трансформаторы идей, дает синергетический эффект, обусловленный совместной працею.

П. Друкер [33] выделяет семь источников инновационных идей:
• внезапные события для предприятия или отрасли (неожиданный успех или неожиданная внешнее событие, неожиданная неудача)
• неконгруэнтность - несоответствие между реальностью и представлениями о ней;
• нововведения, основанные на потребности технологического процесса;

• внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
- Демографические изменения;
• изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках;
• новые знання.
Первые четыре источника являются внутренними и касающихся предприятия, а по своей сути это скорее симптомы, которые могут испытывать работники предприятия или отрасли. Одновременно они являются высо-конадийнимы индикаторами изменений, которые могут быть проведены с незначительными затратами. Следует отметить, что границы между ними размыты; более того, эти источники часто перекрывают друг друга. Вместе с тем каждое из указанных источников имеет свои характерные особенности. Рассмотрим их.
Неожиданный успех - это не просто благоприятная возможность для нововведения, а она сама предопределяет необходимость этих нововведений. Например, крупные сталеплавильные заводы морально устарели. Возникла идея создать мини-заводи.
Неожиданный успех изучается с целью выявления инновационных возможностей с помощью таких вопросов:
* Какую пользу дает использование неожиданного успеха?
• К какому результату это приведет?
* Что необходимо сделать, чтобы превратить успех в инноваций на возможность?
• Как это сделать?
Принятие решения о нововведениях всегда риск, поскольку необходима определенная структурная перестройка, которая может оказывать значительное влияние на функционирование всех подразделений организации. Поэтому высшей управленческом звене принадлежит важная роль, прежде всего как инициатора такой перестройки. Именно высшее руководство 1) определяет стратегию нововведений, 2) формирует концепцию структурной перестройки организации, 3) является инициатором нововведений. Поэтому большинство удачных инновационных идей выдвигается выше управленческим звеном. По данным Т. Коно, первоначальная идея очень успешных изделий поступила именно от высшего руководства: «Хонда CIVIK», малотоксичен двигатель «Хонда CVCC», кварцевые часы «Сейко», камеры с автоматической фокусировкой производства компании «Кони-си», копировальная машина « Кенон », оптические волокна для передачи информации компании« Сумитома »и т.д.. Много инновационных идей высовывается специалистами функциональных виддилив.
Неожиданная неудача. Неудачи в отличие от успеха редко проходят незаметно, их невозможно игнорировать, но как источник инновационных возможностей они воспринимаются редко. Классическим примером неудачи может быть история разработки запоминающих устройств (ЗУ) на цилиндрических магнитных доменах (ЦМД) фирмой «Тексас инструменте». Она разрабатывала эти устройства в течение семи лет с надеждой завоевать часть колоссального рынка полупроводниковых ЗУ с произвольной выборкой (ЗПДВ).

Однако руководство фирмы неправильно оценило темпы прогресса в области ЗПДВ. К тому моменту как 39 ЗУ на ЦМД были подготовлены к выходу на рынок, емкость ЗПДВ настолько возросло, а стоимость настолько снизилась, что производители ЭВМ не захотели переходить на другой вид устройств памяти. Разработка ЗУ на ЦМД обошлась фирме в десятки миллионов доларив.
Несоответствие между реальностью и представлением о ней. Несоответствие - это расхождение, диссонанс между тем, что есть и тем, что должно быть. Это подходящий разрыв (предел), который обусловливает необходимость проведения инноваций. Несоответствие связано с нестабильностью, когда даже небольшие усилия могут вызвать перестройку не только отрасли производства, но и всей социально-экономической структуры. Однако несоответствие не оказывается количественно это качественный показатель. Различают следующие виды несоответствий:
• Несоответствие между экономическими реалиями общества. Например, Украина хочет войти в Европейское экономическое пространство, однако в современной национальной экономический политике отсутствует четкая спланированная и спрогнозирована инновационная стратегия государства в этом напрями.
• Несоответствие между реальным положением в отрасли и планами пидприемства.
• Несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей ее продукции.
• Внутренняя несоответствие в ритме или логике технологических процесив.
Пример. Фирма «Дюпон» в 60-е годы была ведущей в производстве синтетических материалов (полиэстера, нейлона), используемых в производстве шинного корда и продолжала инвестировать ГДР в направлении развития именно нейлона, не обращая внимания на то, что ее главный потребитель «Гудиер» открыто утверждал, что шинный корд из полиэстера имеет преимущество. Воспользовавшись ситуацией, другая фирма - «Селанз» быстро выпустила поли-эфирное корд. Как следствие, «Дюпон» не смогла занять лидирующую позицию на рынке сбыта. «Дюпон» потерпела неудачу не потому, что ей не известны были технические возможности полиэстера, а потому, что исходила из предположения будто только одна корпорация в спромози контролировать темпы нововведений на рынке [144].
Нововведения, основанные на потребности производственного процесса. В этом случае причиной нововведения является необходимость усовершенствования уже существующего технологического процесса (это может быть замена слабого звена, перестройка производственного процесса в соответствии с новыми требованиями или когда необходимо добавить какую-то новую звено, но без новых знаний сделать это невозможно). Итак, для воплощения в жизнь инновационных решений, основанных на потребности производственного процесса, необходимы следующие условия:
• автономный технологический процесс;
• одна «слабая», или «отсутствует» звено в нем;
• четкое определение цели;
• широкое понимание пользы (выгоды) инновационного поиска;
• наличие необходимых новых знаний и возможностей их применения, творчисть.
Пример. Джек Килби, молодой инженер из фирмы «Тексас инструменте» в 1958 г. изобрел интегральную схему, через семь лет после начала эры транзисторов. Последние представляли собой миниатюрные аналоги электронных ламп. Эти маленькие элементы необходимо было соединять между собой проводами, чтобы система работала как единое целое. Чем сложнее была функция устройства, тем более компонентов необходимо было соединять между собой. Была проблема - как это делать без дефектов и эффективнее? Д. Килби нашел путь соединения компонентов через другой элемент - кремний, который использовался для транзисторов и который стал возможным использовать и для других компонентов, соединить их без проводов. Отпала необходимость в упаковке и распаковке каждого элемента, так как все компоненты стали одним цилим.
Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка. Иногда в рыночных или отраслевых структурах ведущие производители оставляют без должного внимания быстро растущие сегменты рынка. Возникающие в новой ситуации возможности роста редко вписываются в существующую рыночную политику. Поэтому инновационно нацелены компании получают широкое поле деятельности. Следует учитывать такие признаки будущих изменений в отраслевой структуре:
1. Быстрый рост отрасли. Если отрасль развивается быстрее чем экономика в целом, то можно предположить, что ее структура резко изменится позже, именно в тот момент, когда объем производства в этой отрасли удвоится. С точки зрения логики понятно, что когда дела в той или иной компании идут хорошо, то нет оснований для каких-либо изменений. Но опыт показывает, что все стареет и успех может превратиться в неудачу, когда своевременно не почувствовать новых тенденций. Например, руководство «Ситроена» и «Белл телефон систем» не смогли своевременно осознать изменений, которые происходили, и в результате их потеснили более энергичны и дальновидные, но в прошлом слабые конкуренти.
2. Тогда, когда быстро растущая отрасль удваивает свои мощно сти, она уже, как правило, теряет способность адекватно оценивать ситуацию на ринку.
Традиционное деление рынка на сегменты более не отражает реальности, он отражает лишь историю. Однако большинство видит отрасль такой, какой она была всегда, без учета текучести времени, изменений, которые происходят незаметно. В этом-объяснение успехов многих фирм-новаторив.
Например, компания «Марс» «расшевелила» весь европейский рынок мороженого, выпустив под своей торговой маркой высококачественное шоколадное мороженое; фирма «Тото», лидер на японском рынке сантехники, постоянно предлагает потребителям новые товары. Одна из последних и самых успешных новинок - «умный» унитаз, который позволяет анализировать уровень сахара и протеина в урне пользователя, измерять его кровяное давление, температуру и вагу.
3. Следующим признаком, почти всегда показывает приближение структурных изменений, является сближение технологий, которые ранее считались вполне самостоятельными. Например, телефон и ЭВМ, используемых в дистанционном связи.
4. Отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление дияльности.
Например, компания «Сони», работая над усовершенствованием и миниатюризацией электронной техники, начала целую новую отрасль портативных приборов для розваг.
Инновационные компании, используя свой инновационный потенциал, выходят на новые рынки, вследствие чего постоянно расширяется или изменяется сфера их дияльности.
Демографические изменения. Во демографическими изменениями понимаются изменения численности населения, его структуры по полу и возрасту, занятостью, уровнем образования, доходов, по профессиональному составу. Такие изменения, как правило, однозначны и имеют легко предсказуемы наслидки.
Демографические показатели весьма нестабильны, характеристики населения в наше время меняются быстро и неожиданно. За последние годы в развитых странах произошли существенные социально-демографические изменения, в частности, следующие:
• старение населения;
• снижение уровня рождаемости;
• увеличение продолжительности жизни;
• рост числа работающих женщин;
• увеличение количества разводов и неполных симей.
Эти и другие демографические изменения непосредственно влияют на стиль жизни и формы потребления. Они создают новые сегменты рынка, одновременно стимулирует и определяет инновационную деятельность предприятий, заставляя их работать с целью создания новых товаров и услуг. Так, молодежь чаще покупает недорогие вещи, руководствуясь при этом модой и ценой, а не прочностью и качеством. Пенсионеры в благополучных странах составляют основной сегмент рынка туризма. Миграция населения создает соответствующие условия для предпринимательства, развития регионив.
Пример. Фирма «Мелвилл», торгующая в розницу обувью, одеждой и много еще чем, сумела предвидеть возможные изменения, связанные с «бумом рождаемости» в 60-е годы. Фирма открыла новые специализированные магазины для юных покупателей, одновременно расширила ассортимент своих товаров. Надо отметить, что деятельность этой фирмы сначала была очень скромной и неприметной, но инновационная политика фирмы позволила ей через некоторое время превратиться в одно из самых быстрорастущих и прибыльных предприятий розничной торговли в Соединенных Штатах.
Таким образом, демографические изменения представляют собой высокопроизводительное и высоконадежное источник инновационных идей для тех, кто готов выполнять самостоятельные практические исследования реальных ситуаций, анализировать тенденции змин.
Следует отметить, что демографические сдвиги в третьем тысячелетии по своей сути могут быть непредсказуемыми. Но надо помнить, что перед тем, как эти изменения произойдут, проходит определенный период, который вполне подлежит прогнозированию. Если сокращается рождаемость и растет смертность, то эти сдвиги материализуются через 10-15 лет в структуре рабочей силы. К сожалению, государственные деятели и должностные лица, наделенные правом принимать решения и занимают ответственные посты в государстве, еще не освободились от заблуждения, что демографические факторы меняются медленно, и закрывают глаза на очевидные доказательства демографических змин.
Изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках. Эти понятия фиксируют позитивное или негативное восприятие как отдельными людьми, социальными группами, так и обществом в целом любого объекта или явления, которые тесно связаны с потребностями (экономическими, социальными, этическими), изменениями стиля жизни, типа культуры и мировоззрения людей.
Стиль жизни - это определенная модель поведения, мышления, социо-психологической активности индивида, его специфическая выразительность життевиявлення и жизнедеятельности. Жан-Жак Ламбен [67] предлагает рассматривать стиль жизни как глобальный продукт системы ценностей личности, ее интересов, способ времяпрепровождения, потребления, то есть то, что она считает для себя важным в окружающей середовищи.
Существуют определенные методы анализа стиля жизни людей, с помощью которых аналитики выявляют причины поведения людей, их отношение к нововведениям и вообще к изменениям концепций товара, услуг, здоровья, семьи, роботи.
Большинство эмпирических исследований стиля жизни касается анализа таких составляющих, как: активность, интересы, взгляды, социально-демографические характеристики людей. В табл. 3.4 приведены показатели, по которым чаще всего производится анализ стиля жизни людей.


По указанным параметрам строятся соответствующие профили (стереотипы) поведения социальных групп, что дает возможность выявить их восприимчивость к инновациям, ориентацию и чувствительность к нововведениям, определить изменения в формировании социально-культурных тенденций. Например, тягу к здоровому образу жизни повысил спрос на спортивные товары, натуральные продукты питания, нетрадиционные методы лечения. Чтобы удовлетворить потребность, стали открываться магазины здорового питания, появились фирмы-новаторы по производству пищевых добавок. Массовым увлечением бегом трусцой воспользовались многие компании, которые производят спортивную одежду и обувь. Колоссального успеха в 1983 г. в Соединенных Штатах достиг-ли фирмы, которые выпускали комнатные тренажеры [33].
Признаком изменений в восприятиях может быть также неожиданный успех или невдача.
Пример. В 1957 г. автомобиль «Эдсель» компании «Форд мотор» потерпел провала на рынке. Этот автомобиль - конечный результат тщательно разработанной стратегии в американском автомобильном бизнесе. В разработке этой модели были воплощены новейшие достижения в области автомобилестроения с максимальным учета потребностей покупателя относительно технических характеристик и дизайна. Но автомобиль не продавался. Поиск причин провала «Эдсель» натолкнул руководство на мысль, которая оказалась справедливой: у покупателей произошли сдвиги в восприятиях и ценностных ориентациях, что немедленно отразилось на рыночной ситуации. К этому времени рынок автомобилей был сегментирован по уровню доходов, теперь стал сегмен-нтуватись по интересам потребителя [158].
Предвидения изменений в восприятиях, настроениях потребителя оказывают инновационные мероприятия очень удачными и своечасними.
Новые знания (как научные, так и ненаучные). Нововведения, основанные на новых знаниях, имеют определенные особенности. Как правило они отличаются продолжительностью созревания, большим разрывом во времени между появлением нового знания и его доведением до уровня технологического використання.
Пример. Рудольф Дизель спроектировал свой знаменитый двигатель еще в 1867 г. Это был революционное изобретение, но только в 1935 г. американец Ч. Каттеринг сделал возможным его использование. Нужно было собрать воедино целый комплекс научных знаний, начиная с XVII в., Чтобы сделать возможным появление ЭВМ. Временной разрыв между появлением открытия и его практическим освоением характерен не только для научно-технического нововведения, но и для инноваций, в основе которых лежат новые знания, не касающиеся науки и техники. Например, теорию предпринимательского банка разработал Клод Анри Сен-Симон сразу после окончания наполеоновских войн. По идее Сен-Симона банкир должен «инвестировать», то есть создавать новую возможность для роста богатства. Эта идея была реализована только в] 852 г. Последователями Сен-Симона был создан первый предпринимательский банк «Кредит Мобилье» и тем самым они начали рождения финансового капиталу.
Временной разрыв между новыми знаниями и нововведениями, основанные на этих знаниях, по мнению П. Друкера, внутренне присущий природе знаний. Одновременно внешние кризисные явления способны сократить период реализации новых знаний в создании нововведений. Например, Вторая мировая война ускорила атомной зброи.
Следующей характерной чертой инноваций, основанных на новых знаниях, является то, что они, как правило, строятся на конвергенции нескольких видов знаний. Например, в основе разработки самолета братьями Райт лежат два открытия: изобретение двигателя, работающего на бензине, и открытия в области аэродинамики. Компьютер является ребенком конвергенции пяти различных открытий: в области математики - двойственная система исчисления, математическая логика, внедрение перфокарты, разработки программного обеспечения и принципов обратной связи.
Следовательно, пока не соединятся воедино все необходимые знания, то есть научно-технические достижения, потребности времени, возможность использования знаний - инновации неможливи.
Рассмотрены источники и причины инновационных идей имеют разное значение, но все они должны систематически анализироваться и приниматься во внимание при разработке нововведений. Проведение исследований во многих областях должна быть нацелена на нахождение и использование новых оригинальных идей. Для этого необходимо накопление информации об использовании уже существующих нововведений, их распространение и успех или упадок на рынке.
3.3. Модели распространения инноваций 3.5. Факторы успешности и неудач нововведений