5.1. Роль государства в создании механизма регулирования инновационного процесса и инновационной деятельности

На современном этапе развития мировой экономики наблюдается зарождение пятого цикла Кондратьева: растут темпы инновационных изменений, пересматриваются стандарты и приоритеты, которые казались непоколебимыми еще ЗО и даже 20 лет назад. То, что считалось определяющим в развитии экономики любой страны, как: высокоразвитая тяжелая промышленность, собственные энергоресурсы, собственные истоки инвестиций - сегодня не способны в полной мере обеспечить экономический рост государства [17, 37,93, 121].
В наше время (как отмечают ученые) ни качество, ни объемы производства продукции не могут быть показателем уровня развития экономики того или иного государства. По лицензии «Даймлер-Крайс-лер» в Турции или Бразилии выпускают точно такие легковые машины и автобусы «Мерседес», как и в Штутгарте - на родине всемирно известной марки. Сборочный завод «Шевроле» в Приволжском Елабуге производит вездеходные автомобили «блейзеры», которые ничем не отличаются от выпущенных в Детройте. Страны Юго-Восточной Азии, как минимум, десятилетиями опережают США и Японию по объему производства персональных компьютеров и бытовой электроники, которая отвечает японском и американском аналоге, но эти страны в общеэкономическом развития отстают от останних.
Одним из главных показателей уровня развития экономической системы в настоящее время является уровень «постиндустриальности», т.е. отсутствие или свертывание производства в традиционном ее понимании и вообще развитие исключительно интеллектуального производства - НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), совершенствование сферы различных услуг, управление финансовыми рынками, непрерывная оптимизация системы образования, здравоохранения, акцент на исследовании окружающей среды, в том числе в неземных условиях [ЗО].
Кроме того, в мировой практике пересматриваются критерии оценки традиционных и высокотехнологичных галузей.
Экономисты предлагают одним из наиболее адекватных показателей наукоемкости отраслей удельный вес расходов на научно-исследовательские работы в стоимости готовой продукции. Те промышленные отрасли, в стоимости продукции которых расходы непосредственно на НИОКР составляют от 7 до 15%, признаются наднаукомисткимы. Исходя из этого, изменяется набор отраслей и отдельных производств, которые еще в 80-е годы XX в. были эталоном наукоемкости. Например, изготовление персональных компьютеров в начале своего развития по уровню наукоемкости стояло в уровень с авиа-и ракетостроении. Однако теперь процесс производства стал настолько рутинным, что отрасль рассматривается как почти традиционная. По мнению ученых, принципиальные технологические прорывы в производстве компьютеров уже сделаны и, несмотря на непрерывное их улучшение, сама методика наращивания их потенциала уже давно стала достоянием общемировых промышленных технологий, т.е. стало известно: как нужно совершенствовать эту технику и за счет чего усиливать ее характеристики. Это, соответственно, освобождает от необходимости тратить большие финансовые средства на НИР, что, в свою очередь, снижает общую удельный вес расходов на них в конечной стоимости готовой продукции.
Итак, с распространением и трансфертом технологий производства того или иного продукта отрасль промышленности, которая его создала, перестает быть наукоемкой и переходит в разряд традиционных, в которых доля расходов на НИОКР составляет от 1 до 6%. Именно теперь в развитых странах сокращаются объемы производства в традиционных галузях.
По прогнозу независимого футуролога и экономиста в сфере промышленности, автора популярной в США труде «Картины трудовой жизни» Дж. Хеллета, половина специальностей, которые имели место в 1988 г., не существовало в 1967 г. К 2007 г. практически все специальности будут новыми относительно нашего часу2.
Таким образом, формируется новая парадигма экономического роста на базе использования новых знаний и инноваций как важнейших ресурсов. Распространяется осознание того, что наука как главный источник нововведений не является замкнутой системой, а органично вливается в экономические процессы, которые происходят в рамках национальных государств, в отраслях, корпорациях, малых предприятиях. В промышленно развитых странах наблюдается переход от экспорта капиталов в трансфера технологий, замена интенсивного типа экономики на инновационный тип. Для развития инновационной деятельности в этих странах государства создают благоприятную инновационную среду, которая формирует цивилизованные рыночные отношения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития, создание определенных организационно-правовых условий для инновационного пидприемництва.
Государственное регулирование инновационного процесса на современном этапе является одним из главных условий развития экономики. В экономической литературе западные авторы отмечают, что, например, в торговом балансе США за 25 лет новая техника обеспечила получение 25 млрд долл.. дохода, а традиционная - нанесла 16 млрд дол. убытков [83]. Исходя из приведенных фактов и опыта мировой практики, успешная научно-техническая деятельность невозможна без системы эффективной государственной поддержки. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов обусловлена в первую очередь масштабами финансовых затрат на проведение исследований и реализацию их результатов. Совершенствование процессов научного познания делают НИОКР все дороже. Новые научные результаты достигаются высококвалифицированными, а следовательно, и високоопла-бдений кадрами, при этом опережающими темпами растет фондовооруженность научной работы. Еще больше затрат потребует реализация нововведений. Эти значительные капитальные вложения связанные с техническим переоснащением производства, затратами на поиск и приобретение научно-технической информации, обучение персонала, организационные мероприятия. Больших затрат потребует экспертиза, патентование, сертификация новой продукции и т.п., что не под силу отдельным субъектам рыночной деятельности. Это по-перше.
Например, за последние пять лет только в США ежегодный прирост государственных расходов в научно-исследовательской сфере составил почти 10%. В 1994 г. общие расходы государства на исследования составили 172 600 000 000 дол1, а в 2000 г. - 250 млрд дол2.
Во-вторых, многие инновации могут быть экономически эффективными по масштабу внедрения, который превышает определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого ринку.
Например, системой Интернет, которая была создана Пентагоном, только в США пользуется более 44800000 граждан. Уже сам труд в системе Интернет является сферой производственной деятельности для многих компаний - это создание программ, справочных сайтов, каталогов, специализированных и популярных журналов и т. д.
В-третьих, изолированное осуществление инноваций приводит к существенным убыткам не только для отдельной фирмы, но и для экономики в целом. Кроме того, существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых не могут быть коммерциализированы, также инновации, направленные на удовлетворение потребностей общества в целом (экология, оборона, охрана правопорядка и др..). Расходы на эти составляющие инновационных процессов несет все суспильство.
Следует также отметить, что многие предприятия прибегают к инновациям только ради того, чтобы сохранить прибыль. Они ориентируются на достижение краткосрочных целей (например, в США 65-75% инноваций вызванные потребностями рынка и сбыта, а не техническими возможностями). Впрочем возможности коммерциализации инноваций можно расширить за счет новых сегментов рынка, использования инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других сферах, стимулирования нововведений у поставщиков и потребителей из-за технических ланцюжки.
Эти и другие особенности инновационных процессов свидетельствуют, что эффективная инновационная стратегия развития национальных предприятий не может обойтись без государственной поддержки. Возникла необходимость централизованного влияния на инновационный процесс. Значительно повысилась роль государства. Она стала одним из важнейших факторов роста современной национальной экономики. Государство является основным финансистом фундаментальной науки. Доля расходов на инновационные разработки в общей сумме государственных расходов составляет 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, С-3, 5% в Японии. Государство выступает инициатором и координатором приоритетных научных программ, имеющих важное общенациональное значение для решения внутренних и внешних проблем [22].
Государство централизовала функции выработки научно-технической политики, включая прогнозирование, планирование и стимулирование программ исследований и разработок, их увязки с обеспечением сохранения окружающей среды, подготовку научных кадров, оснащение науки уникальными материально-техническими засобами.
О важном значении государства в сфере инновационных исследований, получения ключевых технологий, инновационного предпринимательства свидетельствуют высказывания западных исследователей. Так, Ан-дреас фон Бюлов пишет: «Мы полностью отстали бы, если бы государство не стояла у колыбели новой технологии» [32]. В разработке и внедрении перспективных результатов инновационных процессов основную роль играют не стихийные силы рынка, а централизованная стратегия развития, которая управляется державою.
Государство создает благоприятные условия для инновационной деятельности, формируя единые цивилизованные правила и механизмы, способствующие развитию всех субъектов инновационной сфери.
К основным направлениям государственного регулирования инновационной деятельности относятся:
• Аккумулирование финансовых ресурсов на научные исследования как за счет бюджета, так и путем создания специальных фондив.

• Всестороннее содействие развитию науки, в том числе прикладной, и формирования малого инновационного пидприемництва.
• Формирование государственных заказов на НДЦКР, которые обеспечивают начальный спрос на инновации, а затем распространяются в економици.
• Координация инновационной дияльности.
Государство способствует кооперации и взаимодействия различных институтов в осуществлении нововведений путем формирования единого технологического пространства (синхронизация инновационного цикла во времени и пространстве), что обеспечивает совместимость инноваций.
• Стимулирование инновационного процесса и инновационной деятельности путем поддержки конкуренции, а также использования экономических методов прямой и побочного действия, как: финансовые субсидии, льготы, страхование влияния инновационных рисков и т. д.
• Создание правовой базы инновационных процессов - формирование необходимого законодавства.
«Кадровое обеспечение инноваций путем создания соответствующих программ обучения в государственных учебных заведениях, которые бы повышали творческий потенциал нации.
• Формирование научно-инновационной инфраструктуры, информационных систем, консультативно-юридических послуг.
• Институциональное обеспечение инновационных процессов путем создания государственных организаций и подразделений, которые выполняют НДЦКР и осуществляют нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование).
• Повышение общественного статуса инновационной деятельности через поощрение инноваторов, обеспечение их социальной защиты, пропаганды научно-технических досягнень.
• Региональное регулирование инновационных процессов путем рационального размещения и использования инновационного потенциалу.
• Регулирование международных аспектов инновационных процессов с помощью определения общеэкономической и инновационной стратегии, нацеленные на международную научно-техническую кооперацию.
Итак, механизм государственного регулирования инновационным развитием рассматривается как составляющая системы управления хозяйствованием страны. Используя этот механизм, государственные органы формируют инновационную систему государства: конкретные цели, задачи, направления инновационных процессов и инновационной деятельности, систему политических, экономических, правовых и социальных методов, средств воздействия на мотивы деятельности людей, создают определенные организационные формы и структуры, обеспечивающие возможность и условия для развития инновационной сферы на уровне предприятия, отрасли, региона, страны в цилому.

Особенностями инновационной системы отдельных стран является: »формы связи НДЦКР и производства;
* Трансферт новшеств в производство;
* Уровень вовлечения в мировой научно-технический прогрес.
Комплекс структур и механизмов, которые обеспечивают получение, накопление научно-технических знаний в стране и условия их использования, составляют национальную систему нововведень.
В современных условиях сформировались три главных типа моделей научно-инновационного развития стран [69, 71, 83]
1. Страны с высоким инновационным коэффициентом, которые ориентируются на лидерство в научных исследованиях, реорганизации крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии инновационного процесса. Это США, Великобритания, Франция. В этих странах формируется инновационный тип суспильства.
2. Страны, ориентированные на распространение нововведений путем создания благоприятного научно-технической среды (Германия, Швеция, Швейцария).
3. Страны, стимулирующие инновационным путем развития инновационной структуры, которая обеспечит восприимчивость достижений мирового научно-технического процесса. Такие государства, как Япония, Южная Корея координируют действия различных секторов в сфере науки и технологий.
Формирование инновационного механизма в Украине находится пока в начальной стадии. Однако Украина взяла на себя большие обязательства перед мировым сообществом, подписав в 1992 г. в Рио-де-Жанейро концепции устойчивого развития в XXI в. - Декларацию Рио1. Поэтому насущной проблемой является разработка политики устойчивого инновационного развития государства и построения экономического механизма ее обеспечения и реализации в рыночных условиях.
5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.2. Государственная инновационная политика