5.3. Методы реализации инновационной политики

Достижения цели и выполнения задач инновационной политики осуществляются через применение конкретных методов реализации, арсенал которых достаточно широкий.
В каждой стране есть свои особенности государственного регулирования инновационного процесса, обусловленные структурой отраслей хозяйства, стратегией развития, влиянием надбудовчих факторов на производительные силы. Одновременно можно выделить общие методы воздействия государства на инновационную деятельность бизнеса в тех или иных формах применяются в большинстве промышленно развитых краинах.
По признаку формы воздействия на инновационное развитие экономики весь арсенал этих методов подразделяется на методы прямого и косвенного регулювання.
Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно-технического развития, финансирования и стимулирования разработки важных национальных инновационных программ. При этом фактор времени приобретает стратегический характер. НИОКР требуют не только больших финансовых затрат, но и становятся рискованными и удержать технологическую монополию фирмам не всегда удается. Чтобы быстрее использовать рыночный потенциал, государство стимулирует межгосударственное, отраслевую, межфирменную координацию и кооперацию инновационной деятельности. Такой стратегии придерживаются Франция, Нидерланды, Япония.
Стратегия децентрализованного регулирования - сложный механизм участия государства в инновационной сфери.
Государство в этой стратегии играет ведущую роль, но отсутствуют прочные директивные связи. В США это приняло форму общенациональной кампании за дебюрократизацию, дерегламентации и дере-регулирования. Более широко применяются методы «управления инициативой», ориентированные на стимулирование инициативы субъектов хозяйственной деятельности. Данных методов придерживается США, Великобритания и ряд других краин.
Методы косвенного регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения инновационного развития, однако это не означает, что такие условия должны быть одинаковы для всех отраслей науки и техники. Государство может их дифференцировать согласно приоритетных направлений и программ. Но главное, чтобы в рамках каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономические и правовые условия деятельности, что будет способствовать развитию конкуренции между ними.
Методы реализации государственной инновационной политики по способу воздействия можно разделить на:
1) экономико-правовые методы, основанные на положениях Конституции, соответствующих законов, внутриведомственных, административных распоряжений;
2) государственное финансирование научной сферы,
3) контрактная система отношений между субъектами инновационной деятельности и государством;
4) налоговая система;
5) патентно-лицензионная, антитрестовского политика;
6) амортизационные меры, субсидии;
7) передачи технологии;
8) поддержка межорганизационные кооперации и мелкого инновационного бизнеса;
9) правительственные закупки;
10) развитие инфраструктуры исследований и розробок.
В американской государственной политике разделяют мероприятия, направленные на большой и малый бизнес. Малый инновационный (риск-ный) бизнес рассматривается как один из важнейших двигателей инновационного прогресса, для развития которого в 80-е годы был разработан целый ряд специальных инструментов государственного воздействия. Приняты соответствующие законы о развитии малых инновационных фирм, направленные на поддержку всего мелкого инновационного бизнеса - от небольших исследовательских компаний к изделиям-одиночек. Главным в государственной политике является обеспечение благоприятных условий, «инновационного климата». При этом, в отличие от влияния на уже сложившийся экономически и организационно крупный бизнес, государство основные усилия направляет на начальные периоды становления мелких новаторских фирм. Политика стимулирования новаторства мелкого бизнеса проводится на всех уровнях исполнительной власти - от федерального правительства до муниципалитета [100].
Законы является правовым фундаментом развития инновационного бизнеса в любой стране. Каждое государство по-своему комбинирует такое их количество, чтобы обеспечить инновационную деятельность на принципах долгосрочности и экономической заинтересованности предпринимателей. Это законы о патентах, товарных знаках, авторском праве, антитрес-тивське законодательство, льготные кредиты, законы, предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологий, о стимулировании инвестиций в венчурный бизнес и многие другие. Однако эти законы должной мере не обеспечивали эффективность инновационной деятельности. Поэтому в 80-90-х годах во всех странах принимается еще ряд важных законодательных актов. Так, в США для стимулирования технологических нововведений был принят закон Стивенсона-Уайдлера «О технологических нововведениях", в котором предусмотрены меры по созданию специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти с целью изучения и стимулирования промышленных инноваций, содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами , промышленностью и федеральными лабораториями, поощрение частных лиц и корпораций в развитии науки и техники.
Закон обязывал государственные органы и поручал администрации помогать предприятиям малого бизнеса получать правительственные контракты на исследования и разработки с использованием всех преимуществ и льгот, которые это дает. Государством были приняты: Программа инновационных исследований малого бизнеса (SBIR) и Программа передачи технологий малого бизнеса (STTR), центральным пунктом которых является расширение финансовых возможностей поддержки инновационного процесса, который происходит в исследовательских неприбыльных организациях.
В европейских странах стимулирования инновационной деятельности выходит за национальные границы и все больше становится прерогативой ЕС. В 1996 г. Европейская комиссия одобрила План действий в сфере инноваций, в котором наравне с финансированием (путем мобилизации венчурного капитала на ранних стадиях проектов) намечено реализовать и методы косвенной дии.
Во Франции в 1999 г. вступил в силу Закон об инновациях, который предусматривает комплекс мер прямого и косвенного характера, направленных на формирование инновационного бизнеса. Правительство выделило 100 млн франков на конкурс проектов организации высоко-технологических фирм [152]. В Великобритании Министерство торговли и промышленности увеличило расходы на поддержку инноваций на 20%, при этом первоочередное внимание уделяется развитию научно-технической инфраструктуры во всех отраслях господарства.
К прямым методам реализации инновационной политики относится бюджетное финансирование. Фундаментальные исследования во всех развитых странах мира осуществляются, главным образом (на 80%), за счет государства. Однако с продвижением НИОКР до завершения все большая их часть переносится в частный сектор, и фирмы начинают принимать все большее участие в его финансуванни.
Стимулирующая роль государства от административно-бюджетного финансирования постепенно меняется на программно-целевую, дополняется мерами косвенного стимулирования - дифференциальной системой налоговых льгот, предоставлением льготных кредитов и ин.
В наше время углубляется тенденция интеграции государства и собственного корпоративного сектора в выполнении крупных научно-технических программ, как национальных, так и международных, таких как СОИ, «Эврика», ЕСПРИТ1 и др.. В США есть программа (в рамках национального научного фонда), что поощряет проведение совместных НДЦКР фирмами, государственными НИИ и университетами.
Государственные научно-технические программы являются одним из методов планирования научно-технического развития промышленности. Это документ, в котором определены ресурсы, исполнителей и сроки осуществления комплекса мероприятий, направленных на решение научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики они индикативный характер, поскольку содержат плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям, а также прогнозы развития научных исследований и проектных работ в частном секторе економики.
Например, правительством США были приняты такие государственные программы:
• конкурентоспособность (1987-2000 pp.)
• стратегическая оборонная инициатива (1983-2000 pp.)
• стратегическая компьютерная инициатива (1984-1992 pp.)
• орбитальная станция (1986-2000 pp.)
• высокотемпературная сверхпроводимость (1987-1990 pp.)
• разработка новых экологически чистых технологий сжигания угля (1989-1992 pp.)
• разработка средств борьбы со СПИДом (1987-2000 pp.)
• национальные критические и двойные технологии (1994-2000 pp.).
Как видим, в программах НИОКР фокусируется решения внут
ние и внешних проблем развития каждой краини.
Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия для участия научных, исследовательских и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработке и освоении принципиально новых технологий и видов продукции. Государственный заказ заключается в соответствии с государственными научно-технических программ на контрактной основе. Оно обеспечивается финансированием, поддерживается материально-техническими ресурсами и выдается исполнителям на конкурсной основе. Важным моментом при проведении конкурсов на получение государственного заказа в научно-технической сфере является обеспечение гласности относительно условий проведения, участников и итогов конкурсив.
Если участниками проекта являются несколько корпораций, то весь риск разлагается на них пропорционально участию в проекте. Поскольку одно и то же нововведение может быть использовано в различных отраслях и на разных рынках, то кооперация становится взаимовыгодным. Сосредоточение общих усилий на решении однородных проблем способствует росту результативности НИОКР - их ускорению по внедрению и экономии ресурсив.
Следует отметить, что в начале 90-х годов предпринимательская деятельность государства (США) по размещению заказов в научно-технический сфере регулировалась более как 210 законами и поправками к них.
В Италии доля расходов на научные исследования в процентах от валового внутреннего продукта одна из самых низких из всех развитых стран. Итальянские фирмы интенсивно и успешно перенимают и улучшают уже созданы технологии.
Система прямых методов управления нововведениями осуществляется в двух основных организационных формах - административно-ведомственной (более ранний) с институционально-дота-ции финансированием (ей присущи выполнение НИОКР в рамках тех или иных учреждений на их собственной материально-технической и кадровой основе и жесткая регламентация целей и характера деятельности исполнителей) и программно-целевой с контрактным финансированием (заключается в предоставлении ресурсов на выполнение программ не отдельным учреждениям, а коллективам исполнителей и их объединениям).

Конкретное руководство программами осуществляют специализированные министерства и ведомства: в США - Министерство обороны, НАСА, министерства образования и здравоохранения, в Японии - МВТП (Министерство внешней торговли и промышленности), во Франции - министерство научных исследований и технологий, Великобритании - министерство торговли и промышленности и Британская технологическая группа, в Германии - Федеральное министерство научных исследований и технологии.
Государственный исследовательский контракт представляет собой гражданско-правовой документ, определяющий экономические и правовые взаимоотношения заказчика-правительства и исполнителя-коллектива (фирмы, научного центра, университета и т. д.); права и ответственность сторон за нарушение условий угоди.
Контракт - подробный документ, содержащий более 120 различных статей, состав и структура которых меняется в зависимости от его назначения, добавляет контракта необходимой гнучкости.
Сейчас в мире используется более 50 видов контрактов на исследовательскую деятельность. Тип контракта зависит от условий и вида научного исследования. Для всех форм контрактов характерна тенденция к углублению жесткости санкций за несвоевременное или некачественное выполнение замовлень.
Следующим методом государственного стимулирования НИОКР являются субсидии, выделяемые специальными научными организациями, которые образуются за счет паевых взносов или бюджета государственных ведомств. Широко известны такие фонды, как Национальный научный фонд (ННФ) и Национальный институт здоровья (НИЗ) в США. Они используют утвержденные конгрессом средства преимущественно на предоставление субсидий по индивидуальным исследовательскими проектами их непосредственным исполнителям - ученым, инженерам, изобретателям, а не учреждениям, где они працюють.
Для получения субсидий специалисту необходимо обосновать значимость предлагаемой им новой научной идеи, кратко изложить на письме ее суть, рассчитать возможный эффект и сметную стоимость работ, дать перечень оборудования и услуг технического персонала для реализации идеи. Этот документ является основанием для предоставления ему необходимых коштив.
Исследователи, получившие субсидии, имеют возможность приглашать для выполнения своих тем квалифицированных специалистов из университетов, колледжей, независимых неприбыльных институтов, научных центрив.
В США основные правила формирования объема расходов на субсидии определяются и регулируются Административно-бюджетным управлением (АБУ). Субсидии имеют многоцелевой характер. их используют на приобретение научного оборудования и экспериментальных установок, на подготовку кадров в новых областях науки и техники, повышение квалификации специалистов, для финансирования совместных международных програм.
Формально любой американский ученый имеет право обратиться в федеральное ведомство за субсидией для проведения научного исследования сроком до одного року.
Среди косвенных методов, стимулирующих инновационное развитие, основными являются:
- Налоговые льготы;
- Система ускоренной амортизации основного капитала;
- Патентная политика;
- Внешнеторговая политика;
- Антитрестовского политика.
Специальными постановлениями правительство вводит скидки по налогам Для поощрения восстановление капитала, внутрифирменных научных Исследований, внедрения новых видов оборудования и технологических процесив.
Под действие налоговой скидки при стимулировании НИОКР подпадают расходы на научную деятельность, непосредственно связанные с основной деятельностью компании, в том числе заработная плата исследователей, арендная плата за оборудование для НИОКР, расходы на исследования, выполняемые в университетах по контрактам с промышленными фирмами.
Пример. В США и Японии по налогу на прибыль компании снимается 20%, а во Франции 30% прироста от затрат на научные исследования и экспериментальные разработки. Во Франции существует налоговая скидка в размере 25%, но не более 1 млн франков от суммы расходов фирм, связанных с осуществлением программ подготовки кадров на виробництви.
В Германии компаниям предоставляются субсидии, не облагаются налогом на исследовательские работы в размере от 7 до 15% суммы на НИОКР, если проект связан с изысканием новых источников энергии [22, 109, ПО].
Система налоговых и амортизационных льгот во всех странах строится таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить их целенаправленный характер и конкретную регламентацию деятельности собственных корпораций, направленной на технологическое развитие виробництва.
Во всех промышленно развитых странах используют налоговые льготы для стимулирования малого наукоемкого бизнеса. С этой целью осуществляется налогообложение прибыли небольших фирм по сниженным ставками.
Пример. В Англии налоговая ставка на прибыль мелких и средних фирм составляет 29% (стандартная ставка - 35%), в Канаде - 12% (стандартная ставка - 28%). В США стимулирования небольших фирм осуществляется по шкале льготного оподаткування.
Налоговые скидки способствовали возникновению одной из разновидностей специализированных рисковых предприятий - так называемых «ограниченных научно-исследовательских партнерств». Денежные инвестиции состоятельных лиц и корпораций в эти партнерства списываются как текущие расходы и на 80-90% исключаются из налогооблагаемого дохода. Партнерства создаются для финансирования разработки и ускорения коммерциализации уже имеющихся винаходив.
Интенсивно они возникают в электронике, производстве средств связи.
Другим методом косвенного стимулирования НИОКР, а следовательно, и технического перевооружения предприятий является амортизационная политика. Большинство промышленно развитых стран проводит политику ускоренной амортизации основного капитала и предусматривает особые льготы в этой сфере [второй, 24, 25, 40].
Пример. Во Франции, Италии, Германии разрешается списывать оборудование и неподвижные элементы основного капитала в течение первого года эксплуатации в размере 50% стоимости их придбання.
Ускоренная амортизация применяется с целью увеличения скорости его оборачиваемости соответствии с требованиями инновационного видновлення.
Правительства многих стран нередко позволяют списывать новейшие виды оборудования еще до начала службы. В Японии разрешается для наукоемких отраслей списывать 30% стоимости машин и оборудования и до 15% стоимости сооружений в первый год их експлуатации.
Патентная система капиталистических стран является одним из важных методов инновационной активности, прежде изобретательства. Существует гибкая политика регистрации патентов и упрощенная процедура рассмотрения заявок.
Патентная система и связанная с ней инфраструктура способствуют изобретательской дияльности.
Пример. За последние 75 лет в США индивидуальные изобретатели и малый бизнес обеспечили более 50% важнейших технических нововведень.
Государство также является крупнейшим патентообладателем. ей принадлежат патенты на изобретения, созданные при выполнении правительственных контрактов, что является важным инструментом стимулирования нововведень.
К косвенным методам реализации инновационной политики относятся правительственные закупки разработок инновационных проектов. Они широко используются как средство воздействия на НИОКР и внедрение в производство во Франции и Нимеччини.
Так, во Франции получили распространение конкурсы на лучший проект общественных зданий, что способствовало совершенствованием в области будивництва.
Формирование инновационной политики в государственном механизме инновационного регулирования не является функцией какого-либо одного органа. Например, в США инновационная политика является результатом совокупного действия более 40 министерств и ведомств федерального правительства, которые осуществляют финансирование исследований и розробок.
По данным официальной статистики1, с 2,7 млн чел., Которые составляют госаппарат федерального управления США, каждый четвертый занят в сфере управления развитием науки и техники. Центральная роль в формировании инновационной политики принадлежит президенту страны. Одним из его общепризнанных обязанностей является обеспечение эффективного использования научно-технических преимуществ США в интересах национальной безопасности и общего благосостояния [22, 41, 86, 87].
Президент согласно законодательству несет полную ответственность за научно-исследовательскую программу правительства. Для выполнения этой функции при президенте есть специальная группа працивникив.
Структура и механизм формирования и осуществления инновационной политики США характеризуются чрезвычайной сложностью связей между государственными, квазигосударственные и юридически независимыми от государства организациями, участвующими в процессе формирования инновационной политики, ее реализации.
Государственная структура управления НИОКР изображена на рис. 5.4.
Роль президента заключается в том, чтобы принимать решения по вопросам распределения ресурсов, выделенных на НИОКР, между федеральными агентствами и ведомствами для определения размеров и условий предоставления научно-технической помощи другим странам; международного спивробитництва.
Президент ежегодно выступает с докладом в конгрессе о развитии и перспективах науки и техники в краини.
Конгрессу принадлежит решающее слово в распределении бюджета и принятии инновационных программ. Конгресс через свои научные комиссии осуществляет анализ направлений научных исследований, устанавливает их приоритетнисть.
Важную роль в реализации инновационной политики играет межправительственная консультативный совет по вопросам науки и технологии. ее главная задача - обеспечить связь между правительствами штатов и муниципальными органами. Национальный совет безопасности объединяет министерства, Комитет экономических советников, Национальный научный фонд (ННФ) - несет ответственность за развитие всего научно-технического комплекса краини.
Руководящим органом ННФ является Национальная научный совет, в состав которого входят ведущие деятели науки и техники, инженеры. ННФ финансирует программы фундаментальных исследований университетов, научно-исследовательских центров, бесприбыльных научно-исследовательских фирм, малый бизнес. Среди неприбыльных организаций выделяются «фабрики мысли». Они предоставляют консультативные услуги, изучают долгосрочные тенденции НТП и его влияние на изменения социально-экономической и политической обстановки в США и во всем свити.
Национальная академия наук выполняет функцию коллективного советника конгресса и правительства по вопросам естественных наук и не подлежит никакому правительственному контролю. Такие же функции выполняет Инженерная и Медицинская академии. У них статус «свободных от правительственного контроля» организаций. Главное в деятельности этих организаций - подготовка аналитических материалов и документов, экспертных заключений, научных рекомендаций, консультирование государственных ведомств, корпораций при формировании инновационных стратегий и тактики ее здийснення.
Япония. Для реализации государственной инновационной политики существует разветвленная сеть государственных учреждений и организаций законодательного, директивного, консультативного характеру.
На уровне законодательного органа страны - парламента существуют специальные комитеты по вопросам науки и техники в Палате представителей и в Палате советников. их задача - рассмотрение основных направлений развития науки, зафиксированных в законопроектах, представленных в парламенту.
В этой системе НТП является сквозной функцией, реализация которой в той или иной степени вменяется в обязанность всем учреждениям - как законодательным, так и виконавчим.
На высшем уровне исполнительной власти функционирует целый ряд органов по управлению научно-техническим развитием. Совет по вопросам науки и техники, которую возглавляет премьер-министр, выполняет консультативные функции, намечает наиболее общие направления развития науки и техники в целом, долгосрочные цели по проведению тех или иных НИР и ОКР, готовит ответы и доклады на запросы премьер -министра, касающиеся основных мероприятий по реализации направлений и целей, намеченных советом. При премьер-министре функционируют совещательные органы: Комиссия по атомной энергии, Комиссия по ядерной безопасности, Совет радиации, Комиссия по космической деятельности, Совет по разработке океана, Научный совет Японии. Они определяют цели в соответствующих отраслях, консультируют и информируют премьер-министра по вопросам, относящимся к их компетенции.
Все советы и комиссии при премьер-министре не является в полном смысле слова самостоятельными организациями, они не имеют собственного рабочего аппарата, подведомственных учреждений и т. д. Функция аппарата комиссий выполняют соответствующие звенья, входящие в состав Управления по вопросам науки и техники (УНТ) при канцелярии премьер-министра. Это управление занимает особое место в системе управления научно-техническим развитием Японии, являясь ее ведущим звеном. К функциям управления относятся:
• свободное научно-техническое планирование, разработка основных направлений развития науки и техники, подготовка соответствующих документов на рассмотрение Совета по науке и технике;
- Подготовка бюджета по вопросам науки и техники;
• анализ общих тенденций развития науки и техники в Японии и в зарубежных странах с целью получения исчерпывающей информации для планирования и управления научной деятельностью и ин.
Управление по вопросам науки и техники непосредственно руководит деятельностью подчиненных ему исследовательских центров и корпораций особого статуса, ведущих фундаментальные и прикладные исследования перспективных направлений, таких как ядерная энергия, освоение космического пространства, исследования Мирового океана, развитие новых источников энергии, лазерная технология, методы изучения поверхности Земли из космоса, предотвращению стихийных бедствий и т. д. К исследовательских учреждений относятся: Национальная авиакосмическая лаборатория, Национальный исследовательский центр предотвращения стихийных бедствий, Национальный институт по исследованию неорганических материалов; Корпорация специального статуса, находится в функциональном подчинении Управления по вопросам науки и техники, включая Японский институт исследований атомной энергии; Корпорация по развитию энергетических реакторов и ядерного топлива; Национальное управление развития в области космоса и ин.
Вторым по значению органом по управлению научно-техническим развитием является Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). В структуре государственного управления экономикой США и западноевропейских стран не существует аналога МВТП по уровню компетенции, авторитета и влияния. Научно-техническая деятельность МВТП прежде ориентирована на промышленное развитие. В составе министерства функционирует Совет по вопросам структуры промышленности, Совет по промышленных технологий, Управление патентов. Важнейший орган управления наукой и техникой в МВТП - управление по промышленной науки и техники (УПНТ). Основными задачами УПНТ являются: планирование развития промышленной науки и техники, разработка долгосрочной стратегии исследований, опытно-конструкторских работ в области промышленной технологии; координация деятельности научно-исследовательских институтов и лабораторий, подчиненных УПНТ, и ин.
Итак, система государственного управления инновационным развитием Японии предусматривает использование разнообразных форм и методов воздействия на инновационное развитие, что обеспечивает технологический прорыв страны [21, 22, 23, 53, 55, 61, 123].
Германия. Научно-техническая политика страны основывается на таких принципах:
• сокращение прямого влияния государственных управленческих структур на развитие науки и техники и создания благоприятных законодательных и экономических условий для развития конкуренции в сфере НИОКР;
* Сочетание прямого стимулирования ускоренного восстановления производства и целевого финансирования за счет федерального правительства и земельных бюджетов важнейших научно-технических проектов общегосударственного значения;
* Обеспечение координации и взаимодействия государственных университетов и научно-исследовательских центров с частными промышленными фирмами;
* Содействие процессам ускоренного внедрения в производство нововведень.
Для реализации этих целей на уровне государства и отдельных земель используются различные формы и многочисленные источники финансирования. Хотя в целом до 90% расходов федерального бюджета на НИОКР осуществляют 4 министерства • - исследований и технологий; обороны; экономики; образования и науки.
Финансирование научно-исследовательских учреждений осуществляется на основании государственного финансового плана и проекта бюджета. Получатель финансовых средств обязан отчитываться об их использовании, ассигнования выделяются без привязки к конкретным проектам НИОКР. Получателем средств является высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры и общества, лаборатории, библиотеки, учреждения инфраструктуры и ин.
Важнейшую роль в государственной научно-технической политике играют такие научно-исследовательские институты, как Общество Макса Планка и Общество Фраунгофера, а также крупные научно-исследовательские центры. Эти учреждения - самоуправляющиеся бесприбыльные организации, полностью или частично финансируются государством и им контролируются, их деятельность ориентирована преимущественно на осуществление НИОКР согласно государственных целевых программ и контролируется соответствующими государственными структурами.
Государство влияет также через институт представительства государственных чиновников в надзорных органах каждого из научно-исследовательских центров [47, 83].
В Украине Постановлением Верховной Рады от 16 октября 1992 г. № 2705-XII «О приоритетных направлениях развития науки и техники» были определены семь приоритетных научно-технических направлений, но дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране, внеможлы-вило реализацию этих намирив.
В течение 1994-1998 гг главными направлениями развития науки и техники считались отраслевые приоритеты, которые обеспечивали быструю окупаемость затрат и наполнение внутреннего рынка. Это:
авиационная промышленность, судостроение, аэрокосмическая техника и технологии, энергосберегающие технологии, электроника, оборонные отрасли, автомобилестроения. В 1998-1999 pp. к приоритетным были отнесены еще такие отрасли: продовольственный комплекс, сельское хозяйство, перерабатывающая и пищевая промышленность, легкая, деревообрабатывающая промышленность и жилищное будивництво.
Сегодня государственная инновационная политика, как это определено новым Законом Украины «Об инновационной деятельности» 1, должна формироваться с учетом мировых тенденций научно-технического развития и анализа существующих проблем инновационной деятельности в государстве. Исходя из этого главной целью инновационной политики определено создание комплекса системных мер по обеспечению социально-экономических, организационных, законодательно-правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала, обеспечение внедрения современных экологически чистых энерго-и ресурсосберегающих технологий; производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.
К основным направлениям инновационной политики государства относятся:
• ориентация на инновационный тип развития экономики;
• определение научно обоснованных приоритетов инновационного развития;
»Обеспечение интеграции научно-технической сферы, образования, производства, финансово-кредитной системы в развитии инновационных процессов;
• осуществление мероприятий по ускорению адаптации производства к требованиям конкурентной среды;
• содействие развитию инновационной инфраструктуры;
• создание благоприятной кредитной, налоговой, амортизационной и таможенной политики для сферы инновационной деятельности;
• обеспечение ускорения развития наукоемких отраслей и производств, которые являются «точками роста» пятого технологического уклада XXI в.;
• содействие развитию венчурного предпринимательства как сектора с повышенной способностью к разработке и внедрению инноваций;
• расширение участия в международных инновационных программах и проектах;
• содействие формированию инновационной культуры для активизации человеческого фактора в инновационной сфере;
• создание сети технопарков, технополисов, инкубаторов;
• защита прав и интересов субъектов инновационной дияльности.
Верховная Рада утверждает приоритетные направления развития инновационной деятельности, определяет объем ассигнований для ее реализации.
Кабинет Министров Украины осуществляет государственное регулирование по реализации приоритетных направлений, способствует созданию эффективной инфраструктуры для финансовой поддержки и реализации инновационных программ и проектив.
В программе деятельности правительства на 2002-2010 гг сделаны новые практические шаги в направлении дальнейшей поддержки государством развития инновационной сферы: широкое введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, повышения научно-технического потенциала, устойчивого роста экономики и утверждения Украины как высокотехнологического государства.
5.2. Государственная инновационная политика 6. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА