6.4. Решение в инновационном менеджменте и методы их принятия
Тот, кто ковыляет по прямой дороге, опередит бегуна, который сбился с шляху.Ф. Бекон
Принятие решения является одним из главных инструментов разработки и реализации эффективной концепции инновационного менеджмента. Управленческое решение - это сознательный выбор альтернативы среди множества возможных, выполнение которой ведет к реализации конкретных инновационных целей. Время существует достаточно большое количество современных научных дисциплин, изучающих проблему принятия решений. К ним относят математическое программирование, теория игр, теория статистических решений, теорию оптимального автоматического управления. Рядом с ними появился ряд новейших прикладных дисциплин, название которых еще не было известно лет сорок назад. Это - исследование операций, системный анализ, экономическая кибернетика. Все эти дисциплины изучают одну и ту же проблему - научного анализа возможных способов действия с целью определения эффективной из них в современных условиях, то есть поиска оптимального решения относительно объекта управлиння.
Решения необходимо рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Решения в инновационной сфере является связующим компонентом инновационного менеджмента, ибо оказывается практически во всех его предметных функциях. В табл. 6.1 приведен перечень наиболее общих и значимых решений, принимаемых в рамках отдельных функций инновационного менеджменту.
Управление инновациями направлено на принятие таких решений, которые могли бы обеспечить создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов инновационной деятельности. Особенности принятия решений в управлении инновациями зависят от степени неопределенности достижения желаемых результатов, предусмотренных конечной и промежуточной целями инновационного процесса. Каждому этапу инновационного процесса присущи своя конкретная цель и ситуация во время ее достижения, что требует адекватных решений в процессе управления. В одной ситуации управленческие решения направлены на уменьшение коммерческого риска инвесторов, в другой - на преодоление влияния многочисленных изменений конструкторской документации при изготовлении опытных образцов новых изделий. Достижение конечной цели требует решений по уменьшению не только общих расходов, но и ускорения во времени выхода на рынок с новым товаром. Поэтому при принятии решений важно целостное представление обо всех без исключения работы, выполняемые в пределах инновационной дияльности.
Управленческие решения в инновациях могут приниматься как интуитивно, так и на основе научного подхода. Интуитивный способ базируется на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предусматривает наличие у менеджера профессиональных знаний и чувств, которые позволяют мгновенно принимать оптимальное решение, длительное время не подвергалось логическим усилиям, основываясь, главным образом, на догадке, почти внезапном озарении. Психологи и философи1 понимается интуицию (лат. intueor - внимательно смотрю) как подсознательный принцип творчества, как объективный психический процесс, который характеризуется не только особым механизмом подсознательного решения умственных задач, но и тесными связями с уявою.
Научный подход рассматривает принятие управленческого решения как единый комплексный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них. Научный подход обеспечивает принятие рациональных и оптимальных решений. Рациональные решения предусматривают выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках этого подхода возникает необходимость всестороннего изучения проблемы, поиска альтернатив и тщательного, всестороннего анализа информации. Рациональные решения, таким образом, отличаются от интуитивных тем, базирующиеся на объективном аналитическом процессе и формально-логическом мышлении. Управленческие решения в сфере инноваций должны отвечать следующим требованиям:
целевой направленности: достижение определенной инновационной цели;
иерархической субординации: решение менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиями;
обоснованности: решения должны иметь объективное аудита-ния рациональности;
адресности: решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, то есть направленными на конкретного исполнителя и ограниченными времени;
обеспеченности: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать истоки их получения;
директивности: решения должны быть обязательными для исполнителей и иметь плановый характер.
Процесс принятия решений в инновационном менеджменте представляет собой циклический процесс, в котором исходная информация о состоянии инновационной деятельности в организации трансформируется в направлении воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние. Процесс принятия решения состоит из определенных стадий и фаз, как показано на рис. 6.10.
При определении проблемы решения речь идет о как можно точнее и объективнее анализ фиксированного состояния объекта управления на основе сбора исчерпывающей информации маркетинговых исследований рынка, аналитических обзоров деятельности конкурентов, патентной информации и др.. Важным утечкой информации для текущих решений является планово-отчетная документация о ходе выполнения инновационных проектив.
Оценка ситуации требует сравнения фактического состояния инновационной деятельности с потребностями внешней среды и возможностями организации. Наличие разногласий означает угрозу возникновения проблемы, с которой столкнется предприятие при данных условиях, и необходимость ее виришення.
В инновационном менеджменте используются разнообразные методы принятия управленческих решений - от общих, которые применяются во всех сферах деятельности, в специальных, отражающих специфику инновационной сферы. В табл. 6.2 приведена общая систематизация методов инновационного менеджмента по сферам их применения и использования
Описание и применения отдельных методов в различных функциях инновационного менеджмента рассматривается в соответствующих темах этого учебного пособия.
6.3. Менеджеры в инновационной сфере | 6.5. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США |