8.5. Стратегическое планирование как элемент стратегического управления и метод реализации инновационной стратегии

Благо везде и всюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного определения конечной цели; 2) нахождение соответствующих средств, ведущих к конечной мети.
Аристотель
Планирование является одной из основных составляющих системы управления инновационной деятельностью пидприемства.
Как элемент системы инновационного менеджмента стратегическое планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, которая охватывает совокупность специальных инструментов, правил, структурных органов, информационных потоков и процессов, направленных на подготовку и выполнение планов. По определению Ф. Котлера [58], стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетингу.
Стратегическое планирование можно рассматривать как систему действий и решений, принимаемых на верхнем иерархическом уровне управления с целью разработки стратегического плана на определенную перспективу, содержащий конкретные шаги по реализации стратегических целей и задач организации. Процесс стратегического планирования опирается на результаты выполнения предыдущих стадий инновационного менеджмента - анализа и прогнозирования инновационного развития пидприемства.
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности и одновременно искусством. Как наука, планирование представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования различных хозяйственных систем. Планирование рассматривается как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей - это мистецтво.
Назначение процесса планирования состоит в стремлении заблаговременно учитывать по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организаций различного типу.
Планирование как процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность шагов в достижении конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов как каждым производственным подразделением, так и всей организацией. Поэтому процесс планирования требует обеспечения взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Эта деятельность опирается на прогнозы развития науки, техники, изменения спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с контролем с целью постоянной корректировки показателей разработки инноваций, производства и маркетингу.
Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например оперативно-календарное планирование, досконально изучены и всесторонне разработаны. Меньше разработано стратегическое планирование, роль которого постоянно пидвищуеться1. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система конкретных стратегических целей функционирования организации и объединяются усилия всего коллектива с их досягнення.
Стратегическое инновационное планирование принципиально отличается от других видов планирования, которые имеют место в управлении, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное. Эта видминисть заключается в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого (настоящего) в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих инновационных решений из будущего в сьогодення.
В табл. 8.6 подается сравнительная характеристика стратегического и оперативного планування.

Стратегическое планирование создает мост в будущее и используется для перехода организации от того, какой она является сейчас, до того, каким он хочет быть. По поводу этого П. Друкер отмечал, что стратегическое планирование - это не будущие решения, а влияние будущего на сегодняшние решения. При этом разрабатываются новые возможности организации (фирмы), например, изменение профиля предприятия, радикальное изменение технологии, расширение производственных мощностей путем создания новых предприятий в различных регионах страны или мира [33].
Стратегическое планирование - это принятые решения относительно того, что делать, когда делать и кто это будет делать и какими методами, чтобы обеспечить достижение стратегических цилей.
Однако стратегическое планирование само по себе не может обеспечить успеха организации. Необходимые действия предприятие должно спланировать, что позволяет сфокусировать действия на определенных целях. Кроме того, стратегические планы (как и другие) указывают, какие действия будут способствовать достижению конечных целей, которые вводят в другую сторону, а какие просто невыполнимы, т.е. стратегическое планирование помогает создать согласованную, скоординированную структуру действий, сфокусированных на выполнении стратегических задач. Стратегические задачи - это те конкретные рубежи, на достижение которых направлена инновационная деятельность, например, разработка нового вида продукции (стратегическая задача), которое в будущем обеспечит конкурентное преимущество (стратегическая цель).
Следовательно, стратегическое планирование заключается в определении и представлении путем системы стратегических целей, задач и курса действий, картины желаемого состояния предприятия в будущем. На рис. 8.25 показана общая схема концептуального подхода к разработке стратегических планив.
Следует отметить, что современное стратегическое планирование характеризуется двумя важными особенностями, на что обращает внимание П. Дойль [32]. Во-первых, стратегическое планирование концентрирует внимание организации (компании, фирмы) на ее рыночных возможностях, ее основная задача - поиск путей их реализации посредством использования «стратегических окон», или, другими словами, смены парадигм (греч. paradigma - образец, модель ), т.е. изменения концепции, модели поведения. Во-вторых, стратегическое планирование признает и учитывает тот факт, что большое количество изменений среды и соответственно реакция организации на них выходят за рамки «нормального» цикла планирования, требует большого внимания органов управления к сокращению времени реакции фирмы на внешние изменения и использования для достижения преимуществ перед конкурентами.
Стратегическое планирование сравнению с другими его видами имеет следующие преимущества:
Поощряет (заставляет) руководителей всех уровней мыслить стратегически, перспективно.
Осуществляет целевую ориентацию всех участников на достижение генеральной цели, устремленной в будущее, на совместную разработку и выполнение любого инновационного проекта или программы развития организации в цилому.
Ведет к четкой координации усилий управленческого звена на различных уровнях организационной структуры. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на препятствия и проблемы, возникающие при выполнении планив.
Заставляет руководство организации четко определять задачи каждого структурного подразделения, как и свои личные, относительно осуществления стратегических цилей.
Ведет к установлению показателей деятельности организации как объективной базы для эффективного контроля. Планы определяют желаемый и необходимый состояние функционирования предприятия как системы на определенный период. Сравнение фактических значений параметров с запланированными позволяет оценить деятельность организации, динамику движения к достижению поставленных стратегических цилей.
Способствует усилению взаимосвязей и коммуникаций между всеми звеньями инновационного управления, между специалистами и руководителями, которые занимают различные должности в организационной структуре, распределения ответственности за будущую деятельность фирми.
Способствует информационному обеспечению участников инновационного процесса. Планы содержат для каждого участника важную информацию относительно целей, прогнозов, ресурсов, сроков и административных условий осуществления инновационных процесив.
Заставляет руководство организации четко реализовывать функцию мотивации участников инновационной деятельности. Выполнение стратегических задач и планов является объектом особого стимулирования и основой для взаимных расчетов, что создает условия для продуктивной деятельности всех учасникив.
Стратегическое планирование - это единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству возможность создания планов на длительный срок и дает основу для снижения риска в принятии решений относительно майбутнього.
10. Главным преимуществом стратегического планирования есть большая вероятность реализации запланированных сценариев развития организации, определение сильных и слабых сторон деятельности фирмы, определение возможностей и угроз и учета их при формировании целей и стратегий, связей текущих решений с будущими результатами.
Наряду с преимуществами стратегическое планирование имеет недостатки, среди которых важными являются:
Стратегическое планирование не дает детального описания будущего. Его результат - качественное описание состояния, к которому должен стремиться фирма в будущем, какую позицию должна занимать на рынке, чтобы обеспечить конкурентоспособность, в каких направлениях вести научные дослидження.
Стратегическое планирование пока не имеет четкого алгоритма разработки и реализации плану.
Недостаточность информации для обоснования стратегических решений, завищування ожиданий от нововведений, динамичность и непредсказуемость изменений внешней середовища.
Процесс стратегического планирования требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным плануванням.
Большинство западных специалистов считают, что механизм стратегического планирования требует вдосконалення.
На рис. 8.26, 8.27, 8.28 показан общий процесс планирования в организации.


Планирование охватывает все сферы и иерархические уровни организации. Согласно принятой структурой организации различают комплексное планирование деятельности в целом, планирование структурных единиц (подразделений, отделов, лабораторий, производств, цехов, участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень отличается составом планируемых параметров, степени их детализации и методами разработки. На рис. 8.29 показан цикл стратегического планирования в компании «Дженерал электрик» [23].
Следует отметить, что стратегическое планирование инноваций в американских фирмах осуществляется небольшой группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрирует свое внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. Ввиду сложности этого процесса, для его разработки используются такие инструменты планирования, как эконометрические прогнозы и модели, разрабатываются соответствующими специалистами.
Основными принципами стратегического планирования, устанавливающие общие правила проектирования и функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте, являются:
1. Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития, т.е. обеспечение гармонии, скоординированности научно-технического, производственного, экономического и социального направлений развития организации. Этот принцип реализуется в составе целевых параметров планирования инновационной деятельности, видам планов, критериях оценки результатив.
Научное обоснование и оптимальность плановых решений. Этот принцип базируется на учете законов и тенденции эконо-мико-инновационного развития и конкретных, специфических условий пидприемства.
Доминирования стратегических аспектов, комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности. Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании определяется долгосрочным характером результатов, длительным циклом осуществления инноваций, их жизненным циклом. Комплексность обеспечивает единство стадий и этапов инновационных процессов, всех сфер и направлений инновационной дияльности.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает динамичность реакции на отклонения в работе или изменения внешних и внутренних чинникив.
Бюджетное сбалансирования. Этот принцип реализуется через разработку во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и других видов балансов, повышает степень реальности планов и уровень их обеспеченности путем распределения ограниченных ресурсов разным исполнителям в соответствии с установленными завдань.
Непрерывность планирования. Этот принцип реализуется через последовательность и взаимосвязь планов различной продолжительности и осуществления плановых расчетов с учетом изменений условий и отклонений виникають.
Эти принципы являются методологической основой формирования системы планирования инновационной деятельности и применяются в процессе стратегического планирования, разработки планов в организации.
Стратегическое планирование осуществляется в несколько этапов:
оценка текущей стратегии;
анализ портфеля продукции, «выбор стратегии;
оценка выбранной стратегии;
разработка стратегического плана;
разработка системы бизнес-планив.
1. Оценка текущей стратегии должен дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны. В процессе анализа следует дать ответы на следующие вопросы:
«Какие характеристики продукции удовлетворяют потребителей и способствуют успеху на рынке?
Каковы ключевые факторы успеха есть в области?
Какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли?
Какова структура потребителей, порождает спрос в данной отрасли? По этим и другим критериям проводится поривняльний
анализ рынков, товаров, области, оцениваются риски, потенциальная доходность, уточняется, насколько существующая стратегия соответствует возможностям организации (фирмы).
Анализ портфеля продукции дает возможность установить, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ проводится с помощью системы матриц, которые подробно описаны в литературе по стратегическому управлиння.
Выбор стратегии осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию (преимущества фирмы в отрасли, цели фирмы, инновационный потенциал, финансовые, кадровые ресурсы, квалификация менеджеров-новаторов, уровень зависимости фирмы от внешней среды и т.п.); результатов анализа продукции; альтернативных вариантов стратегии.
Оценка выбранной стратегии осуществляется посредством анализа того, насколько учтены факторы успеха при ее формировании. Важно вспомогательный анализ с целью определения соответствия выбранной стратегии возможностям фирмы и требованиям внешней среды, приемлемости риска, заложенного в стратегии (реалистичность прогнозов, негативные последствия, насколько риск оправдан).
Разработка стратегического плана осуществляется в соответствии с выбранной стратегией (наступательной, защитной или их комбинаций). В отличие от тактического и оперативного плана, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его структуры и показателей каждая организация подходит с собственных позиций. Стратегический план зачастую содержит следующие разделы: миссия организации, продукция (услуги), конкуренция, рынки, ресурсы, деловой портфель, инновации, инвестиции.
Результатом стратегического планирования является комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования, которые взаимодействуют друг с другом. На рис. 8.30, 8.31 показаны виды планов. Планы различаются по целям, предметом, уровнями, содержанию и периодам планирования. В центре всей системы - стратегический план. Он является ключевым звеном стратегического управления инновациями (рис. 8.32) [23].
Оперативные планы Рис. 8.30. Типы планов и сфера планування
Научные исследования и разработки, как и план развития, находятся под влиянием как стратегического, так и оперативного управления. Любая хозяйственная единица фирмы может использовать результаты исследований и разработок с целью совершенствования своих продуктов, разработки новых идей по текущим производством. С другой стороны, внедрение инноваций на основе стратегического плана выводит организацию в совершенно новую сферу бизнесу.
План инноваций содержит перечень и характеристику нововведений, которые планируются к внедрению на предприятии, и охватывает следующие мероприятия:
* Создание, освоение новых продуктов или модификация, пид
повышению качества существующих видов продукции и послуг.
• Внедрение прогрессивных технологий, компьютеризация,
комплексная автоматизация виробництва.

8.4. Процесс разработки нового продукта 9. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ