22.1. Основные понятия и цели формирования фирменного стиля

В последние десятилетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля (ФС). Иногда для обозначения этого понятия используется термин «брен-Динго» (от англ. «Brand» - клеймо). И это неудивительно, ведь основная роль брендинга в предпринимательской деятельности оказалась приблизительно то же, что и роль личного клейма ремесленника.
Согласно одному из наиболее удачных определений ФС, данных А. Добробабенко, «фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления ».
Основными целями формирования фирменного стиля можно назвать:
- Идентификацию продуктов фирмы между собой и указание на их связь с фирмой;
- Выделение продуктов фирмы из общей массы аналогичных продуктов ее конкурентов.
Понятие «фирменный стиль» введен теоретиками рекламы. За рубежом используются синонимы ФС, такие как «система фирменной идентификации», «координирование дизайна», «проектирование внешнего облика предприятия».
При стабильно высоком уровне второго элементов комплекса маркетинга ФС обеспечивает его владельцу следующие преимущества:
- Помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти продукт фирмы, которая уже завоевавшего его предпочтение;
- Позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок Свои новые продукты;
- Повышает эффективность рекламы:
- Снижает расходы на формирование коммуникаций как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности компонентов ФС;
- Обеспечивает достижение необходимого единства всей рекламы достойной средств маркетинговых коммуникаций фирмы (например, пропаганды: проведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и т. п.);
- Способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
Q положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
Если же подытожить все преимущества, Которые дает ФС, то можно назвать его одним из основных средств формирования благоприятно имиджа фирмы, образа его марки.
Прежде всего необходимо отметить, что у понятия «фирменный стиль» есть толкования в узком и широком смысле.
Под фирменный стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущи ему цветов), цветового и графического оформления деловых бумаг.
Большинство фирм ограничивается именно таким толкования фирменного стиля.
Фирменный стиль в широком понимании - это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидении), деловых бумаг, технической достойной видов документации, офиса, а иногда и одежды сотрудников.
Существуют две точки зрения о том, когда необходимо разрабатывать собственный фирменный стиль:
О сразу, как только образовалась фирма;
- По мере накопления достаточного количества средств и за
крепления устойчивых направлен деятельности.
Вполне вероятно, что фирма, только начавшая свою деятельность, не сможет охвата всю полноту такого явления, как фирменный стиль. С другой стороны, начав действовать на рынке без определенных атрибутов фирменного стиля, фирма упустить необходимое время, откладывая «на потом» формирование у потребителя образа фирмы. Более того, определенные «рекламный базис», накопленный фирмой, будет утрачен, так как на рынке возникнет как бы совсем другая фирма, с другими атрибутами фирменного стиля.
22.ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ туристских ПРЕДПРИЯТИЯ 22.2. Элементы фирменного стиля