2.2. Виды современного маркетинга
Длительный период развития маркетинга, особенности его использования в различных странах, отраслях, организациях и на предприятиях обусловили появление различных его видов (табл. 1)Известны еще и такие виды маркетинга:
- Экологический маркетинг - деятельность, берет за основу сохранения ^ бывшего среды, защиту потребителей;
- Гуманистический маркетинг - концепция, которая опирается на высокие нравственные принципы, удовлетворения потребностей и интересов широких слоев общества;
- Социально-этический маркетинг - концепция, которая объединяет принципы экологического и гуманистического маркетинга, оценивает результаты деятельности предприятия с точки зрения интересов общества в целом, а не отдельной фирмы;
- Мегамаркетинг - дальнейшее этап развития социально-этичного маркетинга, когда экология и государственная политика рассматриваются как основные факторы влияния на формирование маркетинговых целей и стратегий;
- Снабженческо маркетинг - концепция, которая ориентирует предприятие не только на сбыт, но и на закупку продукции производственно-технического назначения (по другому определению - это маркетинг, который благодаря внедрению на рынок новых технологий (например, копирование документов, телевидения, вычислительной техники) создает спрос на основную продукцию, так и на вспомогательные аксессуары);
- Маркетинг персонала - деятельность по обеспечению предприятия соответствующими кадрами (в узком смысле) или активная форма социального обменного процесса между предприятием и рынком рабочей сили.
- Внутренний (внутрифирменный) маркетинг использует маркетинговые возможности, чтобы лучше управлять служащими фирмы ради общего улучшения функционирования организации.
- Коммерческий маркетинг (маркетинг прибыльных организаций)-маркетинговая деятельность организаций, целями которых является получение прибыли. Маркетинг, однако, является актуальным также для неприбыльных организаций (школы, больницы, политические партии).
В зависимости от сферы применения различают маркетинг: потребительский; промышленный; маркетинг услуг; инвестиционный; банковский; аграрный, другие вида маркетингу.
Потребительский маркетинг (маркетинг товаров потребительского спроса) ориентирован на покупателей, которые являются конечными непосредственными потребителями этих товаров, покупая их для личного, домашнего или семейного використання.
В отличие от потребительского маркетинга покупателями товаров и услуг на промышленном рынке есть фирмы, предприятия, организации, лица, которые покупают товары не для собственного потребления, а для использования в производстве, перепродажи или сдачи в оренду.
По видам продукции маркетинг делится на маркетинг товаров, услуг, идей, интеллектуальных продуктов, отдыха, личностей, организаций тощо.
Маркетинговая классификация товаров предусматривает такой их распределение:
- По назначению (товары производственного назначения и товары потребительского спроса)
- За сроком эксплуатации (товары краткосрочного длительного использования)
- По способу изготовления (стандартные и уникальные)
- По уровню рыночной новизны (традиционные, модифицированные и товары-новинки)
- По характеру спроса и ценой (товары регулярного и выборочного спроса, престижные товары, предметы роскоши).
Специфической разновидностью товара являются услуги. Маркетинг услуг - управляемый социальный процесс, посредством которого индивидуум и группы людей могут приобрести то, чего потребують.
Услуга представляет собой любое средство и выгоду, которые один человек предлагает другому. Предоставление услуги может быть как связанным, так и не связанным с материальным продуктом.
Услуга обладает основными четырьмя характеристиками: неосязаемость, неотделенность, изменчивость и невозможность зберигання.
Услуги отличаются от материального товара следующими чертами:
природа услуги;
сложность стандартизации и контроля качества;
отсутствие сборку продукции;
важность временного фактора;
структура каналов распространения. Существует ряд психологических мотивов и объективных критериев, влияющих на выбор услуги:
Факторы, влияющие на поведение потребителя при выборе послуг
Уровень ощутимого риска при предоставлении услуги намного выше, чем при покупке материального товара. Этим риском может быть:
риск исполнителя (насколько качественно он предоставит услугу)
физический риск (ущерб потребителю)
финансовый риск (окупятся ли затраты)
риск (влияние на имидж)
риск потери времени. Международный маркетинг - это маркетинговая деятельность компании на
рынках зарубежных стран, стратегия международного развития. Международный маркетинг способствует не только росту фирмы, но и выживанию ии.
В международной маркетинговой деятельности принципы и функции маркетинга сохраняются, но имеют свои особенности. Международный маркетинг может быть глобальным и мультинациональным. Если при выборе сегмента компания ориентируется на сходство характеристик отдельных зарубежных рынков, то она выбирает концепцию глобального маркетинга. Мультинациональная концепция базируется на особенностях каждого национального рынка. Отсюда необходима адаптация комплекса маркетинга к условиям каждого ринку.
Мотивами международной деятельности фирм выступают внешние и внутренние стимулы. К внешним стимулам относятся:
стагнация на внутреннем рынке;
государственное регулирование (поддержка экспортеров) в стране! происхождения;
снижение торговых барьеров в мире;
глобализация рынка;
большой размер зарубежного рынка;
потенциал прибыльности;
заказ зарубежных клиентов;
возможность использования избыточных мощностей;
увеличение темпов роста;
возможность увеличения прибыли;
насыщенность внутреннего рынка.
Внутренние стимулы включают:
хорошо развит маркетинг
уникальный продукт;
избыток ресурсов и возможностей. Стратегический маркетинг - это концентрированное використанни
возможностей фирмы, создание условий для деятельности, рассчитанные на долгосрочный период. Решения в рамках стратегического маркетинга! принимаются на высшем уровне - руководством фирмы. Стратегический маркетинг предполагает постоянный анализ потребностей потребителя, сегментирование рынка и выбор базового рынка, разработка маркетинговой стратегии.
Существуют три варианта стратегий охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг. При недиференцийсваному маркетинга предприятие не учитывает разницу между сегментами и рассматривает рынок как единое целое. Такая стратегия ориентирована на нечто общее в потребностях потребителей, а не на их различия, т.е. товар должен удовлетворять максимальное количество потребителей (табл. 2).
При стратегии дифференцированного маркетинга предприятие стремится охватить достаточно большое количество сегментов Помощью товаров одного вида, но отличающимся между продукции конкурентов чем-то особенным, неповторимым. Таким образом, предприятие пытается сделать свое предложение оригинальной для каждого сегмента (табл. 3).
2.1. Принципы и функции современного маркетинга | 2.3. Нормативно- законодательная база, регламентирующая маркетинговую деятельность в Украине |