2.1. принципы, задачи и функции маркетинга

Маркетинг как способ деятельности предпринимателей и специфический подход к хозяйствованию в рыночных условиях основывается на соответствующих принципах. Среди них прежде всего следует назвать следующие. И Свобода выбора, т.е. поиска и определения собственной цели, задач, стратегии и тактики функционирования и развития, сфер деятельности, целевых рынков и методов их освоения, ассортимента и номенклатуры своих товарных предложения и т.д.. Безусловно, такая свобода ограничена (регулирующая политика государства, экономические, технологические, экологические, конкурентные факторы окружающей бизнес-среды, ресурсы предприятия), но именно наличие разнообразных потенциальных вариантов деятельности, возможностей их использования делает маркетинг реальным, порождает спрос на него. Направленность на потребителей. Этот принцип означает, с одной стороны, приспособления предпринимательской деятельности в реальных потребностей, пожеланий и в целом поведения потребителей, попытки решить их проблемы, а с другой - активный целенаправленное воздействие на потребителей с целью формирования должного спроса на товары или услуги. Последнее особенно важно в современном и инновационном маркетингу.
Направленность на конечный результат производственно-сбытовой деятельности - прибыль и одновременно на длительную перспективу развития предприятия. Такое сочетание означает, что маркетинговая деятельность должна базироваться прежде всего на соответствующих стратегических решениях по освоению целевых рынков, внедрение новых видов товаров и услуг, формирование устойчивого и достаточного спроса на них. На начальных этапах реализации таких стратегий прибыли может и не быть. Но впоследствии, в том случае, когда перспективу введены правильно, предприятие может рассчитывать на достойное «место под солнцем».
Активная политика. Маркетинговая деятельность предусматривает постоянный поиск новых рынков и товаров, сфер деятельности, наступательные стратегии развития, опережения конкурентов и т.д., то есть такой стиль предпринимательской деятельности, когда тот, кто атакует, всегда виграе.
Научный подход к решению маркетинговых проблем. Этот принцип имеет особое значение в маркетинговой деятельности. Его использование через систему маркетинговых исследований обосновывает соответствующие решения относительно маркетинговых алгоритмов и действий, создает реальные предпосылки достижения предприятиями своих бизнес цилей.
Комплексность действий. Различные маркетинговые стратегии политики и инструменты должны быть взаимосвязаны, согласованы для достижения эффекта синергии, сама маркетинговая деятельность должна стать органичной частью общей стратегии пидприемства.
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления маркетинговой деятельностью. Маркетинговые организационные структуры, которые действуют в составе предприятий, выполняют ряд специфических функций, требующих творческого отношения исполнителей, их инициативы, научного поиска. Такая ситуация предполагает большую, чем в других организационных структурах, децентрализацию управления, хотя и не исключает необходимости управления с одного центру.
Гибкость в достижении поставленных целей. Поскольку маркетинг предусматривает приспособление предприятия к воздействию факторов окружающей бизнес-среды, а последнее всегда достаточно изменчивым, то такая деятельность требует разработки соответствующих вариантов достижения поставленных целей, их своевременного использования, соответствующих организационных структур, способных к быстрой трансформации.
Высокая стоимость. Маркетинг требует значительных средств на проведение исследований, подготовку и переподготовку кадров, проведение рекламных кампаний, стимулирование сбыта, разработку новых товаров и т.д.. Продуманность таких расходов, правильное использование выделенных средств может значительно уменьшить усилия предприятия по сбыту продукции.
Наличие соответствующей инфраструктуры и специалистов. Маркетинг может дать положительные результаты только тогда, когда созданы соответствующие системы информации, консалтинговых, рекламных и исследовательских фирм, когда имеющиеся специалисты, вооруженные соответствующими знаниями и досвидом.
Исходя из названных принципов, маркетинг выполняет несколько завдань.
Важнейшими стратегическими задачами маркетинга является определение генеральной программы действий предприятия, определения и освоения целевых рынков, ориентация производства на удовлетворение потребностей, запросов потребителей, создания коммуникационных и распределительных систем тощо.
Иначе говоря, основные стратегические задачи маркетинга по ложатся в нахождении ответов на следующие вопросы:
Кто? ... действительные и потенциальные потребители, клиенты, поставщики, посредники, конкуренты;
- Что и сколько? ... производить, продавать;
- Когда и как? ... производить, рекламировать, осуществлять сбыт; из-за сколько (по какой цене)? ... предлагать товары;
-Зачем? ... создавать или развивать предприятие, расширять производство, наращивать объемы реализации продуктив.
Основными тактическими задачами маркетинга являются следующие:
выявления существующих и потенциальных желаний покупателей, реального и возможного спроса на товары (услуги) и на этом основании обоснования целесообразности их производства и сбыта;
организация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для создания продукции, которая положительно отличалась своим качеством, конкурентоспособностью и удобством для потребителей от той, что уже есть на рынке, изменения продукции, согласования ее потребительских качеств с запросами рынка;
планирование и координация производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия;
организация и совершенствование системы и методов сбыта продукции;
управление маркетинговой политикой цен;
планирование и реализация мероприятий комплекса маркетинговой коммуникации;
регулирования процессов производства, транспортировки, упаковки продукции, сервисного обслуживания потребителей;
контроль и анализ маркетинговой деятельности пидприемства.
Исходя из этих задач, основными функциями маркетинга являются:
комплексное изучение рынка, собственного предприятия, проблем, связанных с маркетингом;
согласование параметров, характеристик и свойств продукции с пожеланиями и вкусами потребителей;
расчет цен на продукцию предприятия, определение условий оплаты, величины скидок;
планирование сбыта и реализации продукции;
физическое распределение продукции;
обеспечения коммуникационных взаимосвязей с потребителями;
сервисное обслуживание потребителей;
контроль и анализ маркетинговой деятельности.
2. СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА 2.2. система средств маркетинга