2.3. виды современного маркетинга

Длительный период развития маркетинга, особенности его использования в различных странах, отраслях, организациях и на предприятиях обусловили появление различных его видив.
Так, различают маркетинг, ориентированный на продукт (услугу), на потребителя и смешанный. Маркетинг, ориентированный на продукт (продуктовый маркетинг), подразумевает использование продукта или услуги, как основного инструмента производственно-сбытовой деятельности. Иначе говоря, высокое качество продукции лишает необходимости прилагать значительные усилия для рекламирования, сбыта, реализаций и других элементов маркетинговой деятельности. Добрый товар продает себя сам. Маркетинг потребителя утверждает, что потребитель, во-первых, всегда прав, во-вторых, он отдает предпочтение товарам с высокими качественными показателями, но приобретает не столько сам товар как вещь, сколько ту потребительскую стоимость, которая в нем воплощена, для решения собственных производственных проблем или для удовлетворения собственных потребностей. В связи с этим главная задача маркетинга - изучение потребителя, его пожеланий, приоритетов, условий и факторов их формирования и развития, предложения соответствующих товаров или услуг. Смешанный маркетинг, а именно он преобладает в современной предпринимательской деятельности, использует подходы и инструментарий обеих названных видов маркетингу.
В зависимости от сферы маркетинговой деятельности различают маркетинг товаров потребительского спроса (потребительский маркетинг), товаров производственно-технического назначения (маркетинг типа business to business) и торговый (посреднический). Потребительский маркетинг нацелен на удовлетворение потребностей людей (так называемых конечных потребителей, поскольку после потребления или эксплуатации ими товаров последние навсегда перестают существовать). В маркетинге типа «business to business» взаимосвязи устанавливаются между предприятиями, фирмами или организациями. В том случае, когда потребителями и поставщиками являются промышленные предприятия, а продукция поставляется для производства других товаров, маркетинг называется промышленным. Посреднический маркетинг-
это, с одной стороны, профессиональное выполнение специализированными рыночными субъектами специальных функций по удовлетворению потребностей предприятий-товаропроизводителей по сбыту готовой продукции, а с другой - потребностей потребителей этой продукции. Сравнение маркетинге товаров потребительского спроса и производственно-технического назначения приведено в табл. 2.

По видам спроса различают маркетинг конверсионный, стимульовальний, ремаркетинг, синхромаркетинг, развивающий, поддерживающий, демаркетинг, маркетинг, реагирует, маркетинг, противодействует, креативный, персональный (см. табл. 3).

Зависимости от основных объектов внимания, конечной цели и способов ее достижения различают маркетинг производственный, товарный, сбытовой, управленческий и стратегический (см. табл. 1).
Кроме того:
по уровню координации маркетинговых функций на предприятии различают интегрированный (маркетинговые функции организаций
объединены в одном комплексе, подчиненном одобренной корректирующие стратегии) и неинтсгрований маркетинг (функции маркетинга выполняются отдельно различными подразделениями предприятия)
зависимости от цели маркетинговой деятельности - коммерческий (деятельность для получения прибыли или дохода) и некомериийний маркетинг (цель - создание соответствующего имиджа предприятия или его продукции);
согласно широты охвата - макромаркетинг (деятельность, которая рассматривает обменные процессы и системы с учетом общественных перспектив и последствий) и микромаркетинг (процессы и системы обмена рассматриваются только с точки зрения отдельных предприятий)
по видам продукции - маркетинг товаров, услуг, идей, мест для застройки или отдыха, личностей или организаций;
по методам связи с потребителями - прямой (без посредников) и опосредованный маркетинг, телевизионный (связь с помощью телепередач), почтовый (с использованием средств почтовой связи), маркетинг по каталогам, а также телемаркетинг (с использованием телефонной связи 'связи) и сетевой маркетинг (через разветвленную систему сбытовых агентов).
Известны еще и такие виды маркетинга:
экологический маркетинг - деятельность, берет за основу сохранения окружающей среды, защиту потребителей;
гуманистический маркетинг - концепция, которая опирается на высокие нравственные принципы, удовлетворения потребностей и интересов широких слоев общества;
социально-этический маркетинг - концепция, которая объединяет принципы экологического и гуманистического маркетинга, оценивает результаты деятельности предприятия с точки зрения интересов общества в целом, а не отдельной фирмы;
мегамаркетинг - дальнейшее этап развития социально-этичного маркетинга, когда экология и государственная политика рассматриваются как основные факторы влияния на формирование маркетинговых целей и стратегий;
снабженческо маркетинг - концепция, которая ориентирует предприятие не только на сбыт, но и на закупку продукции производственно-технического назначения (по другому определению - это маркетинг, который благодаря внедрению на рынок новых технологий (например, копирование документов, телевидения, вычислительной техники) создает спрос как на основную продукцию, так и на вспомогательные аксессуары);
маркетинг персонала - деятельность по обеспечению предприятия соответствующими кадрами (в узком смысле) или активная форма социального обменного процесса между предприятием и рынком рабочей силы (в широком смысле)
внутриорганизационный (управленческий) маркетинг - деятельность, направленная на интегрирование аппарата управления фирмы и сбытовой системы при приоритете последней, т.е. за распространение маркетинговых принципов и методов на все уровни управления предприятием;
международный маркетинг (экспортный или импортный) - деловая активность предприятия на внешних рынках сбыта или закупок.
2.2. система средств маркетинга 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ