3.3. окружающую бизнес-среду и микросреда предприятия как объекты маркетинговых исследований

Окружающая бизнес-среда - это совокупность факторов, субъектов, сил и условий, влияющих на определение предмета и объекта маркетинга, создания системы его средств, формирования их структуры, то есть это сфера, в ней происходит маркетинговая деятельность субъекта хозяйствования (рис. 11).

Окружающая бизнес-среда предприятия состоит из нескольких частей. Во-первых, это внешние условия и силы. Эта часть че может быть управляемой предприятием, а потому цель исследования заключается в изучении и учете предприятием ее действия с целью Возможного предотвращения негативных воздействий или усиления положительных влияний на деловую активность и результативность его Дияльности.
К таким внешних условий и сил, которые определяют маркетинговую деятельность предприятия, относятся:
международные: система международных договоров, соглашений; правила внешней торговли; законы других стран по осуществлению торговых операций;
регулировочные: политик правительства, система государственного регулирования предпринимательской деятельности, ценообразования, рекламы, конкуренции, действующее законодательство;
экономические: состояние крайний (уровень, динамика и объемы производства и спроса на товары или услуги), уровень доходов населения, темпы инфляции, налоги);
технологические: уровень использования современных технологий внедрения достижений научно-технического прогресса;
политические: политическая структура, политическая организация общества;
экологические: требования к охране окружающей среды;
конкурентные: интенсивность, формы и виды конкуренции, ее динамика;
социальные: культурные, демографични.
Вторая часть окружающей бизнес-среды - это субъекты, с которыми контактирует предприятие на которых в определенной степени может впливати.
Из субъектов, относящихся к внешней бизнес-среды, главным объектом исследования является безусловно потребители. их поведение - мотивы покупки, привычки, образ и стиль жизни, покупательная способность, потребности, ценности, пожелания, спрос, процессы принятия решений о покупке - важнейшие факторы, которые определяют содержание, направления и особенности маркетинговой деятельности пидприемства.
Кроме этого, в ходе исследований окружающей бизнес-среды изучаются следующие субъекты:
государственные органы управления: формируют систему норм и правил поведения; регулирующих бизнес-деятельность;
акционеры (владельцы): создают и финансируют предприятие, распоряжаются собственностью, исходя из своих интересов;
поставщики: обеспечивают предприятие необходимыми материально-техническими ресурсами;
оптовая и розничная торговля предлагает систему, организации практику торговых отношений с покупателями на основе посредничества;
средства массовой информации обеспечивают предприятие коммуникационными связями с рынком;
конкуренты: предприятия-соперники, оперирующих на том же рынке, используют схожие стратегии;
партии, профсоюзы, религиозные организации общества защиты прав потребителей и другие группировки, которые интересуются деятельностью предприятия, влияют на его сотрудников;
банковские, страховые, научно-исследовательские, охранные, транспортные организации.
Другим, не менее важным объектом маркетинговых исследований, является микросреда предприятия. Здесь важнейшими аспектами исследований миссия, цели и задачи предприятия, определяющие его бизнес и место на рынке, состав, квалификация, опыт и методы работы руководства, которое отвечает за правильный выбор сферы деятельности, общие показатели, характеризующие его величину, динамику объемов продаж , доходов, прибыли, имиджа, роль и место маркетинга и других предпринимательских функций, развитие корпоративной культуры (системы ценностей, норм и правил поведения на рынке) тощо.
Основная задача исследований окружающей бизнес-среды и микросреды предприятия - нахождение способов достижения длительного баланса интересов отдельных субъектов, действующих на фоне имеющихся сил и условий, ликвидация противоречий между ними за счет творческого использования собственного потенциала. В связи с этим важным является следующее:
учета уровня достижения и неудач, возможных рисков предприятия на пути к поставленным целям;
осуществления процесса адаптации, то есть приспособления маркетинговой стратегии предприятия к изменениям окружающей среды;
организация обратной связи, то есть наличие информации от рынка относительно последствий реализации маркетинговых мероприятий предприятия.
3.2. маркетинговая информация 3.4. маркетинговые исследования рынка