3.5. маркетинговые исследования предприятия

Маркетинговые исследования предприятия осуществляют, как правило, для определения уровня собственной конкурентоспроможності.
Конкурентоспособность предприятия - это его способность занять соответствующую позицию на конкретном рынке. Наиболее объективным, с точки зрения маркетинга, является установление конкурентоспособности предприятия на основании его реальных конкурентных преимуществ. Согласно такому подходу оценка конкурентоспособности предприятия - это сравнение его характеристик, свойств или марок товаров, что им продуцируются, с аналогичными показателями приоритетных конкурентов (т.е. с лучшими позициями на данном рынке) для определения, что обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами в конкретной сфере или даже в нескольких сферах дияльности.
Существуют внешние и внутренние конкурентные преимущества:
а) внешние базируются на отличных качествах товара становятся ценностью для покупателей из-за того, что уменьшают их расходы или повышают эффективность их деятельности. Такое преимущество увеличивает «рыночную силу» предприятия, потому что она может заставить рынок согласиться даже на более высокую цену продажи, чем у конкурентов;
б) внутренние заключаются в сокращении расходов или налаживании эффективной системы управления, чем у конкурентов, что позволяет производителю снизить себестоимость товаров, а следовательно, и цены, приобретая таким образом приоритет на ринку.
На рис. 16 показан оба типа конкурентных преимуществ и те стратегии предприятия, которые можно разработать на основании этих типив.

Оценить конкурентоспособность предприятия можно, анализируя его сильные и слабые стороны и сравнивая полученные данные с данными предприятия-конкурента. При анализе необходимо получить ответы на следующие вопросы:
планы конкурентов по изменению доли рынка, повышение рентабельности производства, увеличение объемов продаж;
какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты сейчас;
с помощью каких средств конкуренты обеспечивают реализацию своих стратегий;
сильные и слабые стороны конкурентов;
каких-либо действий стоит ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентив.
Главным результатом такого анализа является поиск способов и резервов повышения эффективности деятельности предприятия, его конкурентоспособности в целом.
3.4. маркетинговые исследования рынка 4. Маркетинговая товарная политика