4.4. конкурентоспособность товара и методы ее определения

Конкурентоспособность товара - это его способность привлекать внимание потребителей из других групп аналогичных товаров, которые предлагаются на рынке предприятиями-конкурентами.
Определяя конкурентоспособность товара, нужно учитывать следующие соображения. Потребитель всегда старается получить максимальный потребительский эффект в расчете на единицу его расходов. Поэтому концептуальной условием конкурентоспособности товара (К) является максимизация удельного потребительского ефекту.
В свою очередь, цена потребления складывается из отпускной цены товара и стоимости его потребления (всех расходов, которые несет потребитель при использовании товара).

Конкурентоспособность товара имеет относительный характер. Это означает, что она определяется сравнением товара предприятия с товаром-аналогом (конкурентом) относительно конкретного рынка (группы потребителей) в конкретный промежуток часу.
Наиболее распространенными являются следующие методы оценки конкурентоспособности товарив.
Метод групповых экспертиз, есть аналитическая оценка конкурентоспособности товаров высококвалифицированными специалистами. Этот метод особенно результативным по высокотехничных товаров, товаров-новинок, а также товаров производственно-технического призначення.
Опрос потребителей во время выставок, ярмарок, презентаций, пилотной продажи и тому подобное. Этот метод позволяет определить конкурентоспособность потребительских товаров, широко известных потребителям, наметить направления их удосконалення.
Результаты оценки конкурентоспособности товаров за двумя методами можно оформить в виде таблиц (табл. 11).

А, Б, В - товары-конкуренти.
Весомость характеристик - коэффициенты, определяющие приоритетность (значения) той или иной характеристики. Сумма коэффициентов должна равняться одиници.
Значение характеристики - оценки соответствующих характеристик, которые выставляют эксперты или потребители (например по пятибалльной шкале).
Оценка конкурентоспособности на основании технических и экономических параметров товаров производится по алгоритму, показанным на рис. 31.

При этом единичные (2,) и групповые (1Г) параметрические индексы рассчитываются по формулами

где ре - 1-й параметр товара,
Риоо - аналогичный параметр гипотетического изделия

где а, - вес (значение) и-го параметра.
Интегральный показатель конкурентоспособности (к) может быть рассчитан по формуле:

где / лтех и С ° "- групповые параметрические индексы, рассчитанные соответственно по группам технических и экономических показникив.
Аналогичные расчеты для товаров-аналогов делают сравнения полученных значений интегральных показателей конкурентоспособности и определения самых конкурентоспособных товара.
4.2. маркетинговая концепция товара 4.5. управление товарным ассортиментом и номенклатурой товаров предприятия