1.1. Зарождение практики и науки управления
Одним из важнейших факторов функционирования и развития фирм как управленческой деятельности в современных условиях менеджмент.Вместе с людьми, как известно, появилось и управления. Ведь там, где хотя бы два человека объединялись в общем стремлении достичь определенной цели, стоял вопрос о координации своих действий. Именно поэтому кто-то из них должен был взять на себя функции руководителя, управляющего. Второй человек становилась соответственно его подчиненным, виконавцем.
Сейчас невозможно установить какими методами ления пользовалось первобытнообщинного общества. Возможно, помогали дубинка вождя, заклинания шамана или кусок мамонтятины, если тот, конечно, был. Однако, обратившись к письменных исторических свидетельств, можно утверждать, что впервые проблема управления взялись решать древние египтяне. Именно они еще шесть тысяч лет назад пришли к выводу о необходимости целенаправленной деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами. Возникло также вопросы децентрализации управления. С тех пор и начало консультирование специалистов из разных "узких" проблем и письменные запити.
Определенный вклад в теорию управления было сделано в эпоху античности. Еще за 400 лет до н. есть. принцип универсальности управления сформулировал Сократ, а особым видом искусства назвал его Ксенофонт. Идею необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, выдвинул персидский царь Кир. Этот правитель рассмотрел также проблему составления планов и обработки управленческой информации. Позже "методами выполнения трудовых операций" и их ритмичностью успешно овладевали в Греции, а принцип специализации сформулировал Платон.
В казну управленческих идей определенный вклад сделал Александр Македонский. В 325 г. до н. есть. он создал, хотя и для военных целей, первый штаб. А 284 г. н. есть. римский император Диоклетиан применил принцип делегирования повноважень.
В отличие от древних веков до развития управления почти ничего не прибавило средневековья. И только в 900р. Аль-Фараби, один из виднейших ученых Востока, сформулировал систему требований к руководителям. Впоследствии мусульманский теолог из Ирана Аль-Газали дополнил и развил эту систему.
В Европе этими проблемами, однако значительно позже, занимался итальянец Никколо Макиавелли. Он, кстати, выдвинул принцип массовой согласия и обосновал роль целенаправленности в деятельности организаций. Однако теория управления как единое целое к тому времени еще не сложилась и потребности в ней тогда еще не було.
После победы на Западе промышленной революции (вторая половина XIX в.) Ситуация резко изменилась - всеми сферами жизни общества завладели рыночные отношения. Крупные фирмы нуждались руководителей высшего и среднего уровней. Они должны были принимать грамотные и рациональные решения, работать в многими людьми, которые уже не подчинялись военной дисциплине, а были свободны в своих поступках. Понятно, что от управляющих требовались компетентность, высокий профессионализм, умение сравнивать свою деятельность с требованиями существующих законов. им не нужно было собственноручно содержать подданного в повиновении, собирать налоги и управлять вийськами.
Каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам было основной задачей специальной группы людей. Именно их стали называть менеджерами, а их занятия - менеджментом.
Что означает термин "менеджмент"? Это слово американского происхождения (management), дословно другими языками не переводится. Первоначально означало "умение объезжать лошадей". Происходит от глагола "to manage" - управлять, которое, в свою очередь, от латинского "manus" - рука. Термин "менеджмент" означает "руководство людьми". В США менеджерами называли тех, кто в соответствии с законодательством брал на себя обязанности по осуществлению власти над имуществом и корпоративным бизнесом.
Менеджер (англ. manager
До последнего времени в нашей стране не было коммерческих предприятий, а следовательно, не могло быть и речи о менеджменте, хотя на Западе это одна из самых почетных и важных сфер деятельности. Самые менеджеры, в частности американец Ли Якокка, который спас фирму "Крайслер" от разорения, становились национальными героями. Менеджмент, как мы его теперь понимаем, заявил о себе в конце прошлого века, когда американец Джозеф Вартон (1881 г.) разработал для преподавания в колледже его первый систематический курс. Классиками менеджмента по праву является француз Анри Файоль, американцы Гарриссон Эмер-сон, Фредерик Уинслоу Тейлор, Генри Форд.
Анри Файоль (1841 - 1925)
По мнению американских историков менеджмента, Анри Файоль - самая личность, которую Европа дала науке управления в первой половине XX в. Службу в большой горной и металлургической компании "Комментри-Фур-шамболь-Деказвиль" ("Комамболь") Файоль начал после окончания лицея и горной школы. Работал там он 48 лет - с 1860 по 1918 pp. По мнению исследователей, назначение его 1872 главным управляющим группы рудников способствовало тому, что Файоль обратился к проблемам руководства и экономики. Он возглавил компанию именно тогда, когда она находилась на грани банкротства (1888 г.). За тридцать лет он сделал ее одним из самых процветающих предприятий своей страны. На основе собственных наблюдений Файоль создал так называемую теорию администрации. В 1900 г. вышла его первая статья на эту тему, а в 1916 г. - книга "Общее и промышленное руководство".
События первой мировой войны привели к задержке с опубликованием книги. Поэтому французы сначала проигнорировали идеи своего соотечественника и увлеклись распространенной в те годы теории Тейлора. Однако примерная организация дела, процветания "Комамболь", вклад компании в общенациональные усилия во время мировой войны привлекли внимание французов к трудам Файоля.
Сам Файоль неоднократно подчеркивал, что между его теорией и теорией Тейлора никаких противоречий нет. Дело в том, что Тейлор рассматривает цеховое руководство, а Файоль выше административне.
После выхода в отставку (1918 г.) Файоль возглавил центр административных исследований. Открытые им принципы управления применяют в экономике, а также правительственные службы и учреждения, армия, флот. Он доказал, что они имеют универсальный характер.
Исследование организации работы почтово-телеграфного ведомства - одно из значительных заказов, выполненных центром. Ряд работ Файоля было посвящено этим и другим проблемам реформы государственного управления, общественных учреждений и системы образования. Именно Файоль первым поставил проблему организованного обучения менеджменту.
Файоль было все: славу, богатство, признание. Он был удостоен звания офицера Почетного легиона, ряда научных званий и государственных наград. Он постоянно пропагандировал свою теорию. Даже на последнем году своей жизни он не прекращал исследований - работал над организацией работы табачной промышленности Фряттии.
Гарриссон Эмерсон (1853 - 1931)
Этот человек сочетала в себе азарт предпринимателя, настойчивость перщопрохидця и изящество интеллектуала. Родился Г.Емерсон в американском городе Трентоне (штат Нью-Джерси). Его отец был специалистом по английской литературе, профессором университету.
Г.Емерсон учился во Франции, Англии, Германии, Италии, Греции и получил прекрасное образование. Это способствовало тому, что уже в 23 года он возглавил отделение лингвистики университета в штате Небраска. Однако через шесть лет Эмерсон оставил научную карьеру, чтобы заняться торговлей недвижимостью и банковскими операциями.
С 1885 по 1891 pp. Эмерсон выполнял экономические и инженерные изыскания для железной дороги. Впоследствии, получив задание от одного банковского синдиката, он объездил много рудников и заводов. Некоторое время Эмерсон руководил компанией, которая производила скло.
Талант аналитика, навыки научной работы помогли Эмерсону творчески использовать тот богатый опыт, дала ему практика. Постепенно он пришел к ключевого понятия своей концепции - эффективности, или в переводе на украинский язык - производительности. Самое оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом Эмерсон и понимает под этим термином.
Книга Эмерсона "Производительность как основа для управления и оплаты труда" вышла в свет в 1900 p., A главный труд его жизни "Двенадцать принципов производительности" в 1912 р.
Как профессиональный консультант по менеджменту Эмерсон работал с 1901 г. Выступая главным свидетелем во время судебного разбирательства по делу железнодорожных тарифов, Эмерсон оперировал данными результатов, которые он получил в процессе анализа изменений системы управления и организации труда на этой дороге. "Американская железная дорога могла бы, идя этим путем, экономить более миллиона долларов в день". Эти слова Эмерсона облетели всю страну, попали в заголовки газет. Так стала известной идея "научного менеджмента".
Практически первым, кто обратил внимание на проблему принципов научного отбора и обучения служащих, был Эмерсон, который и выдал 1913 книгу, посвященную этой теме. "Работать продуктивно, - считал Эмерсон, значит прилагать к делу минимальные усилия. Работать же напряженно - значит прилагать к делу максимум усилий".
Эмерсон до старости сохранил высокую работоспособность и мобильность. Умер 2 сентября 1931 г. в Нью-Йорку.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915)
Его по праву считают классиком менеджмента. Родился Ф.У.Тейлор в семье юриста в американском городе Филадельфия. Родители видели своего сына юристом, поэтому старались дать ему разностороннее образование. Однако от карьеры юриста пришлось отказаться из-за ухудшения зрения. В 1875 г. Тейлор пришел на работу в небольшую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Здесь он в течение трех лет был механиком и модельщиком. Впоследствии работал в Мидвейльський сталелитейной компании, где довольно быстро из простого механика стал главным инженером. 1883 Тейлор, обучаясь заочно, окончил Стивенський технологический институт и получил диплом инженера-ме-Ханик. Кстати, Тейлор был незаурядным изобретателем, имел более 100 патентив.
Работая в Мидвейл, Тейлор начал внедрять систему научного менеджмента: ввел хронометраж, боролся с нерациональными затратами труда, времяпрепровождением. "Научное управление, - подчеркивал он, - есть не что иное, как определенное средство, что экономит труд".
С 1890 г. Тейлор - главный управляющий компании по производству бумажного волокна, а через три года - инженер-нер-консультант по менеджменту сразу на нескольких предприятиях. С 1898 по 1901 pp. Тейлор постоянно работает в Бетлехемський сталелитейной компании, активно воплощает в жизнь свои нововведения. Первую статью по менеджменту он опубликовал в 1895 р.
В сорокапятилетний возрасте Тейлор (в частности, по состоянию здоровья) прекратил работу ради денег. Он забрал жену, троих приемных детей и поселился в Филадельфии. Здесь Тейлор выращивает розы, культивирует газоны, активно пропагандирует гольф.
Вместе с тем Тейлор выступает с лекциями в университетах и технических обществах, еще активнее пропагандирует личную систему "научного менеджмента". 1903 вышла в свет его книга "Цеховой менеджмент". Через три года Тейлора избирают президентом Американского общества инженеров-механикив.
После выступления Тейлора на слушаниях специального комитета палаты представителей по изучению системы цехового менеджмента к нему пришла широкая популярнисть.
Умер Тейлор неожиданно 21 марта 1915 после тяжелого и мимолетного заболевания пневмонией. По его надгробном камне выбито: "Отец научного менеджмента".
Генри Форд (1863 - 1947)
Имя этого человека может по праву войти в список первых десяти человек - символов XX в. Ведь Форд - не только видимое воплощение в жизнь "американской мечты", автомобильный король Америки, а прежде сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий, символ организационного и технического прогресса. Немало работ посвящено именно этой людини.
Родился Форд 1863 г. в семье ирландского эмигранта, Мичиганского фермера. Будущий основатель промышленной империи уже в 15 лет оставил занятия в школе, устроился учеником механика в Детройти.
Слишком рано у Форда оказался влечение к механики и изобретательства. Всю жизнь в свободное время он увлекался часовой делом. 1891 г. он начал конструировать газолинового тележки. Эту работу он закончил лишь через два года. Впоследствии Форд усовершенствовал двигатель этого визка.
С 1893 г. Форд работает главным инженером Едисонивськои компании, специализирующейся на освещении Детройта, впоследствии он (1899 г.) главный инженер Детройтской автомобильной компании, а через три года оставляет ее и 1903 г. создает "Форд Мотор Компании". Благодаря участию его машин на автомобильных гонках Форд к тому времени уже имел репутацию изобретателя скоростных моделей. Контрольный пакет акций своей компании Форд приобрел 1906 Однако массовое производство автомобиля модели "Т" (1908 - 1927) потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. Поэтому внедренную им систему управления Форд назвал "Террор машины".
Империя Форда работала в режиме автомата, чему способствовали конвейерное производство, четкая система контроля и планирования, непрерывные технологические цепочки. Вось уровень заработной платы впервые было установлено на предприятиях Форда. Большим новаторством в то время было создание на его заводах социологической службы с 60 працивниками.
1945 Форд отошел от дел, передав руководство компанией внуку Форду II (до этого компанией формально руководил его единственный сын Эдзелем). Умер Форд в 83-летнем возрасте 7 апреля 1947 р.
Возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления не было бы возможным без огромного вклада, который внесли Анри Файоль, Гарриссон Эмерсон, Фредерик Уинслоу Тейлор и Генри Форд.
Тейлор справедливо замечал, что "искусство научного управления - это эволюция, а не изобретение". Целенаправленная и осознанная деятельность любого коллектива требует управленческого регулирования в четырех его основных ипостасях - планировании, организации, управлении и контроле. И не имеет значения, это патриархальная община, современная корпорация.
1886 бизнесмен Г.Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом "Инженер как экономист". Это событие считается исходным моментом развития современного менеджмента. В докладе впервые поставлена проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. На Ф.Тейлора этот доклад произвел большое впечатление, стимулировала его на создание теории научного менеджменту.
Тейлора справедливо считают основателем современного менеджмента. Он впервые дал понятию "менеджмент" качественного визначення.
К созданию теории менеджмента его классики пришли вследствие личной практической деятельности. Как инженеры и администраторы они сначала "прикосновением", обычным эмпирическим путем "почувствовали" свои открытия, а уже потом теоретически их обгрунтували.
Логически завершенным воплощением концепции "школы научного менеджмента" с ее преимущественно механистическим взглядом на место человека в производстве стала империя Форда. Дефекты, обнаруженные в процессе функционирования, стимулировали возникновение так называемой школы человеческих отношений, а затем и школы производственной демократии в менеджменти.
Труда Файоля, Эмерсона, Тейлора и Форда органично дополняют друг друга. Например, Тейлор сосредоточил внимание на цеховом управлении, Эмерсон и Форд - на всем производственном процессе. Проблемами преимущественно высшей администрации занимался Файоль. Кстати, и по сей день не придумано ничего лучше файоливськи схемы организации. Каждый из классиков менеджмента, работая в одном направлении, дает нам что-то новое. Предложенные ими знания, за исключением очень ограниченных приемов, практически невозможно использовать при существовании командных методов управления производством. Вполне понятно, почему сегодня наблюдается такой интерес к менеджменту.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА | 1.2. Научные школы менеджмента |