1.4. Менеджмент как особая управленческая работа

Наука и практика управления, организация управления фирмой, процесс принятия управленческих решений - все это включает понятие "менеджмент". Система научных знаний, составляет теоретическую основу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями, и является теоретической основой практики управления. Анализ содержания работы и определение ее основных составляющих - первый этап методологии научного управления (схема 5).
С целью заинтересованности работников в повышении производительности труда, расширении объемов производства было обоснована необходимость систематического использования стимулирования. Научные объяснения в этом направлении предложили авторы работ по научному управлению. Они считают, что для определения наилучших способов достижения цели и решения конкретных задач требуется использование научного анализа, а также обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения завдань.
В работах таких ученых, как А.В.Попов, Д.М.Гвишияни, Ю.П.Васильев, Г.Х.Попов, А.И.Ангишкин, А.Г.Аганбегян, П.Дракер, И.Ансофор, Г.В.Щокин, М.Х.Мескон, А.Файоль, Х.Волфанг и ряда других, наука об управлении получила мощное развитие. Четыре важнейших концепции, сложившиеся в зарубежной науке управления, внесли в развитие современной теории и практики управления весомый вклад. Это прежде всего такие концепции:
научного управления;
административного управления;
управления с позиции психологии и человеческих отношений;
управления с позиции науки о повединку.
В современных условиях получили развитие еще три научные подходы к управлению:
подход к управлению как к процессу;
системный подход;
ситуационный подход (табл. 1).
Концепция научного управлиння
В начале XX в. в США получила развитие концепция научного управления, основоположником которой считается Тейлор. Признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования связывается с выходом в свет книги "Принципы научного управления".
Настоящей наукой, базирующейся на фундаменте точных законов, правил, принципов, отделение планирования от фактического выполнения работы, Ф.Тейлор считал менеджмент. Он также дал четкое определение того, что работа по управлению - это определенная специальность. Поэтому, если каждая группа работников сосредоточит свое внимание на том участке работы, которую она может выполнить более успешно, то организация в целом только виграе.
Концепцией научного управления было убедительно доказано, что для достижения намеченной цели методы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций. Свои исследования авторы концепции научного управления посвятили, в частности, вопросу обеспечения эффективности производства, а в целом проблемам управления производственным процесом.
Концепция административного управлиння
На разработку общих проблем и принципов управления организацией была нацелена концепция административного управления. В 20-е годы в рамках этой концепции как системы взаимосвязей, имеющих определенную иерархию (принципы иерархичности), было сформировано понятие организационной структуры фирмы. При этом организация рассматривалась как замкнутая система: улучшение функционирования обеспечивается благодаря внутрифирменной рационализации деятельности без учета влияния внешней середовища.
Итак, чтобы как можно эффективнее достичь поставленных целей, нужно понимание того, что организацией можно управлять систематизировано. Эту концепцию было названо классической школой управления. "Управлять - значит предвидеть, организовывать, соглашаться, контролировать, распоряжаться". Такой видел свою концепцию один из представителей классической школы теории А.Файоль. В 1923 г., к которому принадлежит высказывание ученого, теория управления только начинала развиваться. Управления (в терминологии А.Файоля - администрирование) он рассматривал как единство приемов, принципов, определенных правил, направленных на осуществление эффективной предпринимательской деятельности, оптимально используя возможности фирмы и ее ресурси.
А.Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, который вбирает в себя несколько взаимосвязанных функций, таких, как планирование и организация. В этом заключается основной вклад ученого в теорию управления. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры управления и организации.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих стосункив
Менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц" впервые было определено концепцией управления с позиций психологии и человеческих отношений. Мотивами поступков людей, показали исследования, проведенные психологом А.Маслоу, является не економични
силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Мнение сводилась к тому, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько из-за увеличения заработной платы, сколько из-за роста удовлетворения рабочих своим трудом, отношением к ним в коллективе, изменение отношений между рабочими и менеджерами. Существует десять характеристик программ по стимулированию труда:
Программа должна быть с энтузиазмом поддержана руководством и главным менеджером. Если этого нет, подчиненные менеджеры не будут в ней зацикавлени.
Программа не связана с вознаграждением за выполненную работу. На вознаграждение за свой труд исполнитель вправе. Здесь речь идет о визнання.
Признание - это благодарность. Право и благодарность - две далекие друг от друга категории.
Организационный комитет, состоящий из менеджеров и тех, кого уже отметили, руководит програмою.
Менеджеры должны постоянно следить за работой своих исполнителей, им нужно как можно больше времени проводить со своими подчиненными, чтобы стимулировать лучшее исполнение доручень.
Этот процесс так важен, как и програми.
Менеджеры должны рекомендовать в письменном виде кандидатов в члены комитета. Особые достижения должны быть подкреплены в рекомендациях.
Команде, как и отдельным сотрудникам, за высокое качество работы предстоит выражать благодарность. Дух команды поднимают через соревнования между группами работников. Это особенно целесообразно проводить тогда, когда значительное количество работ организации представлена в виде отдельных проектив.
Время между подачей документов на награждение и объявлением о награде не должен превышать двух тижнив.
Промедление ослабляет воспитательное значение наград, в частности тех, которые выдаются за особые заслуги.
О кандидатах на награды, как и о причинах выдвижения, должно быть известно всей организации.
Это четко объясняют сотрудникам, вклад которых менеджеры считают найвизначнишим.
Признание или награды следует вручать официйно.
Избегайте процедуре награждения легкомыслия и надмирности.
Наградить можно на банкете с руководством, во время короткой церемонии на рабочем месте, сообщить о награждении в информационном бюллетене компании, сделать официальное заявление на совете директорив.
Награда - это то, что работники цинують.
Спросите у них совета, если есть такие возможности для поощрения: подарить билеты на спортивные или культурные мероприятия, предложить поехать на интересный семинар, перечислить деньги на счет благотворительного заведения по выбору работника: предложить бесплатные банкеты или специальные меню в кафетерии или местном ресторане для сотрудников.
В ЗО-50-е годы эта концепция была наиболее распространенной. Она основана на одной из важнейших позиций о том, что основой для повышения производительности труда является применение приемов управления межличностными отношениями для роста степени удовлетворения работниками результатами своего труда. Сейчас современная зарубежная наука управления представлена разнообразными школами, направлениями, течениями, концепциями, которые часто несовместимы друг с другом. Прежде у них отсутствуют логическая связь, внутреннее единство. Однако всем этим концепциям, направлениям, взглядам свойственны стремление сузить научное исследование вопросов управления отдельными предприятиями по решению основных проблем рыночной системы хозяйствования, прежде всего преодоления социально-экономических конфликтов, достижения стабильности экономического развития. Все это привело к повышению практического значения творческих исследований в области менеджмента, переориентация теории управления в направлении практики управленческой деятельности, разработки таких принципов, которые позволили бы практического решения организационных проблем в определенных условиях господарювання.
Основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления была и остается ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм. На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с окружающей средой, ориентация предприятия в условиях, которые складываются, учета изменений окружающей среды в деятельности отдельных компаний.
В реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных направлений действий с учетом факторов внешней среды. То есть это стратегия маневрирования относительно распределения и перераспределения производства товаров между расположенными в разных странах предприятиями зависимости от политической стабильности страны, стоимости рабочей силы, уровня издержек производства, темпов экономического роста. Это концепция адаптации, стратегия пристосування.
На оптимизацию деятельности фирмы направлена концепция глобальной стратегии. Здесь внимание сосредоточено на необходимости выработки единой стратегии, нацеленной на оптимизацию деятельности не отдельных участков корпораций, а предприятия в целом. Рассматриваются различные направления этой концепции. Важнейшие из них:
оптимизация деятельности, направленной на получение максимальной прибыли вследствие лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся (децентрализация, координация)
признание максимизации прибыли основной целью оптимизации деятельности;
оптимизация деятельности осуществляется через совершенствование основных функций управления, в частности плана ния (долгосрочное)
теория множественных целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей, отвергается максимализация прибыли как основной цили.
В процессах планирования, организации, контроля, мотивации согласно концепции целевой ориентации должна доминировать роль установления мети.
Концепция управления с позиций науки о повединку
В 60-е годы получила развитие концепция управления с позиций науки о поведении. Повышение эффективности организации как следствие повышение эффективности использования человеческих ресурсов - основной ее постулат, то есть обследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства, организационной структуры, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Стремление оказать помощь работнику в создании своих личных возможностей на основе применения положений науки об отношении к построению и управлению организациями является основной целью этой концепции.
В основу менеджмента положено объективный процесс обобществления производства. Как следствие в крупнейших фирмах появилась возможность, осуществляя разделение рынка, влиять на него, на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем продукции. Как концепция рыночного управления, менеджмент направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. Существование отдельных предприятий в рыночных отношениях связано с проблемой регулирования этих отношений и отображается в такой концепции управления больше, чем в других. В той или иной форме здесь обосновывается необходимость регулирования процессов развития, управления ними.
Теоретики менеджмента, придавая большое значение регулированию рыночных отношений, особое внимание уделяли необходимости приспособления фирмы к потребностям рынка, непосредственно каждого продукта, который выпускает фирма. Организационно-технический аспект направлен на так называемое планирование продукта. Оно охватывает систему мероприятий по определению проблем и составления прогнозов, изучение рынка конкретного товара, активизации спроса на товары, а следовательно, получения высокой прибыли от его реализации, разработки и внедрения на рынок нового товару.
Согласно этой концепции установления и регулирования рыночных отношений основывается на производственно-научном потенциале участников, их экономической силе. Поэтому та или иная фирма что-либо стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и вытеснить с него конкурентов, разорить или подчинить их себе, изменить ситуацию в свою пользу. Эта концепция менеджмента не только теоретически обосновывает необходимость регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов организации хозяйственной деятельности фирми.
В практической деятельности реализация менеджмента выступает как система управления. Итак, менеджмент нацелен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к рыночным условиям, которые постоянно меняются, и регулируется законами развития рыночной системы господарювання.
Как наука управления менеджмент стремится найти и разработать такие средства и методы, способствующие повышению производительности труда и рентабельности производства, можно эффективному достижению целей организации, учитывая условия, сложившиеся внутри и внешней среде. В современных условиях это обусловливает появление и развитие новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в международных по сфере деятельности транснациональных корпорациях, крупных промышленных фирмах.
Подход к управлению как к процессу. Системный пидхид
Управление - это процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий функций управления. Наиболее оптимальный набор включает следующие функции: планирование, мотивацию, координацию, организацию, руководство, распорядительность (управления), оценку, представительство и ведение переговоров или заключения сделок, принятия решений, исследования, подбор персонала, контроль, комуникацию.
Системный подход предполагает, что руководители должны организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (структура, люди, технология, задания), в условиях изменчивости внешней среды ориентированы на достижение различных цилей.
Ситуационный пидхид
Суть ситуационного подхода состоит в том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Единого и наилучшего метода управления организацией не существует, поскольку есть множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде. Метод, который наиболее соответствует конкретной ситуации, является наиболее эффективным. В теории управления большое значение имеет именно ситуационный подход, поскольку он впитывает конкретные рекомендации, касающиеся годности научных положений к практике управления в зависимости от условий и ситуаций, которые сложились. Ситуация - конкретный набор обстоятельств, в определенное время влияют на функционирование организаций. Благодаря использованию ситуационного подхода (ситуационного мышления) руководители могут отобрать методы и средства, которые лучше способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход предполагает определение основных, внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование организаций. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые имеют влияние на каждую конкретную ситуацию.
Менеджмент - это наука управления. Поэтому его задача - повышение практического значения исследований, ориентация их на разработку методов и принципов, позволяющих решать проблемы функционирования организации в тех или иных конкретных умовах.
Сейчас распространено мнение о том, что процесс управления - это искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организационного знания в области управления) к реальным ситуациям, а следовательно, к практики.
Организация управления фирмою
Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных в процессе предпринимательской деятельности результатив.
Для того, чтобы достичь желаемых конечных результатов, цели любой организации должны предусматривать соответствующее преобразование ресурсов (капитал, технологии, материалы, информация и т.д.). Для этого нужно осуществить различные виды деятельности - функции. В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи. Задачи должны отражать реализацию специфических цилей.
Функциональная структура организации имеет преимущества и недолики.
Переваги
Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.
Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.

1.3. Суть и функции менеджмента 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА