1.3. Суть и функции менеджмента

Управление производством рассматривается не как единичный факт, а как процесс, серия непрерывных действий, каждая из которых представляет собой определенный процесс (схема 2). Такие действия названы управленческими функциями. Среди них планирование, организация, мотивация, контроль (схема 3). Функции планирования заключаются прежде всего в поиске целей той или иной фирмы, определении путей их досягнення.
К организационной функции управления входят такие вопросы, как распределение полномочий и ответственности за выполнение тех или иных конкретных задач, структура фирмы и т.п.. Однако даже самый лучший план деятельности фирмы, самая ее структура - ничто без людей. Поэтому важной функцией управления является мотивация, связанная с обеспечением выполнения сотрудниками своих обязанностей. Рабов, как известно, "мотивировали" когда-то кнутом. С развитием общества, укреплением его моральных устоев на первое место стал выходить "пряник". "Кнут" используют лишь инколи.
Для лучшей работы людей в XX в. их нужно было обеспечивать не только "харчами", но и создать для нормальной работы душевный комфорт, благоприятные умови.
Тщательная проверка (контроль) выполнения поставленных задач, соответствия структуры фирмы, обоснование "казни" и "помилование" подчиненных руководителем являются безусловными функциями управления. Однако контроль ради контроля - пустая затея, он требует неотложных "оргвыводов", "оргзаходив". Цель их - направить организацию по выбранному шляхом.
Для того чтобы реализовать управленческие функции, нужны соответствующие официальные решения руководства фирмы или ее подразделений, налажена система коммуникаций, которая бы обеспечивала управленческой информации, необходимой как для их принятия, так и реализации возможностей работников всех ривнив.
Объектами управленческих функций также материальные процессы, как: технология и организация производства, обмен информацией, поведение людей - как отдельных работников, так и коллективов, весь персонал фирмы. Итак, согласно этому можно говорить о двух видах руководства: управление людьми и управление вещами. Они относительно самостоятельны, хотя и взаимообусловлены, переплетены между собой. Для успешного осуществления этих видов руководства менеджеры должны иметь хорошие педагогические и психологические способности, обладать определенными техническими навыками. В интересах максимизации конечных результатов и достижения поставленной цели это обеспечивает гармоничное сочетание человеческих и материальных ресурсов. От соблюдения определенных принципов менеджмента, которые в каждой стране имеют свою национальную специфику, во многом зависит успех в осуществлении функций управления. Эти принципы, приведенные ниже, для всех предпринимателей загальни.
И. Планування
Какой должна быть Наиль цель?
Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они влияют или могут повлиять в будущем на работу предприятия?
Какие стратегию и тактику следовало бы выбрать для достижения поставленной цели?
II. Организация дияльности
Как нужно структурировать работу предприятия?
Целесообразно увеличить блоки выполняемых работ?
Как распределить полномочия и ответственность по уровням управления?
Стоит ли менять структуру предприятия через изменения во внешней среде?
III. Координация робит
Как скоординировать работу подразделений, чтобы она проходила гармонично?
Нужно осуществлять координацию производственного процесса в оперативном режиме?
Как эффективно скоординировать работу основных, вспомогательных и подсобных подразделений?
Пидприемець
Понятия "предприниматель" появилось еще в начале XVIII в. Его впервые использовал французский экономист Ришар Кантиллион. Предприниматель, считал он, это человек, который, чтобы изготовить продукцию, а затем продать ее с целью получения доходов, за определенную цену покупает средства производства. Она, конечно, рискует, потому что не знает, по какой цене реализует товар. Однако разрабатывает новые идеи, организует работу предприятия, производит и продает продукцию тощо.
Следует отметить, что существует и современное понятие "предприниматель" (бизнесмен). Прежде всего это человек, способный понять структуру потребностей, соединить с целью создания благ свое понимание со знаниями в области управления виробництвом.
Для организации дела (бизнеса) предприниматель творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, он имеет соответствующий капитал, энергию. Как владелец или уполномоченный он может представлять собственника (совет директоров в акционерном обществе), рискует, берет на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности, принимает принципиальные решения по всем основным вопросам, связанным с деятельностью фирми.
К компетенции менеджера относятся такие задачи, как побуждение работников к эффективной и плодотворной работы, разрешения производственных и иных конфликтов, непосредственная организация процесса производства и деятельности персонала, направленных на достижение целей, которые сформулировал предприниматель. Впрочем такая работа ему далеко не всегда по силам. Поэтому чаще всего он становится посредственным руководителем коллектива, особо большого. Ведь для того чтобы быть настоящим руководителем, необходимы определенный педагогический талант, умение рассчитывать каждый шаг согласно заданного направления, большое умение работать с людьми.
Совокупность проблем, которые решают менеджеры, графически изображено на схеме 4.
Очень часто компетентные менеджеры становятся крупными государственными чиновниками, политиками. Однако действительно свободолюбивого предпринимателя трудно привлечь на такие должности - как правило, он мало интересуется человеческими проблемами, плохо вписывается в те или иные формальные структури.
Для настоящего менеджера важное экспериментировать без оглядки на других, иметь возможность творить без помех. По этому поводу известный американский теоретик менеджмента и бизнесмен Харви Маккей в одной из своих работ писал: "Людям с предпринимательской жилкой свойственно напившалене, фанатичное стремление - делать все самим, не допускать, чтобы кто-либо сунул нос, задавал вопросы и указывал. Предприниматель, каким бы он ни был талантливым, нуждается в специалистах, обладающих теми профессиональными знаниями, которыми он сам не может овладеть. И ему приходится покупать эти знания на рынке ".
Однако кем бы ни был человек - предпринимателем или менеджером, - она находится у руля фирмы. А руководить, не зная собственно о предмете управления, неможливо.
Управления в условиях рыночной экономики означает:
ориентацию фирмы на запрос и потребности рынка, на конкретных потребителей, организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут дать фирме намечен прибыль;
постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами - как можно оптимальные результаты;
хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
зависимости от состояния рынка постоянная корректировка целей и программ
конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется в процессе обмена на рынке;
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных ришень.
Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент допускает, что менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Ведь работая в должности менеджера по найму, он может и не иметь собственных акций, а может и обладать их определенной килькистю.
При этом связь и единство всего производственного процесса и является основой работы менеджера. Поэтому вполне естественно, что менеджмент объединяет работников различных специальностей: мар-кетологив, статистиков, проектировщиков, плановиков, инженеров, экономистов, психологов, бухгалтеров и других специалистов, которые работают под руководством менеджеров, а также управляющего производственным отделением, предприятием или фирмой в цилому.
Как самостоятельный вид деятельности профессиональный менеджмент предполагает наличие в лице субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, а в лице объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу.
Увеличение размеров предприятий, сложность технологии, необходимость овладения управленческими навыками обусловливают растущие потребности управления. Все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам в современных условиях производят и готовят профессионалы в области организации управления. Они следят также за тем, как выполняются принятые ришення.
Под хозяйственной деятельностью следует понимать деятельность фирмы:
в любой отрасли экономики - промышленности, торговле, строительстве, банковской или страховой делам, транспорте и т.д.;
в любой сфере деятельности фирмы - производстве, НИОКР, финансах, сбыта - если она направлена на получение прибыли как конечного результата, или в зависимости от конкретной цели деятельности фирмы, предпринимательского доходу.
Следовательно, понятие "менеджмент" охватывает те категории предприятий или фирм, независимо от характера деятельности осуществляют ее с целью получения прибыли (предпринимательского дохода). Это не только промышленные фирмы, но и туристические агентства, банки, гостиницы, страховые общества, транспортные компании, другие хозяйственные единицы, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами, организация технологического цикла в целом - основа всей хозяйственной деятельности фирмы. Среди основных направлений следует отметить следующие:
разработку и совершенствование технологии производства;
внедрение результатов НИОКР в производство;
осуществление всех видов расчетов;
обеспечения необходимого уровня качества продукции
проведения операций товарооборота;
осуществления коммерческих операций;
обеспечение персонала
материально-техническое снабжение производственного процесса;
обеспечение технического обслуживания продукции;
обеспечение финансовыми ресурсами.
В основу хозяйственной деятельности фирмы должен быть положен постоянный поиск новых возможностей, умение добиваться повышения эффективности производства - получение максимально возможного результата при минимальных затратах для решения поставленных задач, привлекать и использовать ресурсы из самых джерел.
Изменения в характере собственности, процессы "делегирования" (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников обусловливают изменения и в хозяйственной деятельности фирми.
Основное же в менеджменте - определение цели деятельности фирмы на ближайшую и отдаленную перспективу.
Установление цели (руководства) осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, обеспечения ее соответствующими ресурсами. Есть специфические и общие цели. Специфические разрабатываются в рамках общих целей и основных видов деятельности фирмы, а общие отражают концепцию развития фирмы в цилому.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это может осуществляться в процессе управления, когда действия группы людей, которые сотрудничают (работников фирмы) на основе соответствующей мотивации их труда, направляются на достижение общих цилей.
На решение конкретных проблем взаимодействия и реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, направляется личный экономический механизм менеджмента. Он объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности оцениваются в процессе обмена на ринку.
Экономический механизм менеджмента включает три уровня: внутрифирменное руководство, управление производством, управление персоналом.
Итак менеджмент - это комплексная система управления деятельностью фирмы. Основная ее цель - с минимальными затратами достичь оптимальных конечных результатов.
1.2. Научные школы менеджмента 1.4. Менеджмент как особая управленческая работа