2.1. Предпосылки возникновения менеджмента
Приступая к изучению менеджмента, следует решить, с чего его начать. Некоторые считают, что с глубокой истории человеческого общества. Другие считают, что это было бы неправильно. Как бы мы ни относились к истории, но жизнь заставляет нас оглядываться в прошлое, поскольку это все, что мы имеем для того, чтобы что-то узнать будущее. Руководитель не может позволить себе не считаться с добрым советом, каким бы ни был источник этого совета. История управленческой мысли дает немало полезных уроков для тех, кто готов в нее учиться и своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из берегов Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.Примером эффективного управления может быть Римская империя, которая просуществовала сотни лет. Римские легионы отличались четкой структурой управления, в состав которой входили генералы и офицеры, разделением армии на дивизии, что обеспечивало успех боевых действий. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму, строились дороги, устанавливались связи. Почти все формы современного управления можно найти в древних организациях, хотя их характер и структура существенно отличались от современных. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, потому что это были преимущественно рекомендации относительно государственного управления. Хотя и тогда были управленцы и организационные структуры и многие хорошо понимались на процессах управления и лидерства, однако тогда не было такой научной дисциплины, как менеджмент. Как известно, мудрый совет, какой бы важной она ни была, не всегда является результатом научного исследования. Целенаправленные поиски теоретических подходов к менеджменту начались в эпоху развития капитализму.
За начало отсчета в литературе по истории менеджмента считают зарождение письменности в древнем Шумере в V тысячелетии до н. есть. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особого слоя "жрецов-бизнесменов", которые успешно осуществляли религиозно-коммерческие и торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому это первое управленческая революция характеризуется как религиозно-комерцийна.
Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 pp. До н. Н.э.), который выдал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Именно поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административною.
Третья управленческая революция известна как производственно-строительная. Она предусматривала сочетание государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и состоялась во времена правления Навуходоносора (605 - 562 pp. До н. Н.э.).
Четвертая управленческая революция произошла в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). ее главным результатом стало зарождение профессионального управлиння.
Ситуация, которая возникла в результате промышленной революции конца XVIII - начала XIX в., Привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управлении стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объема выпуска продукции , совершенствовать организацию производства и труда. Во время промышленной революции были сделаны первые попытки переложить идеи управления на бумагу с целью выработать его обобщающие принципы, вследствие чего были заложены необходимые условия теории менеджмента. Революционную концепцию разделения, специализации, кооперации и повышения производительности общественного труда изложил классик политической экономии А. Смит в труде "Богатство народов".
Англичанин Ричард Аркрайт, изобретатель прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это позволило существенно экономить на издержках производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. Фактически Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индустриальным управлением, или, выражаясь современным языком, организацией производства. Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный "кодекс" фабричной системы, согласно которому различные нарушения фиксировались в специальной книге и вводилась система штрафных санкций в виде отчислений из заработной плати.
Широкомасштабный социальный эксперимент в сфере управления провел в 1800-1828 pp. английский ученый Роберт Оуэн, который был в тот период управляющим ряда текстильных фабрик. Суть этого эксперимента заключалась в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта, отдыха, в создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, управляемых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а экономический расчет, целью которого было повышение производительности труда. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что через полтора века стало на Западе достаточно распространенным явлением и получило название социального партнерства. Однако Эта идея настолько обогнала свое время, что тогда не было поддержки общества, и вскоре о ней забули.
Важный шаг в развитии теории и практики управления было сделано профессором математики Кембриджского университета, изобретателем первой вычислительной машины Чарльза Бэббиджа. Взяв за основу концепцию разделения труда А. Смита, он высказал идею разделения физического и умственного труда, составил перечень положительных характеристик специализации, разработал методику изучения затрат рабочего времени на осуществление различных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применение премиальной системы оплаты. Ч. Бэббидж не был доволен просто специализацией физического труда, или делением по профессиям. Поставив вопрос о том, должны ли математики выполнять простейшие арифметические операции, разработал аналитическую машину, которая дала возможность освободить талантливого человека от многих рутинных расчетов. Сегодня это современные мощные ЭВМ. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге "Экономика машин и промышленных предприятий" (1832 p.), Которая оказалась первой в мире публикацией научного управления. Однако последнее как целостная система еще не сложилось - это задача была решена уже в XX ст.
Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX вв.) Известна под названием бюрократической, ее теоретической платформой стала концепция "рациональной бюрократии" известного социолога, экономиста Макса ветер. Основные ее результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджерив.
Несмотря на большое значение революционных преобразований, развитие управления происходил преимущественно эволюционным путем. Он характеризуется непрерывностью, что отражает логику и историю изменений, которые происходили не только в экономике, но и во всей системе социально-экономических отношений человеческой цивилизации.
Классик экономической теории А. Смит доказал, что естественное желание людей улучшить свое благосостояние настолько мощным стимулом, что, если ему дать возможность действовать без помех, оно (желание) само способно привести общество к процветанию. Его взгляды на природу свободного предпринимательства, на роль рынка и функции государства было положено в основу теории и практики менеджменту.
Как самостоятельная теоретическая дисциплина наука управления возникла на рубеже XIX-XX вв. В этот период впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Доказывалось, что менеджмент следует конституировать в особую науку со своим предметом, литературой и асоциациями.
Возникновение менеджмента как научной системы управления производством была ответом на потребности промышленного развития конца XIX - начала XX в. Специфическими чертами этого периода были: массовое производство и массовый сбыт; ориентация на рынки значительного однородного спроса; появление крупных корпораций и т.п.. Развитие производительных сил в форме предприятий-гигантов остро требовал, с одной стороны, рациональной организации труда и производства, с другой - четких и взаимосогласованных действий всех подразделений и служб, руководителей и исполнителей в соответствии с научно обоснованных принципов, норм и стандартив.
Важнейшим условием возникновения и развития менеджмента исторически стало использование научных методов управления предприятием. Без фактических данных, без теории, принципов и закономерностей наверняка никто не воспринимал бы менеджмент серьезно. Настоящая наука та, которая указывает путь для полноценной профессиональной практики, - это больше, чем технические приемы, формулы, законы. Это - новое видение мира и новый способ решения проблем.
Без решения этих проблем дальнейшее развитие бизнеса и предпринимательства в форме крупных предприятий было невозможно. Количественные изменения, которые произошли в системе промышленного производства в XIX-XX вв., Привели к появлению качественно новой системы управления, название которой - менеджмент (промышленный). Дальновидные промышленники поняли, что с помощью простого увеличения численности рабочих невозможно решать проблемы виробництва.
В научной литературе возникновение систематического научного направления менеджмент в традиционном (эмпирическом) управлении связывают с докладом Генри Тауна "Инженер в роли экономиста", сделанной на собрании в Американском обществе инженеров-механиков в 1886 г. В этом докладе он назвал управление трудовыми процессами искусством , подобным инженерного конструирования. Новым был его призыв к тому, чтобы инженеров больше, чем техническая эффективность, интересовал, в частности, подсчет расходов, доходов и прибылей. Одним из присутствующих на собрании был Ф. Тейлор, идеи которого изменили принципы и направление развития американской промисловости.
В 1986 г. по инициативе Академии менеджмента в США отмечали 100-летний юбилей менеджмента. В своем выступлении в 1987 г. перед узким кругом представителей отборных промышленных компаний и университетов страны Питер Друкер отметил, что лучшими менеджерами в истории были люди, ответственные за строительство пирамид в Египте. К сожалению, египтяне мало рассказали нам о своих технические приемы и почти не поделились с нами "ноу-хау". В этом состоит различие между знанием о том, как практически осуществляется искусство управления, и вкладом в развитие отрасли знаний, которые другие могут овладевать и реализовывать на практици.
Итак, менеджмент как научная дисциплина начал формироваться тогда, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять. В результате возникли теории, концепции, которые можно было преподавать и изучать. Это и стало началом менеджменту.
В процессе изучения теории и практики менеджмента становится очевидным, что многое, что рекомендуется как нечто новое и революционное, оказывается просто логическим предложением идей, развитых в другом месте и в другое время. Многое, что правильное, отнюдь не новое, и многое из того, что называется новым, не является. Поэтому мы должны быть осторожными и объективными в наших оценках полезности того, что пропонуемо.
В мире бизнеса есть так называемые вечные вопросы, на которые люди постоянно ищут ответы. Почему крохотная и крупная компания зарабатывают сотни миллионов, а другие теряют свое имущество? Как может небольшая фирма, компания обеспечить более высокий уровень обслуживания, чем большая, что располагает гораздо большими ресурсами? На эти и многие подобные вопросы помогает ответить теория и практика менеджмента. Менеджмент как теория возник и развивается в связи с необходимостью объяснить, почему и за что процветают или приходят в упадок организации. Ученые в области менеджмента путем исследований и практики в сфере управления, методом проб и ошибок ищут ответ на вопрос: чем определяется успех организации? Ответ на этот вопрос позволяет ответить на более прагматичное вопрос: что может сделать руководитель для успешной организации? Для обеспечения успешного управления организацией необходимо знать природу ее возникновения и существенные особенности проявления в реальном бутти.
Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них кроются причины, обусловливающие существование менеджмента. Содержание понятия организация имеет много различных трактовок. В научной литературе по теории организации и менеджмента организация рассматривается как важнейшее свойство, характеристика системы, ее атрибут. В этом смысле организация означает внутреннюю упорядоченность, согласованность частей системы, которой обусловлена его структура. Срок организация (организовывать) используется также для определения одной из главных функций управления, которая реализуется в процессе создания и усовершенствования системы, поддержания порядка при ее функционировании. Наконец, организация отождествляется с социальной системой. Например, М. Акофф, Ф. Эмери дают такое определение организации: "Организация - социальная группа, в которой существует функциональное разделение труда, направленный на достижение общей цели". Т. Питерс, Р. Уотермен - следующее: "Организация - это умная система сознательно скоординированных видов деятельности, не имеет лишних элементов". Так или иначе, существует много различных социальных организаций. Однако, несмотря на их разнообразие, можно выделить общие признаки, отражающие содержание этого понятия. Во-первых, организация - это объединение людей, которые составляют различные части организации. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, которая объединяет людей для реализации конкретных потребностей и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей - совместная деятельность в различных формах взаимодействия (координация, обмен информацией и др..). Взаимодействие позволяет интегрировать деятельность людей, способствует формированию организации как единого целого с качественно новыми свойствами, которые не сводятся к сумме свойств его частей. В-четвертых, организация имеет границы, дают ей возможность существовать автономно от других подобных формирований и не дают ей возможности рассеяться в окружающем середовищи.
В наиболее общем виде деятельность организации связана с превращением ресурсов в новые блага. Ресурсы делятся на природные, трудовые, сырьевые, финансовые, технологические, информационные, а к благам относятся как товары, так и услуги. Главной чертой деятельности каждой организации есть внутреннее разделение труда: горизонтальный и вертикальний.
Горизонтальное разделение труда предусматривает разделение трудового процесса на составляющие компоненты. Из них образуются подразделения организации, выполняющих специфические конкретные задания. Вертикальное разделение труда предусматривает разделение всех видов деятельности в организации на работу, направленную на достижение целей организации, и координирование этой работы. Соответственно все должности в организации делятся на исполнительные (не управленческие) и менеджерские (управленческие).
Управленческая деятельность самостоятельно выделилась в результате разделения труда. Глубоким разделением труда в рамках сотрудничества было то, что отделило руководителя от исполнителя, умственные усилия от физических. Работа руководителя - это управление и контроль, работа исполнителя - физическое воздействие на объект труда. Необходимость анализа и разработки практических рекомендаций в области менеджмента возникла прежде всего в связи с увеличением удельного веса организационно-управленческих проблем в производстве вследствие разделения и кооперации труда. Попытки не только решить эти вопросы, но и достичь большего эффекта от совместной деятельности породили необходимость изучения и систематизации вопросов управлиння.
Основу современного хозяйственного управления составляют: а) многовариантность ходов менеджмента б) гибкость и неординарность хозяйственных ситуаций в) неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации.
Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Сложность изучения и освоения менеджмента заключается в том, что подходы, разработанные одной фирмой, хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только неэффективными, но даже вредными для другой.
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА | 2.2. Сущность и содержание понятия "менеджмент" |