2.2. Сущность и содержание понятия "менеджмент"

Понятие "менеджмент" является достаточно общим и трактуется по-разному. В нем сведены воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, охватывающее хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.д.), и как организационное понятие, характеризующее субъектов, принимающих решения, их роль в деятельности предприятия (правления, начальник цеха, мастер). Всего доминирует функциональный подход, который определяет задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров различных организационных ривнив.
Понятие менеджмент должен межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управления предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе часто употребляются как синонимы. П. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в различных значениях, хотя срок менеджмент исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американское происхождение и вряд ли может быть переведен на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, ее выполняющих, он указывает на социальное или служебное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований. Канадский теоретик в области трудовых отношений М. Кинг видит в менеджменте "... связующее звено между трудом и капиталом, которая способна аннулировать классовые противоречия".
Следовательно, дать полное и краткое определение этого понятия довольно сложно, проще указать его характерные черты, из которых состоит феномен менеджмента. Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями, управление, ориентированное на доходность и прибыльность, деятельность по надзору, что использует особые формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, составляют административный штат предпринимательской организации и ин.
С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, выражающие при-чинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическую цепочку общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных видносин.
Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, можно представить в виде следующей модели (рис. 2).
Особенности менеджмента как науки. Менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми. Родовые особенности менеджмента как науки. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций тощо.
Во-вторых, истинность тех или иных теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и ришень.
В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях людини.
В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знания, а действия, то есть недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практици.
Многие знают, что делают, но немногие из них делают то, что знають.
Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций является успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей роботи.
В управлении (как в теории, так и в практике) есть много авторитетных людей, от Ф. Тейлора, основателя научного управления, в сторонника гуманизации и развития человеческих отношений А. Маслоу, живой легенды менеджмента, П. Друкера и ин.
Но для руководителя предприятия и организации бездумное (слепое) подражание существующих теорий и популярных концепций недопустимо, так как существуют различия в условиях деятельности организаций, опыт и стиле управлиння.
Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывания и утверждения независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход позволит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее пидходящу.
Рассмотрение понятия менеджмент с разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управлиння.
Менеджмент как функция. Прежде всего менеджмент рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижения определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В последующих разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или иных видов управленческих робит.
В Украину важное практическое значение для преодоления экономического кризиса имеет овладение социальной функцией менеджмента, которую П. Друкер охарактеризовал так: "Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Он является его результатом. Везде, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не получали развития. В немногих случаях, когда мы смогли вызвать энергию менеджмента, мы обеспечивали стремительное развитие. Развитие является скорее делом человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерация человеческой энергии и придания ей направлении является задачей менеджмента ". Везде, где удавалось ввести и задействовать его потенциал, начинался стремительное развитие. Примеры тому - Япония, Южная Корея, "IBM", "Крайслер" тощо.
Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, также процессом. Следовательно, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.
Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях, поэтому его можно рассматривать и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов. Этот влияние оказывает соответствующая категория людей - менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управлиння.
Менеджмент - это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать ефективно.
Менеджмент - это категория людей, которые управляют организацией. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку целей и разработку путей ее достижения. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Следовательно, главной задачей управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее мети.
Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к решению их. Научные основы этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная практикой человеческой цивилизации и сконцентрирована в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческого труда, устанавливает причинно-следственные связи, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей более эффективна. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой дияльности.
Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Научиться управлять можно только путем использования теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться модифицировать практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процес.
Теоретический плюрализм в трактовке сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе по менеджменту есть много его определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: "Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, несомненно, чрезвычайно важны, а организацией менеджмента. Этим термином именуется координация и объединение в процессе производства индивидуальных усилий и создания побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, способствовали бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства ".
Во вступительной статье к фундаментальной книги М. Мескон, М. Альберта, Ф. Хедоури "Основы менеджмента" дается следующее определение: "Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - функция, вид деятельности из руководства людьми в самых разнообразных организациях ". Или: "Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли".
Дж. Дункан в работе "Основополагающие идеи в менеджменте" отмечает: "Менеджмент - это координация людских и других ресурсов для решения поставленных организацией задач". Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, что обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы. Анализ различных определений менеджмента, а также исследования проблем управления на микроуровне в условиях становления и развития рыночных отношений в Украине позволяет сформулировать такое его визначення.
Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата современного предприятия по использованию законов и закономерностей общественного развития, что позволяет организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Осуществление этой функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизведения соответствующих социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизводства. Субъектами таких отношений являются: руководители-менеджеры и подчиненные в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей мети.
Когда мы говорим о менеджменте, то, как правило, имеем в виду человека менеджера - человека, осуществляет управленческие действия в определенной организации. Кроме этого, когда говорят менеджер, то имеют в виду профессионального управляющего, представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Он отвечает за повседневное управление организацией, имеет реальную власть в своих прерогатив.
Итак, менеджеры - это профессиональный слой управленцев, главная задача которых - координация и организация деятельности коллективов на основе учета объективных законов и закономерностей, т.е. управление на научной основе. Важнейшей чертой профессионального менеджера является его привлечение к управленческой работы организации за определенную плату. Такой критерий позволяет отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-собственников. Если собственник предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего - менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной особенностью профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизму.
Менеджмент как практика возникла и развивается в связи с необходимостью передачи собственником организационно-исполнительных функций профессиональному управленцу - менеджеру - для достижения целей организации. Иными словами, появление социального института менеджеров была исторически обусловлена объективным процессом отделение капитала-функции от капитала-власности.
В экономической литературе, посвященной современным проблемам управления, понятия менеджмент часто используется как синоним понятия бизнес. Бизнесмен и менеджер - это не то. Бизнесмен - это тот, кто "делает деньги", например владелец капитала, находящегося в обороте и приносит прибыль. Им может быть деловой человек, в подчинении которой никого нет, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении с люди.
Более конкретной формой бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, начинает новое дело, реализует некоторые нововведения, вкладывает личные средства в новое предприятие и берет на себя личный ризик.
Рассматривая вопрос о различии между предпринимателем и менеджером, следует отметить, что предприниматель появился раньше менеджера, поскольку основатель и владелец предприятия может быть одним лицом, пока он способен или хочет управлять предприятием. Затем возникает потребность в делегировании некоторых полномочий специалисту по управлению предприятием - менеджеру. Параллельно происходит и развитие собственности. Если небольшим предприятием может управлять его владелец (единоличное владение), то с увеличением его размеров необходимо большее количество управляющих, вследствие чего предприятие приобретает других организационно-правовых форм. Очень большие предприятия превращаются в корпоративные, которые имеют разветвленную организационную структуру и многоуровневое управление. В развитых странах во главе крупных предприятий стоит не предприниматель-владелец, а менеджер, который не является его собственником, но осуществляет функции организации и управления. Но это не значит, что менеджер не является предпринимателем, а предприниматель не может быть менеджером, хотя формально их функции видризняються.
По мнению канадского исследователя X. Вудса, "... менеджер как исполнитель собственника или работодателя выполняет функции по управлению персоналом и в этой роли рассматривается отдельно от предпринимателя". Различия между менеджером и предпринимателем оказываются в административном (бюрократическом) и демократическом подхода к управлению производственной деятельностью. Успешно решать противоречия между этими двумя подходами в управлении крупными фирмами удастся не завжди.
С теоретической точки зрения можно и полезно для овладения искусством управления рассмотреть соотношение понятий предприниматель, менеджер, специалист. Прежде всего следует отметить, что в практике современного предпринимательства отделить их друг от друга невозможно. Каждый, кто начинает заниматься бизнесом, должен в определенной степени сочетать в себе сразу трех человек: предпринимателя, менеджера и фахивця.
Менеджер - это тот, для кого обязательные слова: дисциплина, тренировки, организованность.
2.1. Предпосылки возникновения менеджмента 2.3. Возникновение и развитие рационалистического направления в менеджменте