2.5. Современная система взглядов на менеджмент

В основе развития современного менеджмента лежат достижения практически всех школ и направлений управленческой мысли. В обобщенном виде вклад различных школ и направлений развития менеджмента в современную науку управления представлен в табл. 3.
Важное влияние на современную систему взглядов на менеджмент имело развитие П. Друкером идеи всевозрастающей роли фактора менеджмента в обеспечении хозяйственных результатов по сравнению с традиционными для экономической теории факторами производства: трудом, землей и капиталом. Тезис о значении этого четвертого фактора производства (в отличие от других, незаменимого) впервые было сформулировано в работе "Концепция корпорации" (1946), а затем и в других его работах. К середине 90-х годов он опубликовал 24 работы по менеджменту.
Тесная связь с практикой (тридцать лет был консультантом многих крупных корпораций, таких как "Дженерал моторе", "Дженерал электрик" и др.). Позволил ученому уже в 50-е годы разработать основную проблематику феномена "духа организации", т.е. того аспекта менеджмента, который в 80-90-х годах стал активно изучаться под названием "корпоративная культура".
В книге "Практика менеджмента" (1954) был поднят вопрос сочетания управления существующим бизнесом и лидерства, разработки основ бизнеса будущего, которые имеют сегодня ключевое значение для конкурентоспособности фирм. С другой стороны, в этой книге впервые было преодолено традиционную для литературы по управлению бизнесом ограниченность исследований лишь внутрифирменных аспектов менеджмента. Друкер детально раскрывает свое понимание фирмы как единого целого из трех составляющих: во-первых, как бизнеса, то есть как экономического института, организованного для выпуска продукции с целью удовлетворения спроса рынка, клиентов фирмы, во-вторых, как гуманитарной и социальной организации, нанимает ятпттрй я япригтьязуеться организовать их труд и стимулировать ее с целью повышения производительности труда, осуществлять централизованное руководство и поддерживать взаимосвязи отношений власти и ответственности, в-третьих, как социального института, интегрированного в общество, на который влияют общественные интереси.
При этом в "Практике менеджмента" впервые был поднят вопрос о социальной ответственности бизнеса, которая в наше время стала самостоятельной сферой исследований и преподавания в ведущих школах бизнеса США.
Опираясь на менеджмент как научная дисциплина и знание жизни ведущих корпораций США, П. Друкер сделал вывод, что успехи последних связаны с использованием одних и тех же методов эффективного управления бизнесом. К ним он относил: децентрализацию принятия оперативных решений, оптимизацию численности управленческого персонала, развитие содержания труда, четкую осознанность своей принадлежности к конкретному бизнесу и т.д.. Анализ наиболее важных методов позволил разработать концепцию управления по целям, которая рассматривается как наиболее существенный вклад ученого в теорию менеджменту.
Исследования в течение 70-90-х годов процесса превращения знаний в главную производительную силу привело к формулированию идеи о трансформации современного общества в направлении общества знаний, которое становится результатом глобальных общественных изменений. Влияние этих изменений, по мнению ученого, будет осуществляться по трем напрямками.
Во-первых, главной социальной группой в посткапиталистическое обществе становятся "работники, которые имеют передовые знания". В развитых странах они уже составляют около трети экономически активного населения. В отличие от наемных работников эпохи капитализма именно они (благодаря своим знаниям), а не техника, которая ими используется, играют ведущую роль в повышении производительности труда. К таким работникам, которые имеют уникальные для конкретной организации знания, принадлежат эксперты в области новых технологий, высокообразованные специалисты, профессиональные менеджери.
Полем деятельности работников, которые имеют передовые знания, есть вся организация, и ими невозможно управлять в привычном понимании этого слова, особенно эффективно контролювати.
Во-вторых, новое общество, которое только начинает формироваться, является обществом организаций, главная функция которых - продуктивное использование накопленных знаний в процессе реализации специфических для каждой организации задач. Все самостоятельные объединения работников, которые имеют передовые знания, сосредотачивают усилия на переработке потоков информации и использовании единых принципов в управлении как деловыми, так и некоммерческими структурами.
При влияния знаний и информации на роль ключевых экономических ресурсов ведущее значение для конкурентоспособности компании приобретает фактор менеджмента. Для таких организаций характерны децентрализация управления, которая позволяет быстро преобразовывать информацию об изменениях на рынке в адекватные действия; постоянное обновление знаний каждые 4-5 лет; построение управления не по принципу босс - подчиненный, а по принципу команды единомышленников, в которых происходит ротация сотрудников за различными подразделениями и менеджеры не командуют работниками, а вдохновляют их на производительный працю.
Главным содержанием труда менеджеров все больше становится преобразование имеющихся знаний в новые и рационализация внутрифирменных процессов создания, обработки и передачи информации. Сегодня квалификация менеджеров является важнейшим преимуществом любой организации. Если еще в середине XX в. на должность профессионального менеджера можно было подготовить умелого и творческого работника, то сегодня эта идея звучит абсурдно. Пренебрежение вопросами реорганизации управления на современных принципах, содействие повышению умственного труда вообще - главная причина неудач разнообразных попыток реформации экономики Украины в течение 90-х рокив.
В-третьих, характерной чертой организаций общества знаний является налаживание непрерывного инновационного процесса. Главным действующим лицом в современных социально-рыночных системах стал пидприемець.
Ключевые признаки современной системы взглядов на менеджмент, или новой управленческой парадигмы, такие:
1) отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, в которых успех предприятия определяется прежде рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, то есть воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среды, которое характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Значение факторов внешней среды резко повысилось в связи с усложнением всей системы общественных отношений, составляющих среду менеджмента организации;
использование в управлении теории систем облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, нераздельно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде (рыночной). Поэтому, чтобы успешно функционировать, производственная система выработать способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде;
использование в управлении ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные внешние факторы. Главной здесь является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на работу организации теперь. Отсюда следует признание важности специфических приемов, с помощью которых определяются наиболее важные факторы, воздействуя на которые можно эффективно достигать цели;
признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие - это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса - людей.
Задача менеджеров состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек сможет максимально использовать свой потенциал. Поэтому новая управленческая парадигма в достижении успеха важное значение придает
Об изменении парадигмы управления в Украине можно отметить, что она органично связана с радикальными преобразованиями и реформированием всех аспектов жизнедеятельности общества. Наиболее важными положениями управления украинской экономикой являются следующие:
гибкое сочетание методов рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами как на микро-, так и на макроуровнях;
формирования и функционирования предпринимательских структур как открытых и социально ориентированных;
самоуправления на всех иерархических уровнях;
сочетание рыночных и административных методов управления на пидприемствах.
Эффективность формирования и реализации новой управленческой парадигмы может быть обеспечена при соблюдении минимум двух главных условий: в ней необходимо учесть особенности предшествующего развития и современное состояние экономики, менталитет и особенности страны; в ее основу должны быть положены принципы и механизм менеджмента стран с развитой рыночной экономикой. Это позволит в перспективе интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую систему, занять достойное место в ней.
2.4. направление поведения 2.6. Основы теории и практики традиционного и современного менеджмента