3.1. Природа и особенности управленческого труда

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой - содержанием «простых» факторов процесса управленческого труда, то есть ее предметами, средствами и самим трудом. Управленческий труд - разновидность умственного труда. Хотя она непосредственно и не выступает творцом материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного работника, а следовательно, и продуктивной працею.
С формальной точки зрения управленческий труд - это то, что делают менеджеры. Еще А. Файоль создал общий образ менеджера как плановика, организатора, координатора, контролера. Для понимания природы управленческого труда важное значение имеет ответ на вопрос: "Труд менеджера и управленческий труд - это одно и то же или нет?"
Выяснение этого вопроса предполагает учет таких фактов практической деятельности менеджера.
Во-первых, управленческий труд объединяет элементы менеджмента с элементами специальности и профессии. Менеджеры почти всегда в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей выполняют также и неуправленческой функции.
Во-вторых, существенные элементы управленческого труда предусматривают налаживание связей, управления человеческим поведением и принятия на себя ответственности за успешное выполнение роботи.
В-третьих, природа управленческого труда весьма изменчива по времени, периодами непредсказуемостью. Трудно, а иногда даже невозможно предусмотреть все многообразие задач в управленческой работы в течение заданного периода. Значительную часть своего ежедневного рабочего времени менеджеры тратят на решение конфликтов и непредвиденных проблем.
Структура информационного обеспечения, которым пользуются менеджеры, постоянно меняется в зависимости от того, о какой информации идет речь и с кем они имеют дело. Менеджеры часто убеждают других и втягиваются в конфликты между сотрудниками, в результате чего им остается мало времени для того, чтобы посвятить себя конкретной профессиональной деятельности, составлению систематических планов. Немало времени менеджер тратит на отчеты или объяснения он делает, анализ большого количества вариантов решений, которые были приняты ранише.
Так или иначе, в теории и практике менеджмента существуют разные представления о управленческий труд, и, конечно, не все они правильные, что дает основания ученым говорить о мифах о труде менеджера, в частности, по мнению А. Файоля - это взгляд на менеджера как на вычислительную машину, которая рассуждает (первый миф).
Исследованиями установлено, что менеджер редко тратит более 9 мин на решение любого задания. При опросе 35 генеральных директоров выяснилось, что лишь на 10% их действий понадобилось более одного часа. Изучение работы мастеров показывает, что они выполняют более 550 действий в течение 8-часовой смены. Вместо того, чтобы быть аккуратным плановиком, как это изобразил Файоль, реальный менеджер перепрыгивает от одного дела к другому, стремясь найти ответы на требования конкретной ситуации.
Второй миф - это имидж менеджера как человека, должным образом спланировали и делегировала задачи, после чего может сконцентрировать свое внимание на его исполнении, эффективно используя большую часть своего времени на решение важных проблем функционирования организации. Здесь тоже не действует классический стереотип. Большинство менеджеров воспринимают как личный долг участие в выполнении ритуальных и официальных мероприятий, в обработке информации и т.п.. Особенно высшее руководство считает своим долгом делать то, что от них требует их положение, даже если такие действия иногда и безглузди.
Третий миф заключается в том, что бы менеджеры требуют систематизованои и обработанной информации. На самом деле менеджеры предпочитают вербальным источникам информации или информации, которую можно получить быстро, как правило, из телефонных разговоров и на нарадах.
Четвертый миф, по мнению Г. Минцберга, может оказаться наиболее угрожающим. Он заключается в том, что менеджмент все больше становится наукой и профессией. Однако большая часть деятельности менеджера остается скрытой для внешнего взгляда. Очень часто интуиция и трезвая мысль ближе к менеджменту, чем объективные данные, упрямые факты и точное научное знание. Хотя современные менеджеры достаточно компетентны по всем общепринятым стандартам, но способ, которым они действуют, "принципиально не отличается" от того, которым пользовались его коллеги в прошлом. Информация, которой нуждаются высшие менеджеры, разнообразна по содержанию, но они добывают ее одним и тем же способом - с устного сообщения. их решения касаются новейших технологий, но процедуры, которыми они пользуются для принятия, остаются такими же, как и у менеджеров XIX в. Даже самый современный компьютер не производит, как оказалось, никакого влияния на методы принятия решений директорами пидприемств.
Основная цель управления как такового - создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д..) Для реализации задач организации, обеспечения последовательности между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление - это прежде всего работа с людьми, трудовая деятельность которых является объектом управленческого впливу.
Трудовая деятельность людей в производстве как предмет управленческого труда может опосредованно выступать в виде информации в различных ее формах. Информация - специфический предмет управленческого труда, поэтому труд имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.
Достижение цели управления осуществляется путем выбора и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое ришення.
В процессе управления его субъекты решают различные проблемы - организационного, экономического, технического, социально-психологического, правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого праци.
Управление - процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно принятие управленческих решений на основе анализа внешней и внутренней среды является процедурой, эффективность которой зависит от овладения сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, который занимается управленческой деятельностью, творческого подхода. Решения, принимаемые руководителями, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Если при принятии управленческих решений используется весь этот арсенал, то речь может идти об искусстве управлиння.
Средствами управленческого труда является организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования в значительной мере определяют культуру и эффективность управления. Всего параметры и процесс управленческого труда системно представлены на рис. С и 4.

Увеличение масштабов промышленного производства объективно привело к обособлению отдельных видов управленческого труда в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп работников управления. Специализация в области управления способствовала повышению качества работы аппарата управления крупных предприятий. В теории и практике менеджмента выделяют несколько видов разделения управленческого праци.
Функциональное разделение труда представляет собой выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за конкретными работниками или подразделениями аппарата управлиння.
Иерархическое разделение управленческого труда предусматривает разделение комплексов работ по реализации функций по уровням иерархии управления и закрепление их за соответствующими управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий останних.
Технологическое разделение предусматривает дифференциацию процесса управления на операции по сбору, передачи, хранения и преобразования информации, выполняемые определенными категориями працивникив.
Профессиональное разделение связано с распределением управленческих работников в соответствии с их профессиональной пидготовки.
Квалификационное разделение предусматривает распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками соответственно их квалификации, стажа работы и личных рис.
Должностной разделение предусматривает распределение управленческих работников в системе управления организацией в соответствии с их компетенцией (компетенция - совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника за реализацию конкретной функции управления).
Главную роль среди различных видов разделения управленческого труда играет функциональное разделение, которое исторически обусловило появление других.
ГЛАВА 3. Управленческого труда и МЕНЕДЖЕРЫ 3.2. Классификация управленческого персонала