4.2. Формирование и классификация целей организации

Государственные органы, учебные заведения и другие некоммерческие организации не стремятся получить прибыль, но их беспокоят расходы - именно это находит отражение в совокупности целей, сформулированных как выполнение конкретных задач в рамках соответствующих бюджетных асигнувань.
Разнообразие направлений деятельности крупных организаций приводит к формированию системы целей. Так, чтобы получить прибыль, необходимо сформулировать цели в таких направлениях деятельности, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но они больше ориентированы на социальную ответственность. Ориентация, определяется целью, пронизывает все последующие решения руководителей. Цель должна быть поставлена для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого он будет наблюдать и контролювати.
Одной из главных задач менеджмента является определение цели, ради достижения которой организация создается, функционирует и развивается как целостная система. Ориентация на главную цель организации - исходный момент в деятельности менеджера.
Реально существующая система целей организации предполагает соответствующую классификацию их. Прежде всего следует различать общие или глобальные цели, которые разрабатываются для организаций в целом, и цели специфические, которые разрабатываются по основным видам и направлениям деятельности на основе общих целей и ориентирив.
Общие цели определяют концепцию развития фирмы по основным направлениям и разрабатываются на длительную перспективу. В состав общих целей входит генеральная цель или миссия и несколько общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание. Сегодня как миссия зачастую рассматривается удовлетворения тех или иных общественных потреб.
Миссия дает представление об организации, о ее философию, имидж. Она способствует установлению соответствующего внутриорганизационного климата, создает основу для формулирования более конкретных целей - общих и специфических, а также выработка стратегии и политики.
Общеорганизационные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой стабильности, на обеспечение оптимальной рентабельности, завоевание тех или иных рынков, на разработку новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы. В современных условиях общие цели формируются, как правило, в процессе диалога высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. В отличие от общих специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые - перед пидроздилами.
Пример ключевых целей, которые могут быть поставлены перед подразделениями промышленного предприятия, приведены в табл. 6.

В реальных условиях определены цели должны быть конкретизированы и количественно измеряемые с помощью соответствующих показникив.
Деятельность менеджеров носит многоплановый характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных вопросов. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения в непредвиденных ситуациях и т. ин.
При системном подходе используется такая квалификация целей:
1.Залежно от важности для организации цели могут быть стратегическими и тактическими. Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, которые качественно меняют жизнь и имидж организации, например достижения первенства своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление производственной базы тощо.
Стратегические цели определяют характер деятельности на перспективу, и для их реализации требуются большие затраты. Выбор стратегии поведения фирмы - всегда очень ответственная и важное дело. Здесь требуется глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается содержание практического менеджмента фирм, его социальная значимость, уровень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирм, общества в целом, его социальных груп.
Тактические цели являются промежуточными отношении стратегических и отображают отдельные этапы достижения их, например проведения модернизации или капитального ремонта. Оперативные цели определяются на основе стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок. Если, скажем, стратегические цели выражают качественные параметры существования фирмы, то оперативные цели, наоборот, - количественные показатели деятельности на определенный период. В случае, если фирма предоставляет приоритетное значение стратегическим целям перед текущим, то это означает, что руководство ориентирует подразделения и весь персонал на достижение долгосрочного коммерческого успеха, высоких стандартов деятельности. И, наоборот, ориентация преимущественно на текущие эффекты и успехи означает отсутствие у фирмы (предприятия) перспективы занять ведущее место в мире здорового цивилизованного бизнеса. Итак, оперативные цели, связанные с решением текущих проблем, описывают результаты, необходимые для достижения тактических и стратегических целей организации.
2.При временному признаку с точки зрения их реализации цели разделяют на долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (И-5 лет) и краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация действий, предусмотренных для их достижения. Сами они являются этапами на пути достижения долгосрочных цилей.
3.По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные тощо.
В технологических целей можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, создания новых подразделений. Примером экономических целей является укрепление финансовой стабильности организации, увеличения прибыльности, повышение рыночной стоимости капитала, ускорение его оборотности.
Производственные цели могут касаться выпуска определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, снижения собивартости.
Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, высокой дисциплины, согласованности в роботи.
Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, с увеличением количества покупателей, клиентов, с продолжением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и ин.
Научно-технические цели ориентируют фирму, предприятие на создание и внедрение в производство новых и совершенствования существующих образцов продукции, доведение их до уровня требований мировых стандартив.
Социальные цели сосредоточены на создании благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышении их образовательного и квалификационного уровня и т.д. (ликвидация тяжелого физического труда, налаживание отношений социального партнерства, обеспечения людей высококачественным медицинским обслуживанием и т.д..).
4.За формой выражения можно говорить о целях, которые выражены в количественных и качественных показателях. В первом случае речь идет, например, о производстве продукции в гривнах, тоннах, штуках, во втором - о достижении благополучного морально-психологического климата в коллективе, ничем измерить можна.
Рассмотрим примерную систему целей фирмы, действующей в социально-экономических условиях сегодняшней Украини.
Текущая цель сегодняшней фирмы относится, как правило, для выживания и обеспечения условий для завоевания и сохранения устойчивого положения на внутреннем рынке. Для подавляющего большинства наших предприятий эта цель является необхидною.
Краткосрочная цель ставится, как правило, к тому, чтобы сделать фирму способной сохранять устойчивое положение на внутреннем рынке и противостоять иностранной конкуренции.
Среднесрочная цель направлена преимущественно на то, чтобы стать фирмой-лидером, способным добиться ведущего положения среди фирм-конкурентов на внутреннем рынке, и начать конкурировать на зовнишньому.
Долгосрочная цель сосредоточена на захвате и удержании соответствующей части международных рынков в области своей специализации.
Подчеркнем, что программные цели достигаются реализацией внутренних целей. Иерархию внутренних целей, ориентированных на достижение стратегических целей, можно подать так.
Стратегические цели: увеличение прибыли, рост объема продаж, расширение вывозной торгивли.
Производственные цели: производительность труда, качество продукции и услуг, диверсификация виробництва.
Поддерживающие цели: стабилизация финансового состояния, рациональное использование ресурсов, увеличение объема НИОКР, совершенствование управлиння.
Классификация целей позволяет конкретизировать задачи. Задача-это работа, которую необходимо выполнить заранее определенным способом и в установленные сроки. С технической точки зрения задачи закрепляются не за работником, а за рабочим местом или должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
На основе целей организации формируются задачи, которые необходимо решить в процессе достижения их. Задача более конкретные и имеют не только качественные, но и количественные, пространственные и временные характеристики. Так, если цель предприятия может формулироваться как достижение ближайшее время лидирующего положения на рынке выпускаемой продукции, то задача должна быть сформулирована более конкретно: до 01.01.2002 г. завоевать 50% рынка товара А, 30% рынка товара В. В отличие от целей задачи имеют ограничения, то есть перечень действий, от которых необходимо воздерживаться, например от нарушения трудового законодательства. Кроме этого, по сравнению с целями задачи в большей степени индивидуализированы, они включают элементы, которые делают их более понятными, а значит и привлекательными для исполнителей.
4.1. Концепция целей организации в современном менеджменте 4.3. Механизм выработки системы целей организации