5.1. Сущность функций управления и классификация

Менеджмент предприятия представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), которые возникают вследствие разделения управленческого труда. Специализированные виды разнообразных работ называемых функциями управления. Слово функция в переводе с латинского означает осуществление, исполнение. Каждая управленческая функция направлена на решение специфических и разнообразных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями и рабочими местами фирмы, требует осуществления большого комплекса конкретных заходив.
В функциях обнаруживаются сущность и содержание управления. Функция-это объективная составляющая управления как целого, проявление которой является формой проявления целого. В этом проявляется системный подход к формированию понятия и структуры функций управлиння.
Круг проблем в процессе управления организацией сводится к определению конкретной цели развития, выявление ее приоритетности, очередности и последовательности реализации. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути решения этих задач, необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль за выполнением их. Реализация общих задач требует создания необходимых экономических и прочих условий в сфере управления. Так, задача приспособления производства к требованиям и спросу рынка предусматривает выполнение функции маркетинга, определение основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения решается путем осуществления функции планирования; налаживания организационных отношений между различными подразделениями и выполнение решений и плановых показателей хозяйственной деятельности фирмы достигается путем реализации функции организации; проверка деятельности, а также сравнение с намеченной целью и направлениями развития осуществляется через функцию контроля. Это означает, что содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые решаются в рамках функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций.
Единый процесс управления фирмой расчленяется на специализированные функции с целью закрепления отдельных видов работ по исполнителям и благоустройство таким образом процесса управления, обеспечение высокого профессионализма исполнения управленческих работ. Функции управления отражают конкретное содержание управленческой деятельности как самого менеджера, так и аппарата управления, характеризующие вид этой деятельности, совокупность обязанностей, закрепленных за отдельным работником, подразделением, назначении той или иной звена руководящей системи.
Функции управления деятельностью предприятия, а соответственно и методы их реализации, не являются неизменными, постоянными. Они постоянно модифицируются и изменяются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями. Развитие каждой функции управления происходит не только под воздействием внутренних закономерностей усовершенствования их, но и под влиянием требований развития других функций. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, определяется общей целью и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это ведет к изменению содержания каждой функции.
Так, содержание понятия маркетинг изначально связывали со сбором и анализом всех факторов, относящихся к сфере обмена товаров и услуг, начиная от выпуска этих товаров производителем и заканчивая доведением их до потребителя. Т.е. целью маркетинга считалось обеспечение сбыта продукции. Однако позже содержание этого понятия существенно зминився.
Функция планирования также приобрела качественно новые черты и особенности. В современных условиях планирование деятельности предприятия приобрело принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем вытекает из огромных масштабов обобществления производства. Сейчас эта функция развивается и существенно дополняется функцией маркетинга, в связи с чем планирование приобретает новое содержание. Особенно расширяется горизонт планирования. Следовательно, планирование решает не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является качественно новым в смысле планування.
В связи с этим заметные изменения произошли в содержании функции контроля. Он тесно связан с осуществлением функции планирования и способствует более полной его реализации. Это означает, что к изучению функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны, а необходимо выявлять и анализировать изменения, происходящие в содержании управленческих понятий и представлений о них, поскольку эти изменения отражают глубинные процессы в системе общественного виробництва.
Функции управления можно рассматривать как с точки зрения их исполнителей - конкретных работников управленческого аппарата, так и с точки зрения содержания процесса управления, характера выполняемых работ. В функциях менеджмента сочетаются (сливаются) воедино принципы, методы и содержание управленческой дияльности.
Главными признаками для классификации функций управления: вид управленческой деятельности, что позволяет отличить одну работу от других в процессе разделения управленческого труда; направленность видов деятельности на управляемый объект или факторы внешней середовища.
По этим признакам можно выделить общие и специфические функции менеджменту.
Общие функции определяют лишь вид управленческой деятельности независимо от места ее проявления, вида организации, характера деятельности, масштабов и т.д.. Общие функции присущи управлению любой организацией. Они словно разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности выполнения по времени с целью получения заранее определенного результату.
Взаимосвязь между общими функциями менеджмента организации изображено на рис. 11, иллюстрирующий процесс управления. Стрелки на рисунке показывают, что движение от стадии планирования до стадии контроля возможно лишь путем выполнения работ по организации и мотивации работников при общей координации всех функций.
Специфические (особые) функции возникают вследствие горизонтального разделения труда, определяют его направленность на конкретный объект управления и полностью зависят от организации. Содержание специфических функций управления в различных организациях отражают их особенности, в частности: назначение, тип производства, сложность производства продукции, специализацию и т.д.. Например, управление основным производством, сбытом продукции, снабжением, финансами, маркетингом.
Каждая специфическая функция управления в организации является комплексной по содержанию, и для надлежащего выполнения ее необходимо осуществить общие функции (планирование, организацию, координацию, мотивацию, контроль).
Разделение функций на общие и специфические известной мере условный, поскольку в реальных условиях управления производством они не существуют отдельно, а тесно переплетаются между собой, взаимно проникают и дополняют друг друга. Функции менеджмента находятся в диалектической связи, взаимозависимости и единства. Для того чтобы эффективно реализовать определенную функцию менеджмента, необходимо выполнить весь комплекс функций, относящихся к соответствующей сфере деятельности предприятия, используя различные методы управленческого впливу.
Все менеджеры, независимо от должности, как правило, выполняют одни и те же функции в организации любого типа. Даже в самых организациях и на этапе становления предприятия, и в процессе его становления, и в процессе функционирования менеджеры занимаются планированием, организационными вопросами, координацией, мотивацией и контролем. Рассматривая процесс управления, необходимо помнить, что разным уровням управления соответствуют различные обязанности на каждой стадии этого процесу.
Среди функций управления особое, важнейшую роль играет функция принятия решений. Последние должны быть оперативными, перспективными, отвечать миссии предприятия, учитывать текущее состояние объекта управления. Непосредственно проблемы разработки и принятия управленческих решений более подробно будет рассмотрен пизнише.
Функция целеполагания заключается не только в разработке основной, текущей и перспективной цели деятельности в бизнесе, но и в поиске ответа на вопрос, как фирма конкретно будет добиваться реализации поставленных целей. Эта задача решается с помощью функции менеджмента - планирование. Кто делает, что и когда, какие ресурсы для этого нужны - вот главные задачи функции планирования.
ГЛАВА 5. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 5.2. функция планирования