5.2. функция планирования

Функция планирования предполагает решение двух глобальных вопросов: какой должна быть реальная цель организации и что следует делать членам организации, чтобы достичь ее. С помощью планирования можно перевести фирму как систему из исходного, базового уровня на заданный уровень развития путем маневрирования и сосредоточения сил и средств на приоритетных направлениях своей деятельности, а также определять перспективы развития и будущее состояние фирмы. Планирование как целенаправленная специализированная управленческая деятельность осуществляется на принципах объективности, реалистичности, системности, комплексности, оптимальности; приоритетности и единства интересов фирмы, ее персонала и потребителей; сбалансированности; обоснованности планов, программ, проектов, моделей развития; гибкости путей социально-экономического развития .
Предпосылкой планирования является прогнозирование. Оно представляет собой выявление объективных (реальных) тенденций, состояний развития бизнеса в будущем, а также альтернативных путей развития и сроков осуществления. Прогнозы строятся в целях фирмы, которая используется как базис в операциях планирования. Прогноз должен дать бизнесмену представление о направлении развития, о способах достижения цели, о результате его действий. Успех будущего определяет не только настоящее, но и прошлое. Прогноз в условиях постоянно меняющейся среды является органической частью планирования. Это относится не только предприятия в целом, но и каждого из его структурных елементив.
Планирование является главной функцией управления, от которой в известной мере зависят все остальные функции. Менеджер, занимаясь управлением, намечает цель организации и стремится определить наилучшие способы ее достижения. Он анализирует бюджеты, расписания, информацию о состоянии отрасли и экономики в целом, ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия, и ресурсы, которые оно способно приобрести. Важным аспектом планирования является тщательное оценивание исходных данных. Поскольку предприятие развивается в значительной мере под влиянием условий, сложившихся в прошлом, то изменения предопределяют необходимость новых методов деятельности предприятия. Эта функция требует от менеджера владения аналитическими навичками.
План - это система мероприятий, направленных на достижение целей и задач. Планы, как и цель, делятся на несколько взаимосвязанных уровней. Каждому уровню цели соответствует свой уровень планов, в которых производятся (намечаются) конкретные пути достижения соответствующей цели. Например, стратегические планы предусматривают действия, направленные на достижение стратегической цели. Стратегические планы, как правило, являются долгосрочными и определяют действия на период от 2 до 5 лет. Они разрабатываются менеджерами высшего уровня после консультаций с менеджерами низшего звена управлиння.
Тактические планы предусматривают действия, направленные на достижение тактической цели и на поддержку стратегических планов. Они разрабатываются менеджерами среднего звена, обсуждают планы с менеджерами низшего звена, а затем подают их высшему керивництву.
Оперативные планы предусматривают действия, направленные на выполнение оперативной цели и поддержку тактических планов. Оперативные планы, как правило, охватывают период времени меньше года. Они разрабатываются менеджерами низшего звена консультаций с менеджерами среднего ланки.
Связь между тремя уровнями управления, целью и задачами, которые определяются на каждом уровне, и соответствующими планами можно показать так (рис. 12).
Система внутрифирменного планирования включает комплекс планов (производственные, финансовые, капитальных вложений, сбыта, НИОКР, организационного развития и т.д..), Составленных с учетом стратегии и цели фирмы, ее производственного профиля и специфики деятельности на рынке. Основу внутрифирменного планирования составляют следующие подходы: учет в планах всех взаимосвязей между производственной, сбытовой и обслуживающей деятельностью фирмы; иерархичность планов от стратегических к индивидуальным; последовательное прохождение плановой документации и многостепенность процесса планирования - от высшего руководства фирмой к рабочему месту и навпаки.Module . Заметим, что универсального, пригодного для всех предприятий механизма внутрифирменного планирования не может существовать в силу разнообразия их размеров, отраслевой специфики, организации системы управления, внешнего окружения, форм собственности и т.п.. Поэтому внутрифирменное планирование прежде всего должна учитывать особенности предприятия. Эффективность планирования зависит от своевременного получения и анализа данных об основных общеэкономических и рыночных условиях; влияния на рынок самой фирмы и ее конкурентов; прошлых прибылей и продажи, определение оптимальной товарной структуры производства в каждый момент времени с учетом последних достижений НТП; оперативного и гибкого маневрирования наличными ресурсами, установление контроля за выполнением планов и своевременного корректировки их в случае потреби.
Опыт хозяйствования свидетельствует, что менеджеру постоянно приходится предполагать, какими будут потребности его клиентов. Как известно, точно это предсказать чрезвычайно трудно, поэтому ему приходится направлять усилия на снижение риска. Точная информация о прошлом дает менеджеру возможность для более точного предсказания будущего, поскольку планирование, как правило, основывается на прошлой деятельности организации. Говорят, что историк - это человек, который смотрит в заднее стекло окошка автомобиля, чтобы определить, куда он едет. Менеджер также должен в определенной степени иметь такую способность. Информацию о прошлом следует фиксировать и анализировать так, чтобы ее можно было оптимально использовать для будущих планов. Широкое использование ЭВМ в бизнесе дает возможность сегодня делать анализ прошлой деятельности точно, подробно и швидко.
Однако электронно-вычислительная техника не всесильна. Несмотря на то что она очень помогает в принятии решений, связанных с планированием, она не может осуществлять планирование, принимать решения по нему. Это функция менеджера. Менеджерам известно, что составление одного плана, даже очень детального, и точное его выполнение бывает недостаточным для общего успеха. Иногда необходимо составить несколько разных планов: первый - основанный на реальных условиях, другие - на случай, если эти условия зминяться.
Многие менеджеры, прочитав какую-то книгу или прослушав выступление, принимают решение серьезно заняться планированием, а затем, выяснив, что их тщательно разработанные планы нужно изменять в соответствии с внешних обстоятельств, которые нельзя было точно предвидеть при разработке планов, разочаровываются и возвращаются к прежней практики принятия решений, выдаваемых целесообразными в данный момент. Характерно, что чем ниже мы опускаемся по линии субординации, тем ближе становимся к действительности и детальным становится планирование. Так, в сфере бизнеса высококвалифицированная совет директоров фирмы может планировать в ряде случаев потребности в персонале и подготовке кадров на много лет вперед. Вместе с тем отдельные управленческие звенья не имеют часто возможности прогнозировать свои действия на длительный период хозяйствования. Например, исполнительный директор имеет детальные финансовые бюджеты на 2 года вперед, коммерческий директор планирует расширение сбыта на год вперед, а технический директор планирует производство на 6 - 12 месяцев вперед и обеспечивает наличие необходимых для этого материалов, оборудования и рабочей силы. Конечно, для различных отраслей эти сроки разные, но принцип остается тем же. Функция менеджмента планирования отвечает на такие запитання.
Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях хозяйственной деятельности, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Это нужно для того, чтобы определить, чего может реально добиться данная организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и препятствия окружающей среды (конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения), руководство определяет, какой должна быть цель организации и что может помешать достижению этой мети.
Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в целом, так и конкретно, что должен делать каждый член организации для реализации мети.
Планирование - один из способов, с помощью которого менеджеры формируют единое направление усилий трудового коллектива на достижение общей цели предпринимательской дияльности.
Традиционная система планирования ориентирована, как правило, на функционирование предприятия. В условиях быстро изменяющейся внутренней и внешней среды становится насущной потребностью переориентация планирования предприятия по функционированию на розвиток.
Конечная цель планирования развития предприятия заключается в том, чтобы смоделировать (а затем обновлять соответствии с изменениями условий, возможностей, потребностей) желаемое будущее состояние предприятия, а также пути и средства его достижения (реализации). При определении продолжительности планового периода в долгосрочном планировании следует учитывать два обстоятельства: а) план развития должен ставить достаточно серьезную цель и задачи, которые действительно соответствовали бы перспективным интересам коллектива предприятия, могли бы его захватить и вдохновить на творческую высокопроизводительный труд б) длительность должна быть достаточной для качественной, высокоэффективной подготовки и реализации плана.
5.1. Сущность функций управления и классификация 5.3. Теоретические основы осуществления организационной функции менеджмента