7.1. Содержание работы руководителя по управлению организацией

Родоначальник теории научной организации труда Ф. Тейлор описал содержание работы руководителя организации такими словами: "Планируй - делай - смотри - воздействуй". Составляющие этой формулы является основой определения фаз управленческого цикла в деятельности руководителя организации.
Сегодня деловая организация рассматривается прежде всего как открытая система. Главные предпосылки успеха предпринимательской деятельности не внутри, а вне фирмы, то есть успех фирмы связывается с тем, насколько удачно она приспосабливается к своему окружению - экономического, научно-технического, социально-политического. Вся внутрифирменная структура управления есть не что иное, как ответ фирмы на различные по своей природе факторы влияния со стороны внешней среды. Постоянная смена условий среды, в которой действует фирма, заставляет ее менеджмент первую очередь заботиться о гибкость и адаптируемость внутрифирменных структур управления. В связи с этим существенно возрастает роль компетентного руководителя-предпринимателя и значение человеческого потенциала организации. В основе современного подхода к управлению лежит концепция предприятия как социально-рыночной системи.
В процессе внутриорганизационного разделения труда произошло отделение управленческой деятельности от неуправленческой, вследствие чего возникла потребность в профессии руководителя и определении круга его обязанностей и ответственности. Когда руководство является существенным компонентом эффективного управления, руководители не всегда эффективны управляющими, для осуществления эффективного руководства необходимо знать особенности управленческой деятельности. Анализ управленческой работы сводится к объяснению того, чем занимается руководитель в организации или ее подразделении, которые ему подчинены. Кроме того, многие аспекты управленческой деятельности являются общими для всех руководителей во всех организациях, что тоже подтверждает целесообразность рассмотрения проблем руководства, начиная именно с управлинських.
Управление производством - это сложный, целенаправленный, непрерывный социально-экономический и организационно-технический процесс воздействия субъекта управления на конкретный объект (участок, цех, отдел, предприятие), осуществляемый по определенной технологии, с помощью системы методов и технических средств с целью достижения объектом (управляемой системой) заданных параметров и стану.
Механизм управления представляет собой совокупность конкретных отношений между людьми, предприятиями, органами управления, в основе которых лежит воздействие субъекта на объект управления. Эти отношения состоят из разнообразных организационных, информационных связей, взаимодействия различных элементов, звеньев субъекта управления. Они возникают внутри субъекта управления, между субъектом и объектом, а также между органами управления различных уровней. Поэтому руководитель должен хорошо знать как личные интересы и цели подчиненных ему работников, так и стоящие в целом перед коллективом для того, чтобы соответствующим образом направлять их в единое русло. В конкретной управленческой деятельности управления деятельностью организации и управления людьми выступают как единый взаемозумовлений (внутришньоинтегрований) процесс. Содержание руководства как управленческой деятельности руководителя имеет общий характер, поэтому оно и является предметом научного дослидження.
Руководство организацией является существенным компонентом эффективности ее управления. В процессе развития объекта и субъекта управления понимания содержания понятия руководство существенно изменилось. Результатом этих изменений является новая философия менеджмента, в центре которой находятся согласие и взаимоподдержка, а не отношения господства и подчинения. По этой концепции основные факторы руководства современной организацией следующие: поддержка подчиненных, направленная на воспитание у них чувства собственного достоинства; гармонизация эффективных связей между персоналом фирмы; акцент на достижении групповой цели и совершенства в работе, содействие эффективной работе коллектива с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечение необходимыми ресурсами.
Управления условно можно разделить на управление деятельностью организации и управления людьми. Через системы управления руководители стремятся влиять на процесс достижения поставленной цели на этапах планирования, исполнения и контроля за результатами выполнения. Чем лучше мы управляем своей деятельностью, тем меньше оснований для вмешательства в нее других. Чем больше людей занято в едином трудовом процессе, тем важнее, чтобы кто-то координировал, руководил, направлял деятельность как групп, так и отдельных работников на достижение общей цели организации. Успешного управления деятельностью не может быть достигнуто без соответствующего управления людьми. Последнее означает деятельность по руководству персоналом. Эту сферу управления часто называют работой керивника.
Весь организационный цикл процесса управления направлен на реализацию системы функций менеджмента предприятия с целью достижения запланированных результатов дияльности.
Производя модель цикла управления для конкретных условий предпринимательской деятельности (каждого предприятия отдельно), следует принимать во внимание те управленческие действия, которые являются определяющими в деятельности менеджера. Роль руководителя-менеджера можно охарактеризовать такой последовательностью действий: определение цели деятельности, разработка стратегии и тактики достижения этой цели, установление конкретных задач, разработка и выбор эффективных методов управления, организация и контроль за главными направлениями деятельности и развитием фирмы, анализ и оценка эффективности принимаемых решений , результатов их выполнение; набор и расстановка руководителей подразделений фирмы и аппарата управления, анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на деятельность фирмы; разработка подходов к решению проблем и выбора вариантов, анализ возможных последствий планируемой деятельности, выбор лучшей альтернативы, руководство программами , включая коммуникациями и мотивацией; оценки степени достижения цели, выявление важнейших тенденций и возможных сбоев как в деятельности фирмы, так и в ее окружении; повторение нескольких или всех перечисленных етапив.
Цикл управления включает распределение конкретных задач на технологических стадиях, производственных участках и рабочих местах и установление календарных сроков и графиков работы. Далее осуществляются разнообразные операции, связанные с организацией труда, инструктажем и текущим руководством процессом выполнения соответствующих задач, а также с расстановкой исполнителей на рабочие места, их обучением, стимулированием. Сюда входит и широкий комплекс организационных процедур по обеспечению бесперебойной работы, начиная с получения необходимых материалов, инструментов и заканчивая контролем графиков и качества работы во всех производственных ланках.
Функциональный подход к содержанию процесса управления, кроме подготовки и организации производства, включает различные группы операций с производства, финансирования и статистического учета, по контролю за хозяйственной деятельностью, анализа сбыта продукции тощо.
Итак, логика взаимодействия функций управления производством основывается на последовательности операций во времени и пространстве, когда функции бы продолжают друг друга в виде последовательных этапов управленческой деятельности. Подробнее взаимодействие функций проявляется при логическом анализе производственного процесса и управлении им. В реальной предпринимательской деятельности указанные функции постоянно переплетаются, сочетаются в деятельности менеджера, составляя единый управленческий цикл.
Процесс управления, осуществляемый менеджером производства, имеет циклический, непрерывный характер и протекает во времени и в пространстве. По времени он может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев и даже лет. Пространственные характеристики процесса управления могут охватывать от рабочего места подразделения предприятия в отрасли в целом. Таким образом, цикл управления характеризуется двумя видами измерений: время цикла и пространственные рамки циклу.
Продолжительность цикла управления состоит из времени на сбор, передачу и обработку информации; разработки и принятия решений; организации выполнения решений. В управленческой деятельности менеджер постоянно стремится сократить время на выполнение всех без исключения операций, упростить организационные и документальные процедуры, использовать новейшие технические засоби.
Деятельность менеджера по технологии прохождения каждого этапа управления условно можно разделить на три основные обеспечивающие циклы: информационный цикл - поиск, сбор, передача, обработка, сохранение научно-технической, экономической, учетной и другой информации; логико-мыслительный цикл - разработка и принятие управленческих решений : исследования, разработки, расчеты, прогнозы, принятие решений; организационный цикл - организационное воздействие на объект управления для реализации решений: подбор и расстановка кадров, доведение задач до исполнителей, диспетчеризация, координация, контроль, исполнение и ин.
В общем виде цикл управления можно представить так (рис. 18). Следовательно, управление можно представить и как процесс воздействия на организацию с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и розвитку.
Результативность управления организацией зависит от того, насколько хорошо выполняются этапы цикла управления. Управленческая деятельность, направленная на достижение определенного конечного результата, накладывает на менеджера больше обязанностей, чем предусмотрено циклом управлиння.
Более глубокому представлению о возможных действиях руководителя, содержание его работы будет способствовать ознакомление с общей моделью управления (рис. 19).
Содержание работы руководителя определяется функциональными потребностями организации с учетом возможностей и потребностей персонала. Есть и другие подходы, например описание экономического содержания процесса управления как замкнутого цепочки действий руководителя-организатора. И. Ворст и П. Ревентлоу экономическое управление иллюстрируют такой модели (рис. 20).
В различных определениях управления, на которые мы встречаем в практике и теории менеджмента, подчеркивается значение того или иного момента, процесса в управленческой деятельности, которые осуществляются на конкретном месте и времени с позиции субъекта управленческой дияльности.
Например, в определении "Управление - это процесс воздействия на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хороших результатов", внимание акцентируется на таком элементе управленческой деятельности, как влияние, и на его целевой спрямованости.
В определении "Управление является взаимодействием между руководителем и подчиненным ему персоналом" подчеркивается необходимость объединения усилий одних и других для достижения определенных результатив.
Определение "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу" акцентирует внимание на важности организующего начала для эффективной совместной деятельности людей.
Управление предпринимательской структурой включает: управление деятельностью (планирование, определение производственных задач, создания системы учета работ, контроль за выполнением заданий), управление людьми (обеспечение сотрудничества между персоналом, кадровая политика, обучение, налаживание коммуникаций, мотивация и т.п.), управление связями вне организации, дальнейшее совершенствование всей управленческой дияльности.
Таким образом, основополагающие вопросы управления остаются неизменными годами, десятилетиями и даже веками. Вопросы прежние, но ответы на них меняются - согласно способов, благодаря которым можно работать более эффективно и достигать лучших результатив.
Будущая неопределенность внутренних и внешних условий предпринимательской деятельности побуждает менеджеров постоянно углублять и расширять знания теории и практики управления. Если раньше руководство возлагалось на силу власти и издание приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества работников под началом руководителя. Отношения жесткого подчинения отошли в прошлое. Раньше можно было назначить работника ответственным за любую сферу деятельности, несмотря на его профессионализм или желания, отношение к этому других людей. Сегодня этого делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, качественно зминилися.
В обобщенном виде руководство (управление людьми) может быть сведено к таким аспектам: выдача директив относительно того, что нужно сделать; сотрудничеству между людьми, обеспечение ресурсами; достижения поставленной цели. Цель руководства - побудить людей работать эффективно и с бажанням.
Практика хозяйствования свидетельствует, что руководитель должен постоянно адаптировать, рационализировать и переориентировать организацию в соответствии с требованиями внешних условий. Руководство - это комбинация убеждения, принуждения и примеру, способна заставить людей выполнять то, что от них требуется. Иными словами, руководство - это способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленной цели. Без руководства любая организация есть не что иное, как толпа людей и машин. Действенность руководства проявляется в способности убеждать других находить эффективные решения поставленных задач. Это определенный человеческий фактор, объединяющий трудовой коллектив в единое целое и мотивирует его к достижению текущей и долгосрочной мети.
Соответственно руководитель - это лицо, направляет других людей и управляет ими в их совместной деятельности, направленной на достижение поставленной мети.
Целом содержание деятельности руководителя и его ролевые функции в организации изображен на рис. 21.
Одним из основных инструментов современного руководства выступает налаживание эффективных связей между работниками. Руководитель должен тонко реагировать на настроения и мысли, которые возникают в трудовом коллективе, он должен в совершенстве обладать способностью убеждать и добиваться поддержки своих решений и избранного им курса со стороны подчиненных, коллег, высшего руководства, контрагентов. Современное руководство действует, исходя из необходимости изменений в организации. Конечный успех этих изменений можно обеспечить, лишь учитывая структуру потребностей, ее специфику, динамику. Налаживание связей выступает средством, с помощью которого руководитель-менеджер может знать и воспринимать разные мнения, способствующие выработке нового курса. Следовательно, решающее значение для руководства имеют эффективные связи и способность побуждать людей к дии.
Характерные черты современного руководителя сравнению с его предшественниками следующие:
ориентация на людей. Больше времени посвящает взаимодействия с людьми и меньше времени проводит в офисе, разрабатывая невероятные планы;
отношение к выполнению. Наряду с ориентацией на людей делает упор на исполнении. Выполнение требует сочетания специальных навыков и знаний в области управления с практическим использованием их для направления персонала на выполнение заданий;
дух соперничества. Современный руководитель должен уметь добиваться успеха в условиях острой конкуренции. Давление, создает международная конкуренция, меняет формулу успеха руководителя. Не трудовой стаж или образование, а только умение оправдывать ожидания высшего руководства является решающим фактором в деятельности современного менеджера;
внешняя перспектива. Управленческое мастерство должна быть направлена на любого, кто имеет отношение к успеху;
ориентация на системы. Сложность современных отношений требует, чтобы руководитель стал специалистом в области управления системами
прагматизм, гибкость и способность иметь дело с неопределенностью. Стремление к разработке чистых принципов, которые могут привести руководителя к успеху, не имеет смысла. Руководителям, которые достигли успеха, свойственна гибкость в принятии решений, они понимают, когда важно не следовать тому, что уже было в прошлом сделано;
ориентация на будущее. Тем, кто находится на более низком уровне корпоративного управления, как правило, необходима перспектива в пределах нескольких месяцев. Высшее руководство должно предвидеть будущее крайней мере на десятилиття.
Основные факторы, способствующие эффективному руководству организацией, следующие:
поддержка. Поведение, внушает подчиненному чувство собственной значимости;
гармонизация отношений. Поведение, поощряет членов коллектива к развитию тесных, устраивающих всех, взаимоотношений;
акцент на достижении цели. Поведение, стимулирует энтузиазм в достижении групповой цели или совершенства в работе;
содействие работе. Поведение, что способствует достижению цели с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечение необходимыми ресурсами - инструментами, материалами, техническими засобами.
Форма и масштабы этих факторов зависят от того, какой стиль руководства выбирает управляющий. Выяснение содержания руководящей деятельности в предпринимательской организации предполагает исследование основ руководства, в частности лидерства, влияния и власти.
ГЛАВА 7. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО 7.2. Формы управленческого влияния : лидерство и власть