7.2. Формы управленческого влияния : лидерство и власть

Проблеме лидерства и эффективного его использования в менеджменте уделяется особое внимание. Теории лидерства стремятся выяснить, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Исследователи этой проблемы справедливо подчеркивают, что для успешного выполнения своих функций руководитель-менеджер должен быть и лидером. Рассмотрим эти понятия подробнее с точки зрения их сущности и взаимовлияния в процессе практического использования в управленческой дияльности.
Слово лидер означает: тот, кто ведет за собой, возглавляет. Лидер осуществляет важную функцию управления - показывает путь движения вперед, ведет за собой исполнителей. Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что без признанных лидеров невозможно выжить ни предпринимательской, ни другой организации. Лидерство является тем видом деятельности, который наряду с руководством и принятием решений присущ всей системе управления. Если эффективный руководитель однозначно положительно влияет на эффективность управления, то эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой мере он влияет на персонал организации. Иногда эффективное лидерство (неформальный лидер) может быть препятствием достижению цели организации.
Между руководством и лидерством есть определенные отличия. Так, если руководство - это умственный и физический процесс, который ведет к тому, что подчиненные выполняют решения руководителей и решают определенные задачи, то лидерство является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы, при этом не обязательно занимая формальную должность . Должность руководителя - это результат сознательного действия формальной организации. Лидерами становятся не по воле организации, и действия лидеров не ограничиваются рамками полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером без какой-либо связи с его должностью в существующей управленческой иерархии. Поэтому проблема сочетания функций лидера и менеджера в одном лице все более привлекает внимание теоретикив.
Теория лидерства стремится выяснить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему с позиции направление усилий персонала на достижение целей организации в конкретных умовах.
Согласно теории личных качеств лидерства (теории великих людей), лучшие руководители - это те, которые имеют определенный набор присущих всем людям личных качеств. Например знания, интеллект, честность, здравый смысл, инициативность и т.д.. Зная о необходимости этих черт, люди могут учиться воспитывать их в себе и становиться хорошими руководителями. Для успешного осуществления лидерства нужно, чтобы личные качества руководителя соотносились с личными качествами, деятельностью, целью и задачами его пидлеглих.
Определение лидерства с позиции поведения руководителя основывается на том, что его эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения с подчиненными. Этот подход развит в теории стилей керивництва.
В практике управленческой деятельности оказывается, что на эффективность руководства, кроме личных качеств и поведения руководителя, решающее влияние могут оказать другие факторы. Поэтому современная теория лидерства предпочитает ситуационном подхода. Разные ситуации требуют различных способов воздействия на персонал, то есть руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.
Деловым людям, независимо от места ведения бизнеса, необходим лидер мнения, лидер интуиции, лидер действия, лидер результату.
Главные черты, которые должны быть присущи лидеру в современной деловой организации, такие:
искусство быть равным, т.е. способность налаживать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми
искусство быть руководителем, то есть способность руководить подчиненными, преодолевать трудности и решать все проблемы, которые приходят к руководителю вместе с властью и ответственностью;
искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, связанные с психологическими стрессами;
искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты, действия, информация и цели неясны или вызывают сомнение;
искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченности времени и недоступности других видов ресурсов;
талант предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение инноваций в организации;
искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как он влияет на организацию.
Руководителей фирм и компаний, ориентированных на инновации, называют "преобразующими лидерами". Перечень личных качеств преобразующего лидера такой: видение ситуации, проблемы, т.е. создание в своем воображении образа организации и "перенос" своего видения в сознание персонала, разработка конкретных путей и средств достижения цели;
цельность характера - верность слову, соблюдение общечеловеческих норм морали, единство ценностей, цели и средств ее достижения, *
вера в людей, заинтересованность в людях, доверие к людям, доверие людей к лидеру, "
бескорыстие - служение людям, отсутствие слепого карьеризма, взвешенное использование личных благ;
привязанность (преданность) в организации: организация - второй дом, подчиненные - это дети, все блага - для организации;
творческие способности - поиск нового, преобразование существующего к лучшему;
твердость духа, высокая требовательность, право награждать и наказывать, положительное отношение к единоначалия;
умение общаться - деловое общение, информирование подчиненных, умение вести душевный разговор, быть среди подчиненных, иметь авторитетное окружение;
умение рисковать - побуждение персонала к инновациям, оценка инноваторов, поведение с учетом ситуации;
умение находить элегантные и простые решения сложных проблем;
уравновешенность, умение сохранять спокойствие в кризисных ситуациях, побуждает окружающих также сохранять спокойствие и действовать продумано.
Под лидерством понимается способность влиять на отдельные личности и социальные группы, трудовые коллективы, направлять их усилия на достижение целей организации, фирмы, предприятия. Лидерство соответствующее социальное отношение включает четыре главные переменные: 1) характеристики лидера;
позицию, потребности и другие характеристики его последователей;
характеристику организации - ее цель, структуру, природу задач, которые предстоит выполнить, 4) социальное, экономическое и политическое среду. Лидерство - это сложное сочетание указанных переменных. Влияние лидеров в предпринимательской деятельности с точки зрения менеджмента проявляется в изменении настроений, формировании желаний и представлений о развитии бизнеса персоналом. Проведенное Опрос 1500 менеджеров европейских компаний показало, что наиболее важными лидерскими чертами руководителя являются:
способность формировать эффективную команду (96%)
прислушиваться к мнению коллег и подчиненных (93%)
принимать самостоятельные решения (87%)
привлекать других к выполнению решений (86%).
Под влиянием понимается любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные способы, с помощью которых одно лицо может влиять на другую, могут быть самыми разнообразными - от просьбы самым строгим погроз.
Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Любая человеческая деятельность так или иначе связана с проявлением властных отношений. Однако в экономической теории чаще говорят не о власти, а об отношениях, права, полномочия, влияние или о силе воздействия субъекта на об объекты своей деятельности: на людей или на вещи. В общении и публикациях мы часто вспоминаем силу воздействия, о чем бы ни шла речь - о принуждении, обычаи и традиции, искусство, авторитет, закон, веру, убеждения или привычки. Несмотря на очевидные различия между этими понятиями, в каждом из них интуитивно схватывается единый внутренний смысл - везде подразумевается силовое, принудительное ограничение свободы выбора. Это позволяет рассматривать власть в обобщенном виде как систему ограничений свободы особи.
Какой бы формой организационной деятельности мы не интересовались, мы прежде всего стремимся узнать, кто возглавляет соответствующую организацию. Затем мы интересуемся соответствующими чертами или полномочиями, подтверждающие это командное положение. Один из самых известных экономистов XX в. Дж. Гэлбрейт власть на предприятии связывают с собственностью на факторы производства и изменением их роли с развитием общественного производства. Анализ различных подходов он привел в своих трудах "Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества". По его мнению, власть - это способность одного человека или целой группы людей навязывать свое мнение другим. С "выяснения ее наличия требует ответа на три вопроса: кто этой властью обладает (потому что это не всегда бывает очевидным), для достижения какой цели ее использования; каким способом добиваются согласия или подчинения всех других? В теории менеджмента организации власти, во-первых, определяет круг ответственности перед вышестоящим руководством, и в этом смысле формальная власть допускает применение принудительных санкций, во-вторых, обеспечивает профессиональную экспертизу всех, кто принимает решения, путем привлечения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов, в-третьих, обеспечивает координацию усилий всех членов организации, т.е. признание ими обязательными для них решений и общей мети.
В отличие от представлений классического менеджмента, по которым формальная власть - это неотъемлемый и единственный аспект эффективного менеджмента, позже была показана возможность успешного применения (использования) других форм воздействия, в частности убеждения и профессионального авторитета. Ключ к мотивации подчиненных нужно искать так, чтобы использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обставинам.
Идея "власти вместе", а не "власти над" заключается в том, что использование власти или авторитета означает просто побуждение к действию и инициирование соответствующих изменений. Традиционно в менеджменте мы представляем себе "власть над" различными ресурсами производства, а "власть вместе" более конструктивным способом влияния. Власть может проявляться скорее как общее, а не принудительная деятельность. Концепция "власти вместе "предусматривает взаимосвязанную поведение как процесс, в котором менеджер может влиять на других менеджеров того, как они влияют на него. Одновременно для работников открываются информационные каналы и предоставляется возможность влиять на менеджеров. Это происходит в тех случаях, когда индивиды и группы знают свои функции и каждая функция по возможностям соответствует способностям индивидов и групп, которые выполняют задачи. Вопреки распространенным представлениям о потоке властных полномочий в иерархии сверху вниз, на самом деле власть функциональная, она находится в тесной связи с положением работника в организации, его рабочим местом. Власть не имеет ничего общего с вертикальным измерением: босс не делегирует власти, как он себе это представляет; меру и направление делегирования заложены в самой структуре организации. Философия делегирования определяется уже тогда, когда производится или выбирается структура организации.
Практический интерес для теории и практики менеджмента представляет противопоставление понятий власть и авторитет. Если рассматривать власть как право, которым наделен человек в силу своего служебного положения (должности) в организации, то власть не олицетворенная и не имеет ничего общего с лицом. Напротив, авторитет всегда идентифицируется с лицом, способностью побуждать других к соответствующим действиям и поступкам. Мать авторитет - означает лишь обеспечивать возможность того, чтобы что-то делалось. Управлять - значит использовать авторитет как средство для достижения конкретной цели. Авторитет в организации - это влияние или способность лидера побуждать других к выполнению возложенных на них обязанностей.
Согласно теории восприятия Ч. Барнарда власти объективный и субъективный аспекты. В первом случае власть имеет прямое отношение к характеру самого распоряжения или сообщения сверху. Власть, считал Барнард, идет от иерархической пирамиды к ее вершины, мера признания законности оправданности сообщения (распоряжения сверху) определяется тем, насколько оно согласуется с интересами персонала, насколько персонал физически и умственно подготовлен, чтобы действовать согласно розпорядженням.
Так или иначе, власть сводится к реальной возможности влиять на поведение других. Во всех организациях (трудовых коллективах) для достижения их эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы персонала представляют собой часть окружающей среды руководителя. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организацией, - поставщиков, заказчиков, конкурентов, ведомств, регулирующих их деятельность. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем и давать все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, на практике все гораздо сложнее. Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определены полномочия, направлять усилия подчиненных на реализацию поставленных целей не всегда возможно. Например, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сведя его полномочия нет. Даже если такой проблемы не возникает, руководитель часто зависит от людей, которые формально ему не подчинены. если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с различными группами трудового коллектива, то он не сможет полноценно выполнять свою работу , а это не может не повлиять на эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всего коллектива. Власть и влияние как инструменты лидерства является фактически единственным средством, которым владеет руководитель для решения подобных ситуаций. Без власти нет ни организации, ни порядка.
Рассматривая отношения власти между руководителем и подчиненным, не стоит забывать о балансе власти. Руководителю следует помнить, что подчиненные имеют определенную власть и могут влиять на керивника.
Конечно руководитель имеет формальную власть над подчиненными, ведь они зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.д.. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация , неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя. Например, вспомогательный, обслуживающий персонал больниц имеет власть, потому что врачи, которые лечат в значительной мере зависят от них.
Таким образом, руководитель должен четко осознавать, что подчиненные часто имеют власть. Поэтому использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, что они захотят реально продемонстрировать свою власть, что может привести к очень негативным и даже опасным последствиям. Поэтому благоразумный, уравновешенный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть и коллеги. Скажем, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела обработки данных, то нетрудно понять, что начальник этого отдела тоже может иметь над ним определенную власть, хотя и скрытую для окружающих .
Рост значения компьютеров в хозяйственной и социальной деятельности привело к тому, что возросла власть персонала служб, подразделений обработки данных. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его власть над ним. Секретари, помощники руководителей тоже не безликие существа в управленческой иерархии, хотя, на первый взгляд, их служба кажется простым выполнением распоряжений, команд начальства. Однако это не совсем так. Поскольку секретари руководителей, как правило, знают, с кем нужно связаться, чтобы получить конкретную информацию для руководства, то они также часто имеют значительную власть, хотя и неформальную и незаметную для внешнего взгляда. Рассмотрение власти как коллективного продукта общества убеждает, что отношения власти является взаемозобовьязуючимы и осуществляются в основном с помощью законной власти или ведение переговоров, которые регулируются установленными
7.1. Содержание работы руководителя по управлению организацией 7.3. стили руководства