14.2. Стадии подготовки и осуществления нововведения

Процесс нововведения является многостадийным. На каждой стадии его делается выбор рационального варианта. В рамках менеджмента инноваций анализируются и решаются такие проблемы и завдання.
1. Исследование рынка новых продуктов: потребность, емкость рынка, эластичность ожидаемого спроса по цене продукта, преимущества продукта по его качественным параметрам, условий его поставки и обслуживания с учетом цели и др.. Выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к потребителям: выработка методов ознакомления их с продуктом; сертификация продукта; реклама, работа с клиентом, определение пропорций в ориентации на первичные или вторичные покупки продукту.
Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. На этой основе принимаются решения о размере и характере создаваемых под продукт производственных мощностей, оптимальный объем капитальных вложений, методы амортизации специального технологического оборудования, о выборе между покупкой и арендой оборудования, типы и сроки трудовых контрактов для работников, которые будут привлекаться, о степени их переквалификации и др.. Сегодня как основа прогнозирования все чаще используется сценарий, который является описанием будущих обставин.
Определение способов продажи нового продукта. Выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажи через оптово-торговые предприятия и инше.
Исследования рынков, необходимых ресурсов для производства и продажи нового продукта. Доступность этих ресурсов, прогнозирование мероприятий стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов и ин.
Поиск субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования и оснащения, необходимых для нового продукта. При необходимости - поиск специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: создание совместных предприятий, заключение договоров о партнерстве тощо.
Анализ патентной чистоты нового продукта, сравнение способов ее обеспечения. Приобретение лицензий, повторная разработка и получение параллельных патентов, прямая имитация с риском судебной ответственности и возмещения ущерба, планирование методов и надежной защиты нового продукта (получение большего или меньшего количества патентов в разных странах, засекречивания, вступление в инновационных центров, пул).
Проработки возможных вариантов кооперации с конкурентами по разработке и освоению технически сложного и / или рискового продукту.
Комплексный анализ затрат, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных (в краткосрочном и долгосрочном плане) объемов выпуска, цен продажи и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционных витрат.
Оценка эффективности и планирование инноваций как инвестиционного проекта с использованием критериев истинной ценности инновации, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вкладень.
Анализ технических и коммерческих инновационных рисков, определение методов их минимизации и страхування.
Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний или внешний венчур, приобретение фирмы-инноватора).
Анализ целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологий в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, трансферты дочерним фирмам, командирование специалистов, выдача или выполнения заказов на исследования и разработки, научно-техническое сотрудничество и др.) .
Относительно процессных инноваций (новых технологических процессов, форм организации труда) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не создание нового продукта, нового рынка, а возможность с помощью продуктивных технологий большей степени насытить рынок имеющимся продуктом. Для этого менеджмента предприятия необходимо в совершенстве знать и умело использовать или "нейтрализовать" в своей практической деятельности систему факторов, способствующих инновационной деятельности и сдерживают ее (табл. 25).
Существенным сдерживающим фактором инновационной деятельности является отсутствие или недостаток средств финансирования инновационных проектов. Инновации и инвестиции - это две неразрывно связанные сферы экономической деятельности, которые в наибольшей степени страдают от экономического кризиса. Вместе с тем выход из экономического кризиса невозможен без осуществления активной инновационно-инвестиционной деятельности, направленной на радикальное обновление производства на принципиально новой научно-технической, а следовательно, и конкурентоспособной основи.
Главным в менеджменте инноваций является подход к инновациям с позиции рыночной перспективности, то есть экономической эффективности.
14.1. Сущность и причины инновационной деятельности предприятия 14.3. Выбор инвестиционного проекта