Б. 4.2.2.16. Учет затрат по сбыту - продажи (реализации) продукции , оказанию услуг
Согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета (ст. 23) затраты на сбыт - продажа, реализацию - продукции, услуг, товаров формирует отдельную статью отчетности о финансовых результатах, а это значит, что в бухгалтерском учете должно быть предусмотрено отдельное формирование этих затрат.К затратам по сбыту продукции, товаров, услуг относятся те, которые связаны с отгрузкой и реализацией продукции, товаров, т.е. внепроизводственные затраты. А именно:
затраты на тару и упаковку продукции на складах готовой продукции, затраты на ремонт тары;
транспортные расходы на доставку продукции от станции отправления (пристань) до станции (пристани) назначения;
затраты на погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
комиссионные сборы, уплачиваемые различным организациям в соответствии с договорами;
комиссионные вознаграждения, уплачиваемые торговым, снабженческо или сбытовым организациям за продажу ими продукции, которая не может быть реализована предприятием и передается для реализации на комиссионных началах;
затраты на специальные анализы, которые выполняются во время отгрузки
содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации.
В «Расходы на сбыт» относятся также затраты предприятия, связанные с реализацией продукции (товаров):
оплата труда и комиссионные продавцам, торговым агентам, работникам отдела сбыта и складов, водителям и т.п.;
затраты на рекламу и исследования рынка (маркетинг);
расходы;
оплата услуг сбытовых, посреднических, внешнеторговых организаций;
аренда, налоги, страхование, амортизация, ремонт и содержание основных средств отдела сбыта, складов, транспортных средств, демонстрационных залов и т.п.;
фрахт и другие выплаты, связанные с транспортировкой продукции;
предоставление скидок (дисконта) покупателям;
гарантийное обслуживание покупцив.
К этой группе относятся также расходы на возмещение затрат за участие в выставках, ярмарках, бесплатно переданы образцы и модели, на представительские расходы (организацию приемов), конференций и других официальных мероприятий - включая оплату труда обслуживающего персонала в размере до двух процентов от объемов реализации продукции .
Вместе с тем к затратам по сбыту продукции не относятся:
стоимость тары возмещается сверх цены товара;
затраты на тару и упаковку, если прейскурантом (или по условиям договора) предусматривается отпуск продукции без тарирования;
затраты на тару, если тарирования продукции (в соответствии с установленными технологическим процессом) производится в ценах до сдачи ее на склад готовой продукции, стоимость такой тары включается в производственную себестоимость продукции;
затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемых покупателями;
скидка цен, предоставленных торговым организациям для возмещения их транспортных витрат.
Учет затрат по сбыту ведется на счете «Расходы на сбыт».
Общая методика учета затрат на сбыт по реализации по элементам аналогична методике учета затрат производственной деятельности. То есть на первом этапе формируются элементы затрат, на втором проводится их списание на финансовые результаты в внутрихозяйственного учета - определяется возможность их прямого или косвенного отнесения на соответствующий вид продукта. Косвенные затраты делятся между отдельными видами продукции.
По контракту с покупателем отдельные затраты по сбыту могут быть возмещены продавцу. В зависимости от того, за чей счет осуществляются затраты, до счета «Затраты на сбыт» целесообразно открыть два субсчета: за счет продавца и за счет покупця.
Обороты по дебету счета «Затраты по сбыту» возможны по кредиту следующих счетов:
Кредит счета «Производственные запасы», из них:
Кредит счета «Материалы»
Кредит счета «Запасные части»
Кредит счета «Топливо»
Кредит счета «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»
Кредит счета «Износ (амортизация) основных средств»
Кредит счета «Расчеты по оплате труда»
Кредит счета «Расчеты по страхованию»
Кредит счета «Расчеты с разными кредиторами» и инши.
В связи с тем, что затраты по сбыту является частью себестоимости проданной (реализованной) продукции и влияют на финансовый результат, целесообразно осуществлять распределение этих расходов между отдельными видами проданной продукции за финансовым обликом.
В этом случае затраты ежемесячно распределяются так:
а) затраты общего характера - между видами реализованной продукции пропорционально ее производственной себестоимости;
б) транспортные расходы (если их удельный вес значительная) - по видам реализованной продукции, их просто списывают конце мисяця.
Для распределения затрат по сбыту в бухгалтерии составляют справку-расчет или ведомость распределения, где указывают виды реализованной продукции, ее производственную собивартисть.
Как правило, общая сумма затрат по сбыту полностью списывается и включается в себестоимость проданной (реализованной) продукции. При этом делается бухгалтерская запись, дебет счета «Финансовые результаты», кредит - «Затраты по сбыту».
Б. 4.2.2.15. Учет наличия и движения готовой продукции на предприятиях ( на складах и в бухгалтеры) | Б. 4.2.2.17. Учет административных затрат производственной деятельности |