1.1. Сущность и задачи менеджмента

Менеджмент как наука сформировался и развивался на протяжении многих десятилетий в СЕЛА и странах Западной Европы. Широкое привлечение его достижений в практику способствовало эффективной деятельности экономических субъектов, совершенствованию механизмов управления ими, поиска действенных методов хозяйствования и обеспечило ведущую роль этих стран в мировом господарстви.
Менеджмент оперирует определенными экономическими категориями, ключевыми из которых являются «объект» и «субъект».
Предмет, объект и субъект менеджменту
Менеджмент как вид деятельности нацелен на продуктивное использование организацией привлеченных из внешней среды ресурсов и достижения поставленных цилей.
Менеджмент (англ. manage - управлять) - вид деятельности! направленной на работников организации в целях координации их действий для достижения поставленных перед организацией цилей.
Решение актуальных для бизнеса задач обеспечивается рациональной и гибкой взаимодействием всех элементов организации, что возможно благодаря созданию эффективной системы менеджменту.
Система менеджмента - совокупность взаимосвязанных элементов организации, взаимодействующих между собой и внешней средой для достижения поставленных целей на основе оптимального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсив.
В отечественной практике наряду с термином «менеджмент» используют термин «управление», хотя сфера применения его несколько шире. Термин «управление» употребляют по управлению техническими системами (автомобилем, станком и т.д.), управление социальными процессами (через институты гражданского общества); управления социально-экономическим развитием страны (через систему его органов государственного управления и местного самоуправления), управления хозяйственной деятельностью организаций, функционируют в системе рыночных видносин.
По организации как социотехнических системах эти термины часто используются как синонимы. Отличаются они тем, что, говоря о «менеджмент», подразумевают выполнение управляющих воздействий профессиональным управленцем - менеджером, который имеет специальную подготовку и необходимые знания для управления людьми. Поэтому в дальнейшем термины «менеджмент» и «управление» употреблять как ривнозначни.
Менеджмент охватывает процессы планирования, организования, мотивации и контроля, в ходе которых формируются и достигаются определенные цели. Характерной особенностью современного менеджмента является тесная связь с социологией, психологией, конкретными эмпирическими исследованиями организации.
Оксфордский словарь английского языка дает следующие разъяснения «менеджмента»:
Менеджмент - это способ и манера общения с людьми (работниками).
Менеджмент - это власть и искусство управлиння.
Менеджмент - это умение и административные навыки организовать эффективную работу аппарата управления (служб работников).
Менеджмент - это органы управления, административные единицы, службы и пидроздили.
Следовательно, не существует однозначного определения менеджмента. В организации его можно рассматривать как специфический аппарат, как специальный инструмент, используемый с целью упорядочения структуры, влияния на внешние и внутренние факторы результативности и производительности, мобилизации и эффективного использования всех видов ресурсов для достижения цилей.
Ведущая роль в системе менеджмента принадлежит менеджерам - руководителям новой формации, которые имеют всесторонние знания в области экономики, психологии, социологии, инноватики, владеющих современными информационными технологиями, техникой делового общения, благодаря чему умеют четко определить стратегические цели организации и консолидировать действия персонала для их достижения . Усилия менеджеров направлены не только на создание оптимальной архитектуры организации, которая бы способствовала рациональному распределению труда, упорядочивала коммуникационные процессы, но и на формирование высокой культуры человеческой спивпраци.
Успехи или неудачи отечественных предприятий в значительной степени обусловлены наличием или отсутствием знаний специфики управленческой деятельности у людей, которые ими управляют, причем не только у профессиональных менеджеров, но и у специалистов экономических, маркетинговых или финансовых служб. Поэтому изучение менеджмента как науки является обязательной составляющей подготовки специалистов экономических специальностей во всем мире. В Украину дисциплина «Менеджмент» является нормативной составляющей направления подготовки «Экономика и предпринимательство» и входит в соответствующий государственный стандарт освити.
Менеджмент как вид деятельности охватывает не только техническую сторону функционирования организации - производственные процессы, но и ее социальную составляющую - людей, поскольку организация является социотехнических системах. Элементы, на которые нацелена эта деятельность, образуют объекты менеджмента, имеют определенные пространственные и временные межи.
Объект менеджмента (объект управления) - производственно-хозяйственная организация и ее внешнее оточення.
Организация состоит из подразделений, каждый из которых имеет свою сферу деятельности, а следовательно, требует применения специфических приемов и методов воздействия на него. Такие подразделения выступают также объектами управления, но к ним чаще применяют термин «управляемая система».
Осуществляет функции управления субъект управления, которым может быть один человек или группа людей.
Субъект менеджмента (субъект управления) - скеровувач управленческих дий.
Если управление имеет официальный характер, то субъект управления организационно и юридически оформляется как должность или совокупность должностей, образующих подразделение управления. В таком случае он образует управляющую систему.
От субъекта управления следует отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физическое лицо, индивид. Именно через субъектов управленческой деятельности, которые могут принадлежать как к субъекту, так и к объекту управления, реализуются управленческие видносини.
Субъект управленческой деятельности - лицо, реализующее управленческие видносини.
Через управленческие отношения менеджеры (субъекты управленческой деятельности) влияют на организацию и ее внешнюю среду. Эффективность этого влияния зависит от рационального построения управленческих отношений, поэтому они являются предметом менеджмента как науки.
Предмет менеджмента - система производственных отношений, которая формируется в организации между работниками управляющей и управляемой систем в процессе создания продукта, предназначенного для нужд ринку.
Использование теоретических и практических достижений западного менеджмента в отечественной практике управления позволит руководителям организаций усилить их гибкость, мобильность, обеспечит позитивные структурные сдвиги, а значит, способствовать повышению эффективности их дияльности.
Организация как социотехнических системах и объект менеджменту
Общество образует большое множество организаций, которые различаются по характеру и целью деятельности, по форме собственности, направленности, но действуют на основе определенных правил и процедур.
Организация (греч. organon - сочетание) - социальное образование (группа людей), который функционирует на относительно постоянной основе и сознательно координирует свою деятельность для достижения общей мети.
В украинском законодательстве организации, обладающие определенным имущественным комплексом для осуществления предпринимательской деятельности и имеют статус юридического лица, называют предприятиями. Широко применяемым является термин «фирма», что касается любой организационно-хозяйственной единицы, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в различных отраслях производства и услуг и стремится достичь коммерческих целей, имея права юридического лица. Поэтому понятие «организация», «предприятие», «фирма» используют как взаимозаменяемые для обозначения социотехнических систем, т.е. таких, которые содержат социальную (людей) и техническую (технологии, здания) компоненти.
Для создания организации необходимы:
определенное количество участников (людей)
степень идентификации всех участников с целями организации, которые являются производными от интересов ее учредителей (собственников)
формальная структура властных отношений, иерархия.
Организации могут быть формальными и неформальными. Формальные организации возникают по воле руководителей и проектируются ними целенаправленно. Они имеют стабильную структуру, иерархию и определены зоны действий для каждого работника. Неформальные организации-это организации, которые возникают спонтанно, но при условии, что люди часто вступают в отношения между собой. У них отсутствуют единые цели, система социальных связей, норм и действий формируется не по распоряжению руководства, а стихийно. Неформальные организации (группы) существуют почти во всех формальных организациях, за исключением очень малых. их возникновения обусловлено тем, что не все интересы и социальные потребности людей могут быть удовлетворены в рамках формальной организации. Неформальные группы влияют на систему отношений в формальной организации. (В дальнейшем организацией называть лишь формальную организацию).
Процесс построения организации часто также называют организацией, хотя речь идет о функции управления - «организования». (В дальнейшем термин «организования» употреблять именно на определение функции управления).
Возникнув, организации существуют за внутренней логикой и могут терять зависимость от людей, которые создали. Каждый индивид пытается использовать организацию для достижения собственных целей, надеясь, что она даст ему возможность заниматься интересной, престижной, важной деятельностью, обеспечит определенной информацией, предоставит необходимые права, власть, самостоятельность, гарантировать безопасность и социальную защиту. Организация, в свою очередь, использует возможности работников для укрепления и развития. Поэтому она ожидает от них определенного опыта, знаний, квалификации, активности, ответственности, дисциплины, признание своих целей и ценностей тощо.
В целом отношения между каждым конкретным человеком и организацией должны быть сбалансированными. Однако баланс часто нарушается, когда организация унижает людей до положения винтиков, или когда люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциала и репутации. В обоих случаях результат одинаков - организация ослабевает и перестает эффективно функционировать. Именно из-за особенностей отношений людей в организации, влияющие на эффективность их взаимодействия, об организации говорят как о социотехнических систему, в которой важны обе составляющие - социальная и технична.
Виды организаций
Каждая организация, независимо от ее конкретного назначения, характеризуется определенными параметрами: целевому назначению, организационно-правовой формой, отраслевых функциональным видом деятельности и т.д.. Согласно этому все организации делятся на несколько групп (табл. 1.1).
Организации классифицируют по следующим признакам:
1) целью образования и характеру деятельности:
коммерческие - коммерческую деятельность с целью получения прибыли (производственные предприятия, банки, посреднические и консалтинговые фирмы и т.д.);
некоммерческие - не ставят целью получение прибыли; нацелены на решение социальных проблем (медицинские, образовательные, научные учреждения, органы местного самоуправления, благотворительные фонды и т.п.);
2) по форме собственности:
частные - основанные на собственности отдельных граждан с правом найма рабочей силы;
коллективные - основываются на собственности трудовых коллективов;
государственные - имущество является собственностью общегосударственных (собственно государственные) или административно-территориальных (коммунальные) единиц;
3) правовому статусу и форме хозяйствования:
единоличные - собственность одного лица или семьи; несут ответственность за свои обязательства всем имуществом или капиталом; зарегистрированы как самостоятельные хозяйственные единицы или как филиалы другого предприятия; форму единоличных имеют предприятия, небольшие по количеству работников;
кооперативные - добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или иной деятельности; характеризуются личным участием каждого члена в деятельности, использованием собственного или арендованного имущества;
хозяйственные общества - объединение предпринимателей в зависимости от характера интеграции лиц или капитала и степени ответственности по своим обязательствам. К ним относятся:
а) полные (общества, все участники которых занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом)
б) с ограниченной ответственностью (имеющие уставный фонд, разделенный на части, размер которых определяется учредительными документами; участники этого общества несут ответственность в пределах их вкладов)
в) коммандитные (товарищества, в состав которых входят члены с полной и ограниченной ответственностью);
г) акционерных (основная форма организации крупных и части средних предприятий, капитал которых формируется путем продажи акций и других ценных бумаг.
Владелец акций имеет право участвовать в управлении обществом и отвечает по обязательствам общества только в пределах принадлежащих ему акций);
4) отраслевых функциональным видом деятельности:
промышленные - изготовляют разнообразную продукцию производственного назначения и широкого потребления;
сельскохозяйственные - занимаются производством сельскохозяйственной продукции;
строительные - выполняют строительно-монтажные работы;
торговые - занимаются продажей оптом и в розницу товаров широкого назначения;
банковские - обслуживают наличный оборот финансовых средств;
5) количеством работников:
малые - количество работников зависит от сферы деятельности: в промышленности и строительстве - до 200 человек; науке и научном обслуживании - до 100; в непроизводственной сфере - до 25; в розничной торговле - до 25 человек;
средние и большие в действующем законодательстве не разграничивают, однако средние насчитывают сотни работников, а большие - тисячи.
Часто отдельные хозяйствующие субъекты объединяются, преследуя определенную цель. К наиболее распространенным добровольных объединений относятся:
ассоциация (лат. associo - присоединяю, соединяю) - объединение предприятий с целью постоянной координации хозяйственной деятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников;
корпорация (лат. corporatio - связь) - объединение хозяйствующих субъектов на основе интеграции их научно-технических, производственных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;
консорциум (лат. consortium - соучастие, общность) - временное объединение промышленного и банковского капитала для осуществления совместного крупного хозяйственного проекта; участниками консорциума могут быть не только фирмы, но и государства (например, Международный украинском-русско-немецкий газовый консорциум);
концерн (лат. соп - вместе, сегпеге - различать) - уставное объединение предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли для осуществления совместной деятельности, характеризующихся единством собственности и контроля. В концерне добровольно централизуются функции научно-технического и производственного развития, инвестиционная, финансовая, природоохранная, внешнеэкономическая деятельность. К управлению концерном привлекают представителей предприятий-участников, которые осуществляют общее руководство, решают принципиальные экономические и финансовые вопросы;
холдинг (англ. holding - держать, задерживать) - специфическая организационная форма объединения капитала, предполагающая создание материнской и дочерних компаний (первая владеет контрольным пакетом акций других). Объединенные в холдинге субъекты имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность, однако основные вопросы их деятельности решает холдинг;
- Финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей хозяйства, возглавляемых банком, который распоряжается капиталом предприятий, входящих в него, и координирует все сферы их дияльности.
Членство в добровольных объединениях позволяет предприятиям согласовывать свои действия по важнейшим для них сфер деятельности и тем самым получать конкурентные переваги.
Характеристики организаций
Все организации, независимо от специфики их деятельности, характеризуются ресурсной базой, зависимостью от внешней среды, разделением труда, наличием управлиння.
Ресурсная база, необходимая для достижения целей организации. Для изготовления продукции, предоставления услуг каждая организация использует различные виды ресурсов (материальные, трудовые, финансовые, информационные и т.п.). Привлекая их из внешней среды, необходимо определить ключевой, что обеспечит организации конкурентные преимущества: совершенная технология, уникальный материал и т.д.. В постиндустриальную эпоху особое значение приобретают нематериальные, информационные ресурсы. Они являются основой для принятия решений по привлечению других их видов. Чем уникальными ресурсы, использует организация, тем у нее больше шансов на успех. Ограниченности ресурсов может осуществляться государственное регулирование их использования путем предоставления разрешительных лицензий.
Разделение труда.
Функциональное разделение труда.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СФЕРА МЕНЕДЖМЕНТА 1.2. Зарождение и развитие менеджмента