1.2. Зарождение и развитие менеджмента
Управление, являясь результатом общественного разделения труда, насчитывает многие тысячелетия, поскольку организации как явление общественной жизни появились еще в начале возникновения цивилизации. В течение всего времени существовала и практика управления. Но как научная дисциплина управления возникло лишь в конце XIX - начале XX ст.Теория управления (менеджмента) формировалась в виде различных концепций и управленческих школ. Исследования исторических корней науки управления позволяет выделить два периода ее формирования: эмпирический - основанный на практическом опыте и интуитивном понимании, и теоретический - основанный на глубоком изучении и осмыслении ее основ и логики, использовании достижений других наук, в частности, психологии, социологии, антропологии , математики.
Развитие практики управления. Возникновение менеджмента как области знань
С самого начала существования человечества его труд носила осознанный характер и в определенной степени организована. Ежедневные дела требовали согласованности действий членов общины, определенного подчинения одних людей воле других. С развитием цивилизаций процессы управления усложнялись, у них появлялись элементы предвидения, расчетов, и те, кто умел это делать, становились жрецами, фараонами, министрами. Они воплощали мудрость, власть и обладали богатством в своих суспильствах.
Определяющим этапом в развитии управления стало зарождение и становление государственности. Первые примеры сознательного управления относятся к V-III тысячелетий до н. есть. Это было зафиксировано на глиняных табличках, дошедших до наших дней и засвидетельствовали существование определенного регламента управленческой деятельности в Древнем Египте и Шумери.
История приводит много примеров, иллюстрирующих развитие управления. Так, в древнеегипетской достопримечательности письменности «Поучение Птаххотепа», датированной 2000-1500 pp. до н. е., рассматриваются важнейшие вопросы управления государством: суть власти, значение стиля и методов руководства и т.д.. Одна из установок «Поучение» не потеряла актуальности и сейчас: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивает его, прежде чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем достичь благоприятного решения своего вопроса ».
В развитие науки управления существенный вклад внесли мыслители Древней Греции. Так, Сократ (469-399 pp. До н.э.), подчеркивая важность разделения труда и специализации, задачи управления видел в том, чтобы каждый человек был на надлежащем месте. Он и другие древнегреческие философы утверждали, что причиной бедности общества, как правило, является отсутствие умелого керивництва.
Платон (427-347 pp. До н.э.) в «политических диалогах», «Республике» и «Законах» изложил теорию «идеального государства». Он рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что управление является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Аристотель, изучая существующие на то время государства, выделил две системы хозяйствования: экономию, при которой производится почти все необходимое для личного пользования, и хрематистику - искусство богатства. Он заложил основы учения о домашнем хозяйстве (прообраз политической экономии), отмечал необходимость разрабатывать «барские науки», которые развивали в рабовладельцев навыки общения с рабами, искусство управления ими. Аристотель делал попытку объяснять жизнь морально-этическими категориями. В «Никомахова этике» он обосновал моральные принципы управления хозяйством, акцентируя на «справедливом обмене» выработанными благами.
Весомый вклад в понимание того, как следует управлять государством, сделал и Никколо Макиавелли (1469-1527). В книге «Правитель» он сформулировал собственные рекомендации по организации управления государством, нормы поведения руководителей: «Монарх должен быть одновременно и человеком и зверем, и львом и лисой. Он не должен держать слова, если это повернуться против него. Я смею утверждать, что быть всегда честным крайне невыгодно, с другой стороны, полезно казаться благочестивым и правдивым, гуманным и искренним. Ничто не является таким полезным, как вид добродетели ». Макиавелли считал, что для укрепления государства оправданы любые средства. Поэтому термин «макиавеллизм» используют для характеристики политики, пренебрегает нормами морали.
Неослабевающее внимание государственных деятелей, мыслителей к вопросу эффективного управления государством прослеживалась на протяжении веков. Поиски проходили в разных направлениях. Например, киевские князья (Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах) пытались укрепить Киевскую Русь внедрением «семейной ответственности». Поместными князьями в русских землях становились сыновья, выходили замуж за иностранных правителей дочери, что способствовало объединению интересов и избежать военных столкновений. Важную роль в повышении эффективности управления государством сыграло и вече, где важнейшие проблемы обсуждались всенародно; введения христианства с его системой морально-этических правил.
Развитие основ управления на Западе и на Востоке Европы происходил разными путями. На Западе склонялись к тому, чтобы управление охватывало как можно больше способов влияния на людей, разнообразили формы и методы управленческой деятельности. На Востоке определяющим в управлении считали силу. До нас эти методы пришли вместе с татаро-монгольским нашествием и за 300 лет так вошли в традиции народа, который находился под игом принуждения, желание иметь «сильного правителя» до сих пор характерно для значительной части населения Украини.
Итак, человечество давно осознало важность управления как особого вида деятельности. Но как отрасль управленческих знаний менеджмент начал формироваться во второй половине XVIII в., А его становление произошло в начале XX в., В эпоху индустриализации и появления больших по размерам потребляемых ресурсов и масштабам деятельности организаций.
Систематизация информации о предыстории управления, которая дошла до наших дней, позволила выделить пять этапов в становлении управленческой науки:
Первая управленческая революция. Характеризуется как «религиозно-коммерческая». Связана с возникновением письменности в Древнем Шумере (V тыс. до н.э.), что способствовало появлению особого слоя жрецов, которые вели деловой перепись и коммерческие расчеты. Письменная фиксация деловых соглашений повышала их надежность и захищенисть.
Вторая управленческая революция. ее называют «светско-административной» и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 pp. до н.э.). Он опубликовал сборник законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными слоями населения, благодаря которым усиливался контроль и ответственность за выполнение робит.
Третья управленческая революция. Получила название «производственно-строительной». Охватывает годы царствования ассирийского правителя Навуходоносора (605-562 pp. До н.э.). Именно тогда строительные работы приобрели огромный размах и требовали усиления контроля за деятельностью в сфере производства и строительства. Такой контроль осуществляла держава.
Четвертая управленческая революция. Охватывает период зарождения капитализма и стремительного индустриального развития европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). ее главным результатом стало возникновение профессионального управления. Большая заслуга в этом принадлежит шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771 - 1850), английский математик Чарльз Бебиджу (1801-1841) и др.. В частности, Оуэн на своих фабриках воплощал идею социального партнерства; Бэббидж разработал методику изучения затрат рабочего времени на выполнение производственных операций и опубликовал результаты собственных исследований в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая стала первой публикацией в области научного управления. А взгляды Смита на природу свободного предпринимательства, на роль рынка и функции государства легли в основу теории и практики менеджменту.
Однако эти исследования были разрозненными. Наука управления как целостная система со своим категорийным аппаратом, принципами, методологией, рекомендации возникла лишь в XX в. его появление связывают с пятой управленческой революциею.
Пятая управленческая революция. Известна под названием «бюрократическая». В ее основе - концепция «рациональной бюрократии», которая важную роль в обеспечении эффективности управления отводила формированию иерархических структур, разделения управленческого труда, четкому определению должностных обязанностей и установлению ответственности менеджеров за их виконання.
Стремительное развитие научной мысли в XX в. ускорил все социально-экономические процессы, а также процессы их управления, что дает основания утверждать еще об одной управленческую революцию.
Шестая управленческая революция. ее называют «информационной». Характеризуется всесторонним внедрением в практику управления информационных технологий, невероятно ускорило процессы получения и обработки информации и сделало практически безграничными возможности роста организаций. Способность управленческого аппарата быстро обрабатывать большие массивы информации сместила акценты в системе общего менеджмента по организации производственных процессов на маркетинговый менеджмент, т.е. переориентировала систему управления организацией на выявление и удовлетворение потребностей споживачив.
В процессе развития общества менялись ориентиры в системе управления, что соответствовало изменениям во всей системе социально-экономических отношений. Теоретики и практики менеджмента не переставали задаваться вопросом «От чего зависит успех организации и что может сделать руководитель для его обеспечения?" Активным этот поиск стал в XX ст.
Возникновение науки управления. Школы управлиння
В середине XIX в. началось бурное развитие промышленности. Появились гигантские предприятия, на которых работали тысячи людей. Необходимо было координировать и контролировать их деятельность, обеспечивать высокое качество их работы. Старая система управления, которая использовала преимущественно эмпирические достижения, с этой задачей не справлялась. Несоответствие старой практики и новых условий была особенно ощутимой на американских предприятиях, которые бурно развивались. Именно на этих предприятиях проводились эксперименты по изучению влияния различных факторов и условий труда на его производительность. Результаты экспериментов Ф. Тейлора, Г. Ганта, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона позволили сформулировать основные положения школы научного управлиння.
Школа научного управления (рационалистическая). Относится к классического направления в менеджменте. Основоположник - Фредерик Тейлор (1856-1915), которого называют «отцом научного менеджмента». Пройдя путь от рабочего до главного инженера сталелитейной компании, он особое внимание уделял вопросам нормирования труда, организации рабочих мест и анализа трудовых движений на основе усовершенствованной методики учета затрат рабочего времени. В его работах содержатся конкретные рекомендации по улучшению труда рабочих и использования средств производства, введение четкого регламента и стандартов на средства труда, инструменты, рабочие операции и движения; четкого учета рабочего времени, использования дифференцированной оплаты труда и т.д.. Благодаря его исследованиям производительность труда на заводах компании Bethlehem Steel выросла в 3,5 - 4 раза, заработная плата - на 60%, причем не за счет интенсификации труда, а благодаря рациональной ее организации.
Свои взгляды относительно нормирования и стимулирования труда и роли менеджеров Тейлор обобщил в книгах «Управление предприятием» (1903) и «Принципы научного управления» (1911). Он рекомендовал придерживаться следующих принципов управленческой науки: 1) научного изучения каждой задачи, 2) отбора работников и обучение их рациональным методам выполнения работы, 3) обеспечение рабочего места всем необходимым для выполнения работы; 4) стимулирование выполнения производственных завдань.
Тейлор пропагандировал активное управление производством, суть которого видел в том, чтобы работа каждого исполнителя была спланирована руководителем хотя бы на день вперед и чтобы каждый работник имел инструктивные карточки с определением конкретной задачи, средств, методов и приемов его исполнения. Главным в управленческой работе Тейлор считал умение определять и реализовывать цили.
Сторонником Тейлора был Генри Гант (1861-1919), который работал вместе с ним в нескольких компаниях. Он интенсивно использовал в оперативном управлении графические методы, известные ныне как «графики Ганта». Гант начал производственное календарное планирование на современной технической основе. Несколько позже в своих исследованиях он указывал и социальные аспекты управлиння.
Распространению системы Тейлора в развитых странах способствовало супругов Лилиан Гилбрет (1878-1972) и Фрэнк Гилбрет (1868-1924). Они продолжали поиск «единственного наилучшего метода выполнения работ», изучали вопросы, связанные с выполнением физической работы в производственном процессе, исследовали связь между научным менеджментом и социологией и психологией. Заслугой Гилбрет есть и детальное изучение рабочих движений, широкое внедрение в практику менеджмента измерительных методов и инструментив.
Современник Ф. Тейлора американский инженер Гарингтон Эмерсон (1853-1931) разработал принципы повышения эффективности не только производственного труда, но и любой деятельности человека: в государственном управлении, во внешней политике, в военном деле, на транспорте и в домашнем хозяйстве. Г. Эмерсон определял эффективность как максимально выгодное соотношение между затраченными усилиями, деньгами, оборудованием и т.п. и экономическим результатом. Это определение не потеряло своего значения и нини.
Несмотря на все положительные рационалистической школы, она имела и существенные недостатки: основное внимание уделяла рационализации производства без учета индивидуальных качеств работников, пренебрегала социальные аспекты отношений, игнорировала профессионализм и способность квалифицированных работников подавать идеи и предложения по совершенствованию работы. Это препятствовало эффективному использованию всего потенциала производственных пидприемств.
Школа рациональной бюрократии. ее основоположник - немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Он считал, что управление организациями следует осуществлять на чисто рациональной, обезличенной основе. Это позволяет четко определять должностные обязанности и ответственность работников и реально оценивать их работу. Менеджеры на таком предприятии не должны быть его владельцами, которые часто действуют слишком рискованно и субъективно, а должны работать согласно правилам и процедурам, что гарантирует предсказуемость их поведения. Вебер считал, что такая организация будет эффективной, гибкой, поскольку в меньшей степени зависеть от воли и желания конкретных людей. Однако это было эффективным только для крупных компаний и относительно стабильных условий хозяйствования, чем характеризовалась первая половина XX в. Далее, как показал опыт, соблюдение бюрократических правил и процедур стало негативно влиять и на имидж, и на развитие пидприемств.
Школа административного управления. Относится к классического направления менеджмента. Основатель - француз Анри Файоль (1841-1925). Исследовал организацию в целом, а не отдельные направления ее дияльности.
Изучал и описывал чисто управленческий труд, чего до него не делал никто. Выделил пять функций управления: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Итак, А. Файоль начал процессуальный подход к управлению организацией, рассматривая управление не как множество самостоятельных актов, а как серию повторяющихся взаимосвязанных действий, в рамках которых последовательно и непрерывно реализуются вышеназванные функции. Главная задача менеджмента, по мнению Файоля, заключалось именно в обеспечении такой последовательности и безперервности.
Достояние административной школы менеджмента повлекло изменение управленческой парадигмы (греч. рага-digma - пример, образец - фундаментальная система представлений о сущности, принципы и системы управления): если представители традиционного подхода акцент на самостоятельности отдельных элементов организации, то процессуального - на их взаимной обусловленности. Файоль сформулировал 14 принципов административного управления, которые не потеряли своего значения и сейчас (см. подробнее в главе 3).
Исследование административной школы менеджмента стали основой для более глубокого изучения возможностей повышения эффективности управления организациями. Эти возможности таились в сфере человеческих отношений. Первые шаги в этом направлении сделала Мэри Паркер Фоллет (1868-1933). Именно ей принадлежит высказывание: «Менеджмент - это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она предложила свою концепцию лидерства, которая начала новое направление в менеджменте - гуманистический. Сторонники этого направления уделяли основное внимание анализу поведения людей в процессе выполнения работы, их социальном взаимодействии. В рамках этого направления сформировались три школы: человеческих отношений, человеческих ресурсов и поведенческая школа.
Школа человеческих отношений. Кроме М.-П.
Во второй половине XX в. Системный подход.
1.1. Сущность и задачи менеджмента | 1.3. Принципы и методы управления |