1.3. Принципы и методы управления

Результативность и эффективность управления современной организацией значительной степени зависят от того, каких принципов придерживаются ее руководители, принимая управленческие решения, и какие методы они применяют для их реализации. Правильный выбор обеспечит достижение желаемого результата наименьшими зусиллями.
Принципы управления в рамках классического подхода к управлиння
Важность значения принципов управления состоит в том, что с их помощью управляющая система устанавливает правила действий и поведения, обязательные для всех подчиненных ей субъектов, согласовывает, объединяет, координирует и регулирует их деятельность, влияет на процесс принятия и реализации управленческих решений, обеспечивает выбор адекватных ситуации методов управления и т.д.. их формирование происходит под влиянием системы приоритетов и ценностей, сформировавшейся в среде господарювання.
Принципы управления - правила, нормы управленческой деятельности, согласно которым создается, функционирует и развивается система менеджмента организации.
Принципы управления является обобщением практического позитивного управленческого опыта и основаны на определенных законах и закономерностях общественного розвитку.
Универсальные принципы менеджмента:
отражают общие положения, характерные для организаций различных типов и видов;
соответствуют законам развития природы, общества и бизнеса;
объективно отражают сущность явлений и реальных процессов управления организацией;
является управляющей установкой, признанной суспильством.
Соблюдение рациональных правил в управлении производством является одним из условий успеха организации, на что первым указал Ф. Тейлор. В работе «Принципы научного управления» (1911) он выделил четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
научный подход к выполнению каждого элемента работы;
научный подход к подбору, обучения и тренинга работников;
кооперация с рабочими;
распределение ответственности за результаты работы между менеджерами и робитниками.
Указанные принципы касались порядка планирования и контроля за выполнением работы. Они стали отправной точкой для последующих исследований в сфере, поскольку их использование обусловило повышение эффективности управления производственными процессами. Г. Эмерсон дополнил исследования Ф. Тейлора несколькими фундаментальными положениями относительно роли и места менеджера:
подчиненный существует для того, чтобы продолжать и расширять работу руководителя;
руководитель существует только для того, чтобы сделать продуктивной работу подчиненного
компетентные специалисты должны формулировать основные правила, учить всех применять их и постоянно следить за отклонениями;
каждый уровень управления существует не для удовлетворения тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто стоит ниже;
для осуществления любой операции в организации необходимо применять знания и умения, которые есть в свити.
Исследовал эту проблему и А. Файоль. Выделив основные управленческие функции и определив взаимосвязи между ними, Файоль рассматривал управление как непрерывный процесс. Изучая содержание этих функций, он пришел к выводу, что эффективное управление невозможно без рационального построения структуры организации и управления работниками, и предложил собственные принципы управления (табл. 1.5).
Многие из этих принципов и сейчас имеют практическую ценность, несмотря на то, что управленческая наука пошла вперед.
Принципы управления планово-административной системы господарювання
Определение общих подходов к управлению организациями происходило в рамках различных управленческих школ. Западный менеджмент основывался на том, что каждая организация является самостоятельным субъектом рынка, имеет широкую свободу действий. Иной была ситуация в странах, которые исповедовали социалистическую идею. У них система управления основывалась на идее централизации и прямого руководства деятельностью предприятий государственными властными структурами. Прежде всего это касалось Советского Союза, где централизация приобрела особенно жесткие формы. Идеи нового подхода к управлению разрабатывали А. Богданов, Н. Ветки, А. Гастев и др.. Они сформулировали принципы управления, которые отвечали особенностям планово-административной (социалистической) системы хозяйствования (табл. 1.6).
Эти принципы во многом перекликаются с принципами управления, сформулированными классической школой менеджмента относительно выполнения управленческих функций. Но по построению системы управления преимущество имеет принцип централизации с переносом его на весь народнохозяйственный комплекс. Поскольку проблематично обеспечить совершенное централизованное планирование и выполнение планов в пределах всей страны, то возникла необходимость в выделении таких принципов, как сочетание отраслевого и территориального подходов в управлении и единства политического и хозяйственного руководства. Последний принцип обеспечивал более жесткую систему контроля за выполнением управленческих решений, а первый позволял согласовывать систему планов развития различных отраслей с социально-экономическими потребностями территорий. Принципы демократического централизма и коллегиальности только декларувалися.
Несовершенство системы управления, которая основывалась на принципах жесткой централизации, привела ее низкой эффективности, что привело к снижению конкурентоспособности экономики Советского Союза и ее разрушения. Стало очевидным, что развитие страны возможно только на основе перехода к рыночной экономике и пересмотра основных принципов управления, поскольку старые перестали «работать» в новых условиях хозяйствования. У них отсутствовала одна из важнейших составляющих - инициативность, предприимчивость работников, способность организации привлекать новации, которые улучшали ее конкурентные позиции.
Итак, новые условия экономической деятельности требуют новых принципов, на основе которых она может успешно здийснюватися.
Современные принципы управления и методология их розроблення
Мировое экономическое развитие вступил в новую стадию - постиндустриальную, которая имеет свои особенности и предполагает новое видение процессов, требующих управленческих действий. Главное внимание в управлении направляется на людей как носителей интеллекта. Менеджмент сосредотачивает свои усилия на том, чтобы научить работников совместно действовать и тем самым достичь синергизма (греч. sunergos - совместно) в работе; предполагает честность и доверие в деловых отношениях - этику в бизнесе объявлено золотым правилом; стремится сформировать такую организационную культуру, которая стимулировала саморазвитие работников и их желание быть равноправными членами организации.
Учитывая это важнейшими становятся те принципы, которые позволяют полностью раскрыть потенциал человека и направить его на пользу организации:
развитие творческих способностей персонала
привлечение сотрудников к разработке управленческих решений;
опора на систему гибкого лидерства среди персонала и личные контакты работников с внешним окружением;
использование таких методов сотрудничества с людьми, обеспечивающие их удовлетворение работой;
постоянная и целенаправленная поддержка индивидуальной инициативы работников фирмы и организаций, с ней сотрудничают;
честность и доверие в деловых отношениях;
ориентация на высокие стандарты работы и стремление к нововведениям;
обязательное определение размера вклада работника в общие результаты;
ориентация на перспективу развития;
опора на общечеловеческие ценности и социальную ответственность бизнеса перед людьми и обществом загалом.
Австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики Ф. Хайек (1899-1992) указывал, что непременным условием прогрессивного развития экономики любой страны является человеческое сотрудничество, основанной на морально-этических и правовых нормах, которые сдерживают разрушительные тенденции, порожденные противостоянием индивидуальных интересов. Это, прежде всего, уважение к чужой собственности, признание ее неприкосновенности; честность, доверие и пунктуальность в деловых отношениях, ответственность за нарушение договоренностей, толерантность, умение действовать в собственных интересах, но по единым для всех правилами.
Не менее важным принципом управления является «признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом».
Приведенные выше принципы взяты за основу современной парадигмы управления. Использования позволяет любой организации развиваться, видоизменяться в соответствии с требованиями времени. Но каждая организация, опираясь на потенциал своих работников, должен отыскать для себя те принципы и методы, способствующие успешной работе и отвечать требованиям и запросам ринку.
Это в большой степени касается современных украинских предприятий. Отечественной управленческой практике присущи неумение брать на себя ответственность, жесткий контроль, ожидания распоряжение о внедрении новаций т.д.. Положение усугубляется и тем, что отечественный менеджмент формируется под влиянием западных теоретических концепций, которые были актуальны четверть века назад. Для работы на внутреннем рынке они вполне пригодными, но украинские предприятия должны быть конкурентоспособными и на внешнем рынке. Сейчас, в эпоху глобализации, конкуренция приобретает другого измерения, и вхождение в мировое распределение труда для Украины является трудной задачей. Огромная концентрация капитала в высокоразвитых странах вытесняет мелкий и даже средний бизнес из традиционных сфер деятельности. На преференции потребителя уже не обращают внимание, а их формируют. Противостояния давлению транснациональных компаний возможно только в некоторых областях и то при условии эффективного менеджмента, который опирается на новейшее восприятия рыночных реалий и отбирает адекватные методы взаимодействия с ними. Каждая организация в этих условиях должен для себя определить основные правила ведения бизнеса, соблюдение которых позволит ей получить конкурентное перевагу.
Эти правила должны определять философию ведения бизнеса, организационное поведение, формировать представление о рынках потребителей, о конкурентах, о технологиях и ее изменения и т.д.. Они должны опираться на сильные стороны фирмы и учитывать слабые, очерчивать сферы деятельности и определять ориентиры развития, давать возможность адекватно оценить результаты деятельности и своевременно формулировать новые цили.
Формирование принципов управления осуществляется по определенной методологии, которая заключается в:
оценке среды, в которой работает организация (экономические, научно-технологические, институциональные аспекты, состояние конкуренции и формы конкурентной борьбы, вид и структура рынка, существующие способы формирования потребительских преференций и т.п.);
определении миссии организации, ее целей и задач;
выделении «ключевых компетенций» организации, которые формируют потенциал, необходимый для осуществления ее миссии (рыночные возможности, техническое лидерство и т.д.), что позволит определить, в какой сфере следует совершенствоваться, чтобы сохранить лидерство
формулировке принципов, которые должны стать основой системы управления, категориями, понятными всем работникам организации;
доведении принципов управления до всего персонала;
постоянном совершенствовании и обновлении принципов управления в соответствии с требованиями часу.
Так, для малого предприятия, которое имеет целью работать на локальном рынке (сфера индивидуальных услуг, в частности), актуальными являются следующие принципы:
приоритет потребителя (надежное обслуживание, удобство, скорость);
высокое качество работы;
доступные цены;
подражания лидеров;
отождествления сотрудников с фирмой: каждый работник - это «человек фирмы»;
постоянный поиск альтернативных вариантов деятельности фирмы;
применение новейших способов стимулирования труда;
осуществление программ долгосрочного профессионального развития ключевых сотрудников;
опора на личные контакты работников с внешней средой
постоянная и целенаправленная поддержка индивидуальной инициативы работников фирми.
Для компании, которая планирует освоить национальный рынок, ключевыми могут быть следующие принципы:
высокие стандарты деятельности;
ориентация на перспективу развития (расширение сферы бизнеса, повышения стандартов деятельности)
заостренная ответственность каждого за результаты дела фирмы;
опора на реальность рыночных ситуаций;
децентрализация управления фирмой и роста числа сотрудников, привлекаемых к разработке управленческих решений;
расширение и углубление связей фирмы с внешним окружением;
ориентация на лидеров;
повышение готовности каждого к инновациям, динамического обновления продукции;
применение новейших способов стимулирования труда, в том числе через удовлетворение потребностей в признании и успеха;
создание корпоративной организационной культуры менеджмента, основанного на общих интересах и общечеловеческих ценностях, партнерстве, сотрудничестве и взаимной выгоде;
социальная ответственность перед обществом за результаты своей дияльности.
Компании, которые стремятся выйти на внешний рынок, должны руководствоваться, кроме указанных выше, следующими принципами:
концентрация усилий на ключевых направлениях деятельности;
тщательное обоснование каждого шага с учетом особенностей международного рынка;
не только изучение, но и формирование потребительских преференций
ориентация деятельности на общечеловеческие интересы;
соблюдение этики бизнесу.
Итак, актуальность принципов предприятия определяется целями организации и внешней средой. В своей совокупности они должны создать стройную систему правил, которая приведет высокую эффективность менеджменту.
Методы управления, их сущность и особливости
Реализация функций управления осуществляется с помощью методов управления. Привести в действие организованную систему возможно лишь через влияние на нее управляющего органа или лица. Для этого необходимы определенные инструменты влияния, которые используются менеджерами для активизации инициативы, творчества персонала фирмы и обеспечивают достижение поставленных целей. Такими инструментами являются методы управлиння.
Методы управления - способы воздействия на отдельных работников и производственные коллективы в целом с целью достижения определенных цилей.
Эффективность функционирования предприятия и его подразделений в значительной степени зависит от правильности применения методов управления, на что влияет уровень совершенства институциональной среды, форма собственности, специфика задач и другие чинники.
Основой классификации методов управления мотивы, которыми руководствуется человек в процессе дияльности.
Мотив (лат. moveo - двигаю) - побудительная причина действий и вчинкив.
Мотивы прямо или косвенно влияют на поведение, интересы и потребности людей.
Потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чогось.
Связь между потребностями, мотивами и методами управления изображена на рис. 1.6, где выделены три основные группы методов: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологични.
Использование этих методов управления может осуществляться только на основе системы правовых норм, соответствует действующему законодательству. Поэтому к методам управления целесообразно отнести и совокупность правовых методов, которые формируют условия применения экономических, административных и социальных методив.
Выбор менеджерами методов управления зависит от содержания и силы проявления мотивов. Реально влиять на поведение человека можно только, пока актуализирована в мотиве потребность не будет удовлетворена. Это означает, что длительное использование одного и того же метода управления, пусть даже эффективного сначала, приводит к тому, что управляемый объект адаптируется к нему, теряет нужную реакцию на управляющую действие. Поэтому использование методов управления не может быть шаблонным. Оно предусматривает постоянный поиск наилучшего способа воздействия на объект управления, который позволил бы достигать желаемых результатов своевременно и наименьшими зусиллями.
Методы управления используются не изолированно, а в сочетании друг с другом. Поэтому управленческая деятельность выступает как результирующая разнонаправленных методов и средств их реализации. Время каждая группа методов имеет свои специфические особенности, свои формы проявления и границы застосування.
Экономические методы управления. Материальные интересы участия человека в производственных процессах реализуют экономические методы управлиння.
Экономические методы управления - система экономических рычагов и мер, с помощью которых осуществляется воздействие на управляемые объекты с целью достижения поставленной цели и обеспечения единства интересов общества, предприятия и отдельных працивникив.
Эти методы дают возможность влиять на поведение объектов управления на разных уровнях - от индивида к государству. Так, государство в отношении предприятия использует такие рычаги, как политика заработной платы, налоги, кредиты, а также система льгот, экономические санкции и т.п..
... Виды и пределы монополии определяются законом.
1.2. Зарождение и развитие менеджмента 1.4. Внутренняя среда организации