1.3.1. Понятие стратегического менеджмента

Принимая во внимание обстоятельства, которые способствовали возникновению стратегического менеджмента, его трактуют как деятельность, которая заключается в выборе направления действий для достижения целей организации в условиях нестабильной внешней середовища.
Развернутое толкование стратегического менеджмента можно дать, обратив внимание на ряд принципиальных моментов. До введения этой системы управления, организации планировали свою деятельность, исходя из того, что окружение не будет существенно изменяться. Стратегическое управление в конкретный момент определяет, как организация должна действовать в современных условиях, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя из того, что окружение будет меняться. Т.е. при стратегическом управлении оценивается современное состояние, исходя из будущего. При этом не только прогнозируется желаемый уровень в будущем, но и вырабатывается способность соответственно реагировать на изменения во внешней среде для достижения цилей.
При нестратегическом управлении разработки программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе может оказаться, что организация не в состоянии достичь цели, так как ее реализация существенно зависит от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что организация определит на основе анализа своих внутренних возможностей, - это то, какое количество продукта может произвести и каких затрат при этом испытывает, а количество реализованной продукции и ее стоимость определит рынок. Начинать планирование с анализа внутренних ресурсов и возможностей их рационального использования без учета других факторов означает на практике полностью отказаться от разработки стратегии развития организации.
Итак, стратегическое управление базируется на следующих предпосылках: четкое определение того, что организация хочет достичь в будущем осознание, что основные проблемы кроются во внешней среде умение своевременно распознавать проблемы и владеть механизмом их решения или уменьшения негативного влияния, принятие управленческих решений с учетом соответствия между возможностями, которые находятся вне организации, и ее сильными сторонами; настройки текущего управления на конкретизацию стратегичного.
Сформулировать понятие, которое бы удовлетворяло все перечисленные условия, довольно сложно. Анализ специальной литературы свидетельствует, что единственно правильное толкование стратегического менеджмента отсутствует. Существуют различные определения, в которых авторы делают акцент на определенных аспектах и особенностях стратегического менеджмента, приводит к неопределенности его границ. Можно констатировать, что содержание определение "стратегический" является суженным и это сводит стратегический менеджмент к одному из направлений управленческой деятельности, возможных и доступных любому субъекту хозяйственной деятельности. Поэтому целесообразно проследить развитие подходов к трактовке "стратегический менеджмент".
Особый интерес теоретиков и практиков к понятия и содержания стратегий, а также процессов их осуществления возник в начале 60-х pp. XX ст. Именно тогда появилась известная работа А. Д. Чандлера "Стратегия и структура» [97], в которой он отмечал, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей организации, адаптация действий и размещение ресурсов, необходимых для их достижения. Им сделана попытка объяснить, каким образом процессы разработки и внедрения стратегии обусловливают необходимость организационных изменений. Это побудило к развертыванию теоретических исследований, становления данной отрасли знань.
Вскоре появились книги И. Ансоффа, Ж. Бовери, К. Эндрю и других. И. Ансофф в книге "Корпоративная стратегия" (1965 p.), Которую многие авторы оценивает как первую научную работу по стратегическому менеджменту, предложил модель и ряд систематизированных схем, с помощью которых выделены этапы принятия и выполнения стратегически важных для организаций решений. Он так определил содержание стратегического менеджмента: "Деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей достичь своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и обеспечивают его приспособленность к внешним условиям".
Всего в научной литературе до середины 70-х pp. XX ст. успех организации связывали с наличием трех основных условий: разработка внутреннего непротиворечивого набора целей и функциональных политик, выявление сильных и слабых сторон организации и сопоставление их с благоприятными или неблагоприятными факторами внешней среды, создание, наращивание и эффективное использование ключевых факторов успеха. То есть, признавая необходимость разработки стратегии, не особо обращали внимание на ее внедрение. Показательно, что И. Ансофф во вступлении ко второму изданию своей книги "Новая корпоративная стратегия" (1988 г.) указывает, что термин "стратегический менеджмент" включает три основных компонента: аналитическое формулирование корпоративной стратегии, развитие управленческих способностей и управление изменениями. Следовательно, стратегическое планирование - аналитический процесс (отвечает на вопрос "что делать?"), А стратегический менеджмент - организационный ("как делать?" И "кто это будет делать?").
Появление книги М. Портера "Стратегия конкуренции" (1980 г.) дала новый толчок для рассмотрения и толкования стратегии, которая рассматривается в контексте конкурентной среды, т.е. любой достигнутый организацией результат обусловлен выбором стратегии для обеспечения конкурентного преимущества и исполнено позиционированием. Согласно стратегический менеджмент все чаще начать рассматривать как управление на основе конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней середовища.
По определению голландского ученого X. Виссемы: "Стратегическое управление - это стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный на будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения относительно целей предпринимательской деятельности . Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников и синхронизацию планов подразделений, отвечающих за реализацию целей компании ". Обобщая рассмотренные особенности стратегического менеджмента и приведенные определения, сформулируем понятия:
Стратегический менеджмент - это деятельность, которая обеспечивает создание и поддержание стратегического соответствия между целями организации, ее потенциалом и возможностями во внешней середовищи.
С целью углубления понимания сути стратегического менеджмента его рассматривают в таких сечениях:
элементном, как совокупность элементов, взаимодействие между которыми обеспечивает формирование и достижение целей при реализации стратегии развития организации;
процессном, как цикл разработки и внедрения стратегии, нацелен на достижение стратегического соответствия между организацией и внешней средой
функциональном, как область научных знаний о приемах и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации.
Подробнее эти вопросы рассмотрены нижче.
Очевидно, что между этими направлениями существует тесная взаимосвязь. Стратегический менеджмент как область знаний, связан с практической деятельностью и должен реализовать достижения других наук. Вместе с тем уровень развития этой науки определяется достижениями других областей знаний, а также требованиями практики. Существует и обратная связь: стратегический менеджмент может способствовать развитию других наук, появлению новых методов и инструментария исследования.
1.3. Сущность и структура системы стратегического менеджмента 1.3.2. Элементы системы стратегического менеджмента