6.1.3. метод PIMS

Метод P1MS (англ. Profit Impact of Marketing Strategy) предусматривает определение количественных закономерностей влияния факторов производства на конечные результаты деятельности организаций (рентабельность, прибыль), исходя из анализа эмпирического материала об опыте функционирования значительного количества промышленных организаций. Используя многофакторные регрессионные модели для обработки массивов статистических данных, определяют важнейшие производственные, организационно-экономические, рыночные факторы (влияют на конечные показатели эффективности деятельности организаций), а также влияние каждого из них на конечные результаты и относительную важность этого впливу.
Выводы и рекомендации, которые получают вследствие использования этого метода, пригодные для принятия управленческих решений о распределении капиталовложений, материальных и трудовых ресурсов, анализа результатов деятельности организаций и оценки перспектив его развития. Практически для каждой конкретной организации любые изменения в количественных оценках этих параметров (факторов), а также любая их линейная комбинация интерпретируются PIMS как стратегия розвитку.
Основой этой модели является теоретическое суждение, подтверждено эмпирическими исследованиями о том, что эффективность функционирования любой организации, независимо от ее отраслевой принадлежности, размера, особенностей продукции, географического расположения, определяется общими для всех производств факторами. Считают, что база данных PIMS содержит информацию примерно о трех тысячах самостоятельных подразделений нескольких сотен корпораций СЕЛА, Канады, Западной Европы, для каждого из которых собрана информация примерно за 450 показателям. Анализируя информацию об их функционирования, определили 37 факторов, которые примерно на 80% объясняют различия в показателях эффективности организаций. Существенными среди них является вертикальная интеграция, капиталоемкость, относительная качество продукции, производительность труда, доля рынка, инновационная деятельность тощо.
Вертикальная интеграция положительно влияет на результаты деятельности организаций, функционирующих в условиях стабильного рынка и, наоборот, при дестабилизации рынка (высоких темпах роста или сокращения) организации с более развитой вертикальной интеграцией является менее ефективними.
Организации, которые отличаются высокой капиталоемкостью, имеют при прочих равных условиях ниже уровень рентабельности и прибыли, чем менее капиталоемкие виробництва.
Относительная качество продукции определяется сравнением продукции конкретного производителя и его конкурентов. Лучшие финансовые результаты получают организации, качество продукции которых оценивается потребителями выше, чем продукция конкурентив.
Организации, достигшие высокой производительности труда при прочих равных условиях, имеют высокую рентабельность. Повышение производительности особенно выгодно, если оно не требует дополнительных капиталовкладень.
Доля рынка является индикатором конкурентных преимуществ организации. Занимая большую долю рынка, организация высокую прибыль и большие денежные надходження.
Инновационная деятельность является необходимым условием перспективного развития организации. Однако увеличение средств на научные исследования улучшает результаты деятельности организации только тогда, когда она имеет сильную позицию на ринку.
На практике стратегические факторы, которые изучает PIMS, в основном являются зависимыми друг от друга. Поэтому значительное внимание уделяют построении эмпирических зависимостей, отражающих взаимное влияние факторов на результаты деятельности организации. Для этого строят двумерную матрицу, на осях координат которой откладывают основном три уровня (количественные характеристики) каждого из выбранных факторов. На пересечении получают средний уровень рентабельности инвестиций в конкретную ССО (рис. 6.3).
Метод PIMS основывается на определенных аналитических моделях: оценки "номинала" рентабельности, "чувствительности" стратегии, оптимальной стратегии, стратегического аналога тому подобное. В последнее время этот метод развивается в направлении создания моделей, которые учитывают повышение качества продукции.
Метод PIMS имеет определенные ограничения для использования:
Два самостоятельных подразделения организации рассматривают как один объект стратегического анализа, если более 60% продукции одного из них поступает (согласно схеме вертикальной интеграции) для дальнейшего обработкой второе подразделение, или если более 60% ресурсов, потребляемых конкретным подразделением, выделенные для общего использование несколькими подразделениями без предварительного целевого распределения между ними.
Информация, которую использует PIMS, содержит количественные данные о результатах деятельности СГЦ, производственно-технические процессы и хозяйственные связи конкретного СГЦ внутри организации, о ее потребителей и поставщиков, направления использования финансовых ресурсов, конкурентную ситуацию на рынке и т.д.. Особое значение имеют прогнозы изменения объемов производства, цен на сырье и конечную продукцию, а также сравнение определенного СГЦ с основными конкурентами. Время недостаточно отражены показатели, характеризующие научно-техническую политику организации, ее организационную структуру, стиль и методы руководства тощо.
Объектом исследования в основном являются организации, которые уже завоевали определенные позиции на рынке, поэтому этот метод нельзя применять в высокотехнологичных отраслях, которые имеют динамическую организационную структуру.
Итак, метод PIMS позволяет каждой организации использовать опыт других, а также выбирать такие направления деятельности, которые обеспечивают высокие доходы. Однако, принимая во внимание перечисленные недостатки метода, возможности его применения ограничены.
6.1.2. Модель " жизненный цикл спроса" 6.1.4. Модель "товар - рынок"