1.Понятие , цели , организационная структура и культура организации

Организацией традиционно считается группа людей, которые объединяются для решения определенных целей и задач. Рассматривая организацию как социальный институт выделяют несколько элементов, образующих ее структуру и определяют ее как особое образование, свойственное только организации. Это - наличие целей, общей цели, организационной структуры, организационной культуры, постоянного взаимодействия с внешней средой и использованием ресурсов. Если XIX века ассоциируется как век отдельных личностей, то XX - остается в памяти людей как век «суперорганизаций», сильно изменившие материальную основу человеческой жизни. Действительно, в XX веке НАСА и Головкосмос проложили путь в межпланетное пространство; ИВМ компьютеризировали не только офисы, но и квартиры; Форд и Дженерал Моторз сделали автомобиль массовым средством передвижения; КБ Антонова и Боинг сделали трансатлантические перелеты такими же обычными, как поездка с Львова в Киева.
Практически за каждым значительным открытием стоит не гений-одиночка, а могущественная организация. Человечество не помнит изобретателя цветного телевизора или микроволновой печи, но прекрасно знает названия компаний, которые производят: Сони, Панасоник, Филипс и др.. То же можно сказать и об автомобилях, мобильные телефоны и т.д.. Это не значит, что талант, опыт отдельной личности утратили ценность в обществе, они остаются двигателями развития общества, но материальная культура общества стала слишком сложной, и дальнейшее развитие требует колоссальной концентрации ресурсов. Только в пределах современных организации, объединяющие усилия тысяч талантливых и высококвалифицированных людей, стало возможным осуществление грандиозных проектов, о которых гении прошлого могли только мечтать. Идея проложить тоннель под Ла-Маншем возникла много веков назад, но она была реализована только в 1944 году группой французских и британских строительных компаний; Циолковский сделал гениальные расчеты полета ракет еще в 1894 p., А первый искусственный спутник вышел на орбиту Земли только в 1957 г. благодаря таланту, знаниям и труда десятков тысяч людей.
Организациями является Житомирский инженерно-технологический институт, гостиница «Украина», кондитерская фабрика, Кабинет Министров Украины, футбольная команда «Динамо», «Южный машиностроительный завод» и т.д. При всех различиях (масштабы, сферы деятельности) этих организаций все они характеризуются общими чертами:
наличием целей;
существованием тесных связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений;
постоянным взаимосвязью с внешней средой. Организации не возникают сами собой, а создаются людьми как засиб
достижения определенных цилей.
Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальные общественные объединения) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель - то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в будущем. Организации сопровождают человека на протяжении всей его жизни, начиная с детского сада, школы, института, пидприемства.
При создании организации ее цели определяются, как правило, учредителями. Со временем развития организации цели могут усложняться и трансформироваться. Изменение целей осуществляется под влиянием многих факторов, а именно: увеличение масштаба организации, изменения внешней среды, развития техники и технологии, изменения сознания людей. На формирование целей экономических организаций непосредственное влияние имеют: клиенты (потребители), собственники, наемные работники, руководители. Достижение оптимального баланса в интересах всех ключевых групп в целях организации является одной из основных задач и условий успешного развития организации (предприятия).
В своей деятельности организации руководствуются набором целей, которые отличаются по содержанию и временной перспективой. Наукой выделяются три вида целей организации: базовые ценности, стратегические задачи и краткосрочные плани.
Базовые или фундаментальные ценности определяют основные цели существования организации и ее кредо, которые есть в каждом объединении людей. Базовые цели являются наиболее устойчивыми и остаются неизменными в течение долгого периода,
и это обеспечивает стабильность развития. Например, базовой ценностью высшей школы является подготовка специалистов для народного господарства.
Стратегические задачи - это планы реализации базовых ценностей в конкретных условиях с учетом внешних факторов и потенциала самой организации. Стратегические задачи включают конечную цель, временной интервал и способ достижения цели. Они в большей степени зависят от внешней среды и требуют периодического управления, оновлення.
Краткосрочные цели - это конкретные планы программы реализации стратегических задач. Они достаточно подробными и влияют на всех работников организации. К краткосрочным планам относят, бизнес-план, планы выручки продавцов и т.д.. Ценность этих планов состоит в том, что они непосредственно влияют на поведение персонала на рабочем месте и на результаты организации. Достижение целей предусматривает совместную работу сотрудников организации, что, в свою очередь, требует координации их действий, установление определенного внутреннего порядка в форме организационной структури.
Под структурой организации понимают ее архитектонику, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень гибкости организационной конфигурации. В литературе и практике управления выделяют три типа организационных структур:
функциональная;
продуктовая;
матрична.
Функциональная построена по принципу распределения функции между подразделениями, отвечающими за одно направление дияльности.
Продуктовая (линейная) характеризуется разделением труда по производству продукции, или предоставлением послуг.
Матричная или адаптивная гибкие структуры, способные изменяться в соответствии с требованиями среды. Этот тип структуры способен использовать все эффективные аспекты продуктовой и функциональной структур и все время функционировать в постоянно сменяющих умовах.
Кроме организационной структуры в любой организации существует определенная организационная культура, есть определенные нормы поведения, отношений. По определению управленцев и практиков, организационная культура является наиболее стабильным, цементирующим елементом.
Организационная культура - это синтетическое понятие, которое фиксирует в сознании персонала предприятия общие для него отношения, убеждения, нормы поведения и ценности. Эти компоненты культуры определяют способ действий и взаимодействий, а следовательно в значительной степени влияют на достижение поставленной цели, уровень эффективности производства и менеджмента. Исключительно важная роль организационной культуры в реализации стратегий, направленных на укрепление конкурентоспособности фирмы на ринку.
Организация функционирует и развивается в постоянном взаимодействии с окружающим миром и зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов. Среди внешних факторов особое место занимают: нормы и нормативы, клиенты, поставщики, развитие науки, техники и технологии. Внутренние элементы - это уровень изменений (стабильность против изменений). Организации, которые работают в стабильном среде, могут работать на долгосрочных прогнозах. Организации, работающие в изменяя среду, вынуждены чаще корректировать свои цели, менять стратегию, структуру и т.д.. Указанные элементы организации реализуются не автоматически, а при условии четкой видрегульованости внутриорганизационных производственных отношений и соответствующего уровня культуры.
ТЕМА 1. ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА 2. Состав и структура персонала