2. Состав и структура персонала

Важным элементом производительных сил являются люди с их уровнем образования, опыта и мастерства. В теории менеджмента используется значительное количество терминов отношении людей, занятых в производстве: трудовые ресурсы, человеческий фактор, кадры, персонал.
Термин «трудовые ресурсы» было введено в науку в 20-е годы XX века академиком С. Струмилиним. Этот термин использовали его как планово-экономический показатель измерения рабочей силы. Современное понимание трудовых ресурсов трактуется как человеческие ресурсы, значительно шире и включает в себя такие понятия, как трудовой потенциал, состояние здоровья, уровень образования, способностей и культуры, профессиональные знания для работы в сфере общественно полезной дияльности.
Кадры - это штатные квалифицированные работники с определенной профессиональной подготовкой, имеющих специальные знания, трудовые навыки или опыт работы в выбранной сфере деятельности. Термин «кадры» в зарубежных и отечественных источниках часто отождествляется лишь с частью работающих - специалистами или рабочими высокой квалификации и стажем работы на данном предприятии. Термин «персонал» является наиболее целесообразным на уровне организации, так как определяет личный состав организации, работающий по найму характеризуется определенными признаками. Основными из которых являются:
трудовые взаимоотношения с работодателем, как правило, оформляются трудовыми договорами;
владение определенными качественными характеристиками, сочетание личных и организационных цилей.
Итак, персонал - основной, постоянный штатный состав квалифицированных работников, который формируется и изменяется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Влияние внешних факторов конкретизируется в таких параметрах макроэкономического развития, как количество активного населения, общеобразовательный его уровень и конъюнктура рынка праци.
Персонал организации характеризуется количеством, структурой, профессиональной пригодности и компетентности. Количество персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, уровнем их механизации, автоматизации и компьютеризации. Эти факторы определяют нормативное количество работающих, которой в производственных условиях практически не бывает. Поэтому более объективной характеристикой количества персонала считается среднесписочная количество, то есть количество работников, официально работают в организации предоставлен момент.
В списочный количество персонала на определенную календарную дату включают всех работников, и тех, кого приняли с этой даты, и исключают всех уволенных с этой же даты. В составе списочного количества выделяют три категории работников:
постоянные, которые работают в данной организации более одного года на основе контракта или на бессрочное основе;
временные - на 2-4 месяца;
сезонные - на выполнение сезонных работ сроком до 6 мисяцив.
В Списочная численность не включают лиц, работающих по совместительству, приглашенных в разовых и специальных работ, направленных на обучение с отрывом от виробництва.
С точки зрения учета, списочная количество представляет собой общую сумму присутствующих и отсутствующих на работе. теории управления персоналом существуют различные подходы к квалификации персонала в зависимости от выполняемых функций. Эта классификация предусматривает две основные категории персонала с участием в процессе производства: управленческий и виробничий.
Управленческий персонал - это работники, трудовая деятельность которых направлена на выполнение конкретных управленческих функций. К ним относятся линейные и функциональные руководители и специалисты. - Руководители, которые направляют, координируют и стимулируют деятельность производства, розпоряджуються ресурсами организации, принимают решения, несут полную ответственность за достижение целей организации и имеют право принимать решения, относятся к линейным. Руководители подразделений, основная задача которых заключается в содействии эффективной работе линейных руководителей относятся к функциональным. Руководители и главные специалисты в совокупности создают администрацию.
Специалисты (инженеры, экономисты, техники, технологи, психологи), заняты созданием и внедрением в производство новых знаний, технологий и разработкой вариантов решений отдельных производственных и управленческих проблем.
Технические специалисты (служащие), которые предоставляют техническую и информационную помощь аппарата управления (сбор, обработка, хранение и передача информации). Специфика их деятельности заключается в выполнении стандартных процедур и операций, которые преимущественно подвергаются нормуванню.
Руководство занят преимущественно умственным и интеллектуальным трудом. По уровню управления руководители подразделяются на руководителей низшего (мастер, начальник участка, бюро групп), средней (руководители цехов, отделов, их заместители) и высшего звена (руководители предприятий, их заместители).
(Производственный персонал - это исполнители, которые претворяют в жизнь решения руководителей, непосредственно реализуют планы организации, занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных услуг и перемещением грузов. Сюда еще относят уборщиц, охранников, курьеров, гардеробщиков. С аналитических целях производственный потенциал делят на:
основных рабочих, которые непосредственно принимают участие в виробничо
м процессе с созданием материальных ценностей:
вспомогательных, выполняющих функции обслуживания основного виробництва.
Важным направлением классификации персонала является его разделение по профессиям и специальностями.
Профессия - это вид трудовой деятельности, осуществление которой требует соответствующего комплекса специальных знаний и практических навыков. Совокупность знаний, умений и навыков, личных способностей, нужных человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей, называется профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной. Первая основывается на задатках, способностях, физических и психологических свойствах человека. Вторая формируется постепенно в результате овладения человеком новых знаний и уминь.
В пределах каждой профессии в результате разделения труда выделяются специальности, связанные с выполнением более узкого круга обязанностей. Например, специальность в пределах профессии юриста - это уголовное право, гражданское право и т.д.. Опыт и практика сочетают навыки, знания и умения в одно целое, формируя квалификацию, т.е. мере профессиональной подготовки, необходимой для выполнения определенных трудовых функций. Существует понятие квалификация работников и квалификация работ. Первая характеризуется совокупностью требований к тому, кто должен выполнять работу, а вторая - совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств. Квалификация работника определяется системой факторов, а именно: уровнем общих и профессиональных знаний, стажем работы на этой или аналогичной должности, способствует освоению профессии. Квалификация присваивается специальной комиссией на основе всесторонней проверки знаний, опыта человека и юридически закрепляется документально.
По уровню квалификации работников принято подразделять на следующие группы:
высококвалифицированные работники, окончившие ПТУ и средние специальные учебные заведения со сроком обучения 2-4 года;
квалифицированные работники, окончившие среднее ПТУ, технические училища или на производстве учились 6-24 месяца;
низкоквалифицированные работники, прошедшие подготовку на производстве в течение 2-5 месяцев;
неквалифицированные работники, прошедшие практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких тижнив.
Уровень квалификации работника характеризует его профессиональную пригодность, т.е. определяется способность работника качественно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно овладевать новыми знаниями и умениями, быстро адаптироваться к условиям зминюються.
Уровень квалификации работника, который позволяет успешно решать поставленные задачи, называется компетенцией. Различают следующие ее виды:
функциональная компетенция характеризуется профессиональными знаниями и умениями их применять;
интеллектуальная компетенция выражается в способностях к аналитическому мышлению и комплексного подхода к выполнению своих обязанностей; Module . ситуационная компетенция видит умение действовать в определенных ситуациях;
социальная компетенция-это коммуникационные и интеграционные способности, умение поддерживать связи, влиять, достигать своей цели, правильно воспринимать и передавать чужие взгляды, вести разговор тощо.
Качественный состав персонала характеризуется профессиональной возрастной структурой и стажем роботи.
Структуру персонала по стажу можно рассматривать как в плане общего стажа, так и стажа работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30 , 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,40 лет и более. Стаж работы данной организации характеризует закрепления персонала. Статистика выделяет следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1-4,5 -9,10-14,15-19,20 - 24,25,30 и более рокив.
Структура персонала по образовательному уровню предусматривает выделение работников по более высокой, средним специальным, незаконченным высшим и средним освитою.
На формирование различных видов структур персонала как на макро-, так и микроуровнях в ближайшие годы будут влиять ряд факторов на общие тенденции:
интенсивный перераспределение работающих с материальным сферам производства в информационную сферу и сферу услуг населения;
замена выбывающего персонала на персонал с высшим общим и профессиональным уровнем;
рост доли умственного труда, что увеличит спрос на квалифицированную рабочую силу (программистов, операторов, наладчиков).
Персонал организации находится в постоянном движении вследствие найма одних работников и увольнения других. Процесс обновления коллектива за счет выбытия одних и найма других называется изменчивость персонала. Закрепление и использования персонала характеризуются системой показателей, а именно:
среднегодовой численностью сотрудников, определяется по формуле:
где ч - средняя численность персонала за год (период) чи> ч2> чп - численность персонала на начало каждого подпериода (месяц, квартал)
п - количество периодов, из которых состоит период (12 месяцев).
Качество современного работника можно охарактеризовать следующими основными группами показателей:
личные - это те черты, характеризующие конкретную личность: патриотизм, трудолюбие, честность, ответственность, темперамент и т.д.;
коммуникативные - навыки, характеризующие отношение личности к людям, которые ее окружают: умение работать в коллективе, находить общий язык с другими работниками, лидерство
познавательные - это общие навыки и знания об окружающем мире: общий научный и культурный мировоззрение личности;
профессиональные - навыки по выполнению профессиональных обязанностей: специфические знания и навыки, производственный досвид.
Формирование определенного комплекса характеристик индивида является основной задачей управления персоналом.
1.Понятие , цели , организационная структура и культура организации 3. Управление персоналом : сущность , задачи , основные принципы