1. Психологические особенности теории поведения личности
Управление персоналом требует согласованности управленческих действий с психологическими закономерностями поведения человека. Пренебрежение этими закономерностями приводит к возникновению психологических конфликтов, способствует текучести кадров, нарушения трудовой дисциплины и снижению производительности праци.Издавна философы, социологи, менеджеры хотели выяснить, почему с одним человеком легко общаться, найти взаимопонимание, а с другой-нет такой возможности, и чем именно определяется логика поведения отдельного людини.
Поведение - это форма взаимодействия личности с окружающей средой, которое определяется рядом факторов: природными свойствами личности, ее индивидуальнистю.
Индивидуальность - это совокупность особенностей, которые отличают одного человека от другого. Они зависят от условий жизни и деятельности человека, системы потребностей, интересов и мотивов, системы управления личности и ее «я в уме».
Личность - это социальное явление. Она является продуктом общения людей. Чтобы понять человека как личность, а значит эффективно управлять ею, нужно составить картину ее особого взгляда на мир. Такая картина формируется в эталонной группе: семье, среди друзей по учебе и работе и под их влиянием. Человек формирует свою картину мира в общении с другими людьми.
Естественные свойства личности - это то, что заложено в ней от рождения и, как правило, характеризуется той или иной степени выраженности таких динамических качеств, как активность и емоцийнисть.
Активность - это четко выраженное желание к различного рода деятельности, утверждение себя. Крайними выражениями активности является, с одной стороны - сильная энергия, желание чем-то заниматься, деловитость, речь, а с другой - вялость, пассивность психической деятельности, жестикуляции.
Эмоциональность проявляется в разной степени нервным возбуждением личности, динамике ее эмоций и чувств, которые характеризуют отношение к окружающему миру. В начале 20-х годов XX в. швейцарский психиатр К.-Г. Юнг предложил характеризовать психологические особенности индивидуума через понятие «экстраверсия» - «интроверсия».
Экстраверсия - это сосредоточение интересов личности на внешних объектах, иногда даже за счет собственных интересов, унижения личного значения. Экстравертам свойственна импульсивность поведения, активность в жестах, высокая инициативность (иногда лишняя), социальная адаптивность, контактность, видкритисть.
Интроверсия - сосредоточение личности на своих собственных интересах, своем внутреннем мире. Интроверты своим интересам придают особое значение, ставят их на первое место. Они не контактные, замкнутые, для них характерна социальная пассивность, способность к самоанализу, очень сложная адаптация.
Сочетание экстраверсии-интроверсии с эмоциональными характеристиками определяют темперамент особистости.
Термин «темперамент» был введен еще в Древней Греции, когда Гиппократ выявил различия в поведении людей.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности человека, которые характеризуют динамическую и социальную стороны ее деятельности и поведения. Исходя из темперамента, еще Гиппократ в Vct. до н.э. было выделено четыре его типа, названия которых сохранились до нашего времени. Достоверность этой типологии подтверждена массовыми экспериментами И.П.Павлова, который выделил четыре типа высшей нервной деятельности человека. В настоящее время известны следующие типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Темперамент в этих группах проявляется по-разному:
у сангвиников - подвижностью, изменением настроения, и чуткостью;
у холериков-бурными реакциями, открытостью, резкими изменениями настроения, выраженной рациональностью, неустойчивостью и общей подвижностью;
у флегматиков - медленными действиями, замкнутостью, недостаточным выражением эмоционального состояния, переживаниями, логичностью размышлений;
у меланхоликов - неустойчивостью характера, Неконтактность, способностью сильно и эмоционально переживать любые подии.
Все типы темперамента является относительно устойчивыми и мало изменяются под влиянием среды и воспитания. Знание характеристик личности позволяет правильно выбрать форму поведения с ней. Так, на гнев холерика нужно реагировать взвешенно и тактично. Меланхолику можно помочь через оптимизм.
Одной из главных психологических характеристик личности является характер.
Характер - это совокупность устойчивых психологических свойств, которые определяют линию поведения человека, отношение ее к делу, другим людям и к самому себе. В литературе отмечают полярность характерных черт: принципиальность - беспринципность; трудолюбие - лень; щедрость - расточительство; аккуратность - неряшливость; переоценка - недооценка себя; организованность - неорганизованность и т.д.
Черты характера формируются в конкретных условиях социальной среды работы человека и в значительной степени определяются природными данными, которые проявляются в способностях. Способности - это совокупность свойств, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Они определяются динамикой приобретения человеком знаний, умений, навыков и возможностью заниматься определенным видом деятельности. Основой способностей с задатки - психофизиологические свойства, которые проявляются в естественной склонности к определенному виду деятельности и превращаются в способности под излиянием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности - это сочетание природных и приобретенных качеств. По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности. По диапазону способности классифицируются по трем уровням: одаренность, талантливость и гениальнисть.
Одаренность-совокупность факторов, способствующих особенно успешной деятельности в определенной области, и выделяют человека среди инших.
Талантливость - сочетание таких задатков, которые могут реализоваться через творчество, создание чего-то нового, незвичайного.
Гениальность есть высшей степени одаренности, такие люди выдают новые идеи, а результаты их творчества имеют общеисторического значення.
Приобретенные способности - автоматическое выполнение отдельных элементов трудового процесса, называются навыками. Наряду с навыками существуют привычки - автоматические формы поведения, которые при частом повторении становятся необходимыми для человека. Общие способности человека связаны с типом мышления, которое может быть художественным, логичным и змишаним.
Художественному мышлению свойственны богатая фантазия, яркость с одновременной импульсивностью, непоследовательностью. Наиболее характерное это мышление предпринимателям и людям мистецтва.
Логическое мышление характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, разовые с тем имеет место отвлечение, абстрактность, не всегда понятно для оточуючих.
Смешанный тип мышления характеризуется широтой взглядов, самостоятельностью, быстротой действия, что позволяет людям этого типа успешно справляться с различными управленческими проблемами.
Специальные способности связаны с определенной сферой деятельности, выполнением конкретной работы и по типу характера могут быть: интерсоциальнимы, ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности нужны руководителям среднего и низшего уровней, а также работникам, деятельность которых связана с рекламной деятельностью, маркетингом, проведением переговоров, контактом с людьми конструктивными, направленными на создание конкретных объектов в той или иной сфере деятельности: природный, технической , знаковой, художественный, их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего уровня и специалистам, которые разрабатывают политику организации.
Практика показывает, то люди, которые имеют одинаковые способности, должны занимать в организации равноценные должности, что позволит эффективно использовать их потенциал.
Важное место в системе компонентов личности занимает система потребностей, мотивов и интересов, то есть все то, что определяет поведение личности и помогает объяснить ее ришення.
В настоящее время существует много теорий, объясняющих поведение человека. Среди наиболее известных теорий являются: теория Е. Канта, согласно которой поведение определяется чувством долга; теории Маслоу, Д.МакКслланда и Ф. Герцберга, которые связывают поведение людей с их потребами.
Потребности личности - это осознание отсутствия чего-либо, что определяет некоторые ее действия, а именно: нормальные условия жизни, успех в признании, наличие украшений для женщин, возможности выделиться среди других тощо.
Количество и разнообразие потребностей человека огромное, среди них выделяют: первичные-определенные физиологией человека, обеспечивают ее существование как биологического вида; вторичные - возникли в процессе развития суспильства.
Потребности человека в значительной степени определяют успех бизнеса. Товары, услуги, предлагаемые на рынке, занимают определенное место тогда, когда удовлетворяют потребности людей. Известный американский специалист по управлению Друкер писал: «... никто не платит за товар, платят за удовольствие как таковое».
Все разнообразие потребностей личности и формирует мотив п деятельности. Мотив - это внутренний порыв к деятельности, вызванный определенной потребностью. Знание мотивов поведения человека поможет предотвратить возможные конфликты, увольнения работников тощо.
Не менее важное значение для специалистов имеет интерес - форма проявления потребностей личности, направлена на определенный предмет, вызывающий положительные эмоции. Интересы могут быть разнообразными, например, интерес к музыке, техники, спорта. Основное в том, что проявление интереса человека к чему-то способствовать достижению цели. Например, цель - выделиться, прославиться, интерес - к музыке, организация поведения - изучить музыкальный бизнес и на базе своих знаний и навыков организовать собственную справу.
Важным компонентом, определяющим поведение личности, есть «я - концепция» или «я - в уме». Суть ее заключается в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «я», в том, как она видит себя в прошлом, настоящем и будущем. Это понятие включает представление личности о себе, свои интересы, склонности, ориентацию, самоуважение, уверенность в себе. ее практическое значение состоит в том, что отношения с окружающей средой строятся, исходя из видения своего «я» и того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией личности. Стабильность «я - в уме» является предпосылкой последовательной и устойчивой поведения человека. Личность стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор качеств, характеризующих ее сущность. Соответствии с набором этих свойств личность строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. Во многих случаях люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их воображении, и соглашаться с ложной или даже ложной, если она соответствует их воображении. Например, если человек оценивает объективно свои способности и в процессе работы допускает неточность или ошибку, то при их обнаружении коллегой правильно отреагирует и выслушает замечания. В случае завышения самооценки замечания будут восприниматься как оскорбление, или совсем не будут услышаны и приняты во внимание. В случае занижения самооценки, человек будет долго переживать, даже может отказаться от такого вида роботи.
В сознании заложены психологические механизмы защиты своего реального «я», для поддержаны психологического равновесия и комфорта личности. Вместе с этим эти механизмы могут не способствовать прийнятгю критических замечаний, поскольку нарушают созданную внутреннюю представление о себе. Неадекватная оценка себя создает много психологических барьеров в общении (игнорирование информации, услышанной мысли) и может вызвать конфликти.
Каждый человек выбирает свои формы защитных механизмов личности, иногда бессознательно. Ими могут быть:
перенос неприятных чувств, отрицательного импульса на другой объект, недоступный для соответствующего действия, или того, кто ближе к ней;
проекция - бессознательное приписывание своих негативных чувств другому человеку;
идеализация - личность считает себя идеалом, не воспринимая своих недоликив.
Создание такой «я-концепции» на практике провоцирует межличностные осложнения, поскольку руководствуясь этой концепцией, человек ставит абсолютно неадекватные требования к оточуючих.
Личность не может жить за пределами общества, коллектива, группы, она в них утверждается, реализуется. Процесс адаптации личности к социальной среде называется ее социализациею.
Социализация - это процесс становления личности посредством общения и усвоения им норм, ценностей, установок, присущих данной ФУ пи, коллектива, суспильству.
Таким образом, личность - это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и роли. Суть личности человека прикрывается «маской», которой она пользуется каждый раз, когда вступает в социальные контакти.
Социальная роль - это шаблон поведения, которой ожидают от человека в конкретной ситуации. Социализация личности является достаточно сложным процессом, проходит в несколько этапов и продолжается в течение всей жизни: при изменении социальных групп, социальных ориентиров, и она возможна только при взаимодействии с другими людьми, в коллективе.
ТЕМА 14. Управления поведением и дисциплины персонала | 2. Поведение личности в группе |