2. Поведение личности в группе

Во всем цепочке взаимосвязанных действий управления персоналом, начиная с набора работников и заканчивая выходом их из организации, 50-80% времени менеджеры тратят на групповые виды деятельности. Эффективность работы любого руководителя тесно связана с пониманием особенностей групповой работы и его способностью правильно действовать в группе и умением управлять его поведением. Следует помнить, то помимо системы природных, внутренних факторов на поведение людей влияют внешние, среди которых можно выделить следующие:
Круг общения субъекта, которое может быть как частным, так и служебным. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроетика, которая определяет взаимодействие людей. Итак, люди, которые работают в группе, постоянно взаимодействуют между собой. Для членов одной группы приняты общие нормы и цели; группы выполняют неодинаковые функции, все они более или менее специализированы. Группа является естественной и обязательной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы. Все группы влияют на своих членов, заставляют их отвечать установленным нормам группы (нормы поведения, речь, отношение к работе и к руководству).
Поведение - это реакция на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Цель поведения - изменение ситуации. Когда цель не достигнута и изменить ситуацию не удалось, то это приводит к новым действиям, к объединению в групи.
Группа - это совокупность людей, возникающая в результате их взаимодействия. Они взаимно уменьшают напряжение каждого и позволяют каждому достичь его собственных целей:
индивидуальных особенностей и места в управленческой иерархии. Роль диктует правила поведения и предусматривает действия других. На ролевое поведение влияют: характер личности, соответствие возможности и бажань.
Статус - это оценка личности группой, которая определяет ее реальное или предполагаемое место в системе социальных связей, ее ранг, статус, который может быть формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет, который формируется и поддерживается как стихийно, так и целенаправленно с помощью различных мер, ритуалив.
Характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, который ориентируется на руководство, нейтральный и зависимое, ориентированное на подчиненность. Каждый тип поведения характеризуется объективными и субъективными мотивами, пониманием его нужности. Различное соотношение этих моментов определяет, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной и определяемой как непониманием важности и необходимости, так и отсутствием определенных навыков и привычек. В таких условиях выполнение функции управления или подчинения воспринимаются как угнетение личности, ограничение свободы, вызывает внутренний протест, а иногда даже озлобленисть.
Для других людей руководство или подчиненность являются желанными, ибо приносят определенное удовлетворение. У руководителей появляется возможность проявить себя, продемонстрировать собственную власть. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельное решение, что обеспечивает им свободу. Но при таких условиях даже активное руководство и добросовестность подчиненных не дадут эффекта, а иметь нежелательные последствия из-за ориентации не на выполнение поставленных задач, а на достижение комфортного стану.
Для третьих является осознание необходимости и чувство долга. В этом случае они имеют активный, творческий характер, их действия являются эффективными и результативными.
1. Психологические особенности теории поведения личности 3. Суть и разновидности дисциплины