3. Суть и разновидности дисциплины

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей в соответствии с нормами права и морали, сложившиеся в обществе или организации, а поведение - это совокупность действий и поступков личности, образ его жизни. В поведении проявляются особенности характера, темперамент, потребности и уподобання.
Проблема дисциплины включает ряд как научных, так и практических проблем. Комплексность проблем дисциплины предусматривает необходимость привлечения к его изучению различных наук - права, экономики, социологии, менеджмента, кибернетики, социальной психологии.
Следует отметить, что в настоящее время нет общепризнанного понятия дисциплины. Российские ученые определяют дисциплину как форму связей между людьми, меры обеспечения организованности и порядка, соотношение поведения человека с нормой общественной жизни, порядок поведения людей согласно социальным нормам права и морали.
Дисциплина является важной общечеловеческой ценностью, объединяющей людей. Только на ее основе можно построить эффективные социальные и трудовые отношения. Понятие «дисциплины» многозначно. Наиболее точным может быть определение русского ученого В.И.Шкатулы: «Дисциплина - это общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения социальных и технических норм, правил поведения в семье, организации, обществе, государстве». В рамках различных отношений основными свойствами дисциплины называют разные характеристики.
Дисциплина - это функция, элемент социальной системы, средство эффективного достижения политических, социологических, технологических целей, фактор развития системи.
Все определения дисциплины, как правило, характеризуют определенную ее сторону или определенный ее вид. Когда говорят о дисциплинированную человека, то прежде всего отмечают уровень выполнения им своих обязанностей, т.е. рассматривают исполнительскую дисциплину. Все катастрофы, происходящие помимо природных, возникли по вине человека, нарушившего дисциплину.
Дисциплина - это уровень (высокий, средний, недостаточный) соблюдение норм в организации, обществе. Родовым признаком дисциплины является порядок - совокупность правил поведения, соблюдение которых требуется от людини.
В дисциплине выделяют две стороны:
объективную - порядок, без которого не может существовать организация;
субъективную - исполнение обязанностей, соблюдение прав.
По способу подчинения дисциплина классифицируется на принудительную и добровольную, по видам - экономическую, политическую, финансовую, трудовую и технологичну.
Государственная дисциплина предусматривает порядок отношений, установленных государством, согласно которым все государственные органы, организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Государственная дисциплина включает: финансовую, договорную, технологическую, плановую, трудову.
Трудовая дисциплина - форма общественных связей людей в процессе выполнения трудовых функций, с обязательным подчинением участников определенном распорядка. Дисциплина вводит личность в определенный стереотип поведения, принят и поддерживается данным колективом.
Трудовая дисциплина Связанная с производственной, технической и исполнительной. Итак, трудовая дисциплина - это выполнение каждым работником своих функций и обязанностей, соблюдение установленных требований, правил и ответственность за их виконання.
Дисциплина на предприятии является показателем уровня организации, управления и морального климата. На предприятии выделяют три вида трудовой дисциплины:
исполнительную - четкое выполнение каждым работником своих обязанностей, без проявления инициативы и активности;
активное - соблюдение прав при исполнении обязанностей по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Здесь работнику предоставляется возможность активно пользоваться своими правами;
самодисциплину - это выполнение своих обязанностей, возможность проявлять активность, реализовать свои права на основе самоуправлиння.
Основной задачей управления является воспитание не исполнительной и даже не активной дисциплины, а самодисциплины. В каждой организации есть возможность без особых материальных затрат повысить дисциплину на всех уровнях и демократическим, законным путем навести порядок в обществе в целом. Этого можно достичь с помощью следующих мер:
изменить взгляд на понятие «дисциплина» и «порядок»;
эффективно использовать методы управления дисциплинарными отношениями;
сделать законодательство доступным для всех работников;
повысить действенность контроля за выполнением заданий, обязанностей всеми работниками;
сместить акцент с принуждения на поощрение и убеждение, заинтересованность в результатах и мотивации труда;
воспитывать и развивать самодисциплину как высшую форму дисциплины;
нарушением дисциплины считать не только невыполнение обязанностей, но и превышение прав, что ведет к нарушению прав другого людини.
Антиподом дисциплины является «хаос» как полное отсутствие управления, согласия и порядку.
Дисциплинарные отношения - это вторичная форма трудовых отношений. По содержанию они делятся на четыре вида: охранные, поощрительные, воспитательные и организацийни.
Охранительные отношения возникают при наличии одного из двух юридических факторов: невыполнение обязанностей, превышение права, приносит вред другому человеку. Сторонами выступают администрация, общественные организации, которые наделены властью, и работники. Основой этих отношений выступает право и обязанность применять к нарушителям определенную меру впливу.
Поощрительные отношения основываются на применении средств мотивационного характеру.
Воспитательные отношения - это права и обязанности администрации воспитывать работников на принципах убеждений, уровня образования, формирования личности, ее мировоззрения, усовершенствования физического развития працивника.
Организационные отношения - это отношения по вопросу укрепления и поддержания желаемых дисциплинарных отношений посредством определения прав, обязанностей и меры ответственности працивникив.
Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека, который может быть:
активной, когда работник выполняет свои обязанности, использует свои права и проявляет большую активность, чем это предусмотрено нормой, исходя из принципа: разрешено все, что не запрещено;
правомерной - исполнение обязанностей, использование прав;
нестандартной (отклонения или невыполнения обязанностей, превышение прав и т.д.).
На основе изучения поведения людей можно разрабатывать меры воздействия на них на основе права и мотивации.
Одной из причин экономического кризиса в большинстве предприятий страны является то, что практически значительно ухудшилось управления дисциплиной. Недисциплинированность стала бы элементом нашего образа жизни, который некоторые идеологи пытаются оправдать, выдать как черту национального характера славян.
В конце 90-х годов эксперты японской фирмы "Никкен Кейко" проанализировали работу одного химико-фармацевтического завода в Украине и сделали вывод: наведение порядка на предприятии, даже при использовании имеющегося оборудования, позволило 6 повысить производительность труда на 25-30%. Сравнение показателей работы украинского предприятия с аналогичным в Японии показало, что выпуск продукции в Японии в 2,5 раза больше, а количество работающих в три раза менша.
Дисциплина - это выполнение коллективом, его членами принятых норм поведения. Иногда это неписаные моральные нормы, присущие только этому коллективу. Дисциплина труда является необходимым условием совместной работы. Любой производственный процесс требует дисциплины его участников, подчиненности существующем распорядка и керивництву.
Дисциплина является объективным, динамическим, исторически обусловленным социальным прогрессом. На ее содержание, формы и методы определяющее влияние оказали формы собственности, тип развития економики.
Дисциплина труда как экономическая категория является системой общественных отношений по поводу наиболее рационального и качественного выполнения трудовых функций, закрепленных правом и другими социальными нормами, регламентирующими субординацию, характер связей и взаимосвязей людей в процессе кооперации труда по производству продукции, услуг и за сферой ее применения. Поскольку дисциплина стираемые представляет собой совокупность (систему) общественных отношений людей в процессе кооперированного труда, ее можно характеризовать как дисциплину трудовых видносин.
Дисциплина труда включает технологическую, внутрисменных трудовую и производственную дисциплину, а также дисциплину поведения вне сферы применения труда (рабочего места), которые характеризуют разноаспектных стороны отношений людей в ходе производственного процесса, т.е. сочетание материальных и личных факторов виробництва.
В основу технологической дисциплины положен технологический процесс. Как составная производительных сил человек в процессе труда взаимодействует с орудиями и предметами труда, вступает в соответствующие отношения с природой. 1 для процесс производства осуществлялся в оптимальных условиях, работник должен руководствоваться соответствующими социальными нормами, приобретенными научными и техническими знаниями, передовым производственным опытом. В процессе трудовой деятельности возникают определенные обязательства по соблюдению технологии производства продукции определенного качества. Обязательства содержат функции непосредственного выполнения производственного процесса, управления и регулирования его хода, обслуживания, контроля за качеством произведенного продукта (услуг). Любое отклонение от принятой технологии является нарушением технологической дисциплины, следствием чего может быть брак продукции (работы). Объектами технологических отношений выступают непосредственные исполнители (персонал) на рабочих мисцях.
Производственная дисциплина характеризует отношения исполнителей производства по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда и руководителей. Эта группа общественных отношений характеризуется выполнением функций бережного отношения к средств и предметов труда, создания благоприятных условий труда на рабочем месте, экономией материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов, соблюдением техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и охраны праци.
К нарушениям такой дисциплины относятся: нарушение правил обслуживания машин и механизмов, вызывающих аварии; перерасхода сырья, материалов, нарушение правил техники безопасности, невыполнение распоряжений руководителей тощо.
Субъектами таких отношений являются непосредственные исполнители, руководители и специалисти.
Целесообразно также использовать показатели, характеризующие уровень производственной дисциплины: количество случаев нарушений правил техники безопасности и охраны труда, отказов выполнять распоряжения руководителей, коэффициенты частоты и тяжести производственного травматизма, потери рабочего времени из-за выхода из строя оборудования по вине исполнителя тощо.
Внутрисменных трудовая дисциплина характеризует отношение персонала к обязательствам по соблюдению установленного внутрисменного режима труда и отдыха на рабочем месте: своевременный приход на работу и выход из нее, соблюдение времени перерыва (обеденного и внутренне переменной). В процессе трудовой деятельности у работника возникают обязательства Вязание по соблюдению установленного на производстве распорядка трудового дня. Субъектами отношений с внутрисменных дисциплины выступают непосредственные исполнители на рабочих местах. Уровень внутрисменных трудовой дисциплины целесообразно определять показателем использования рабочего времени исполнителя (коллектива), обеспеченного оптимальными условиями для производства продукта (услуг). Это положение имеет важное методологическое и практическое значение: если работники простое по вине руководителей производства, психологически они не настроены экономить минуты. Плохая организация труда порождает безответственность, что ведет к нарушению дисциплини.
Дисциплина поведения вне сферы труда (рабочего места) характеризует отношение к обязанностям по соблюдению недельного режима труда и отдыха, то есть соблюдение графика выхода на работу. Невыполнение этих обязательств, то есть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, потери рабочего времени в течение дня в связи с задержанием органами милиции за нарушение общественного порядка препятствуют нормальному функционированию всей системы взаимосвязей отдельных элементов производственного процесса на пидприемстви.
Уровень дисциплины поведения целесообразно определять показателем использования фонда рабочего времени исполнителя (коллектива) за определенный период (неделю, декаду, месяц, квартал, год).
Следует помнить, что в процессе труда имеет место планомерное, целенаправленное, организованное и осознанное восприятие предметов, явлений. Такое восприятие называется наблюдением и выступает как самостоятельная деятельность, которую следует учитывать при управлении поведением людей.
2. Поведение личности в группе 4. Механизмы и методы управления дисциплиной