3. управление мотивацией

Мотивация и стимулирование является решающим фактором в управлении персоналом. Всемирно признанные авторитеты в области менеджмента подчеркивают, что «... на первом месте стоят люди; если нет соответствующего персонала, то и другие факторы производства мало помогут в достижении поставленной цели »(Т.Питере, Р.Уотермен). «Когда у нас уже есть штат, сформированный из подготовленных, умных и энергичных людей, как следующий шаг нужно стимулировать их творческие способности» (А. Морита).
Для эффективного управления мотивацией необходимо:
четко осознать модель основного процесса мотивации: потребность - цель - действие - опыт - ожидание;
знать факторы, влияющие на мотивацию;
набор потребностей, которые инициируют движение к осуществлению цели и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены;
знать, что мотивация - не самоцель, а способ удовлетворения, возрастающая ее доза может привести к самодовольству и инерции.
Активно действовать можно только тогда, когда мы уверены, что выбранная тактика обеспечит достижение желаемой мети.
Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии.
Стимулы и наказания: люди работают за вознаграждение - тем, кто хорошо работает, платят хорошо, а тем, кто работает еще лучше, платят еще больше. Тех, кто не работает качественно - карають.
Мотивировка через саму работу: дайте человеку интересную работу, которая приносит ей удовольствие и качество исполнения будет високою.
Систематическую связь с менеджером: определяйте цели с подчиненными и дайте положительную оценку, когда они действуют правильно и негативную, когда помиляються.
Мотивационная стратегия, которую мы выбираем, должна основываться на анализе ситуации и желаемом стиле взаимодействия руководителей с подчиненными. Управление мотивацией осуществляется с использованием следующих методов:
использование денег как мера награды и стимулов;
применение наказаний;
развитие соучастия;
мотивация через работу;
вознаграждения и признание достижений;
привлечение людей к управлению;
поощрения и вознаграждения групповой работы, ограничение лимитирование негативных факторив.
Руководитель должен решать две задачи:
снизить уровень недовольства персонала, совершенствовать регуляторы мотивации;
увеличить уровень удовлетворенности, усилить основные мотиваторы, которые реально повысят трудовую активность працивникив.
Таблица Регуляторы мотивации
В общем виде управление мотивацией осуществляется на основе экономических методов, целевого метода, метода расширения и обогащения работ и метода спивучасти.
Результативность работы сотрудников значительной мере зависит и от психологического климата в трудовом коллективе и стиля управления, применяет менеджер.
2. Мотивация трудовой активности персонала 4. Организация мотивации на предприятии