5.4. Управление операционной прибылью предприятия

Управление операционной прибылью предприятия включает следующие составляющие:
определение объема продаж, который обеспечивает безубыточную операционную деятельность;
использование операционного левериджа в обосновании путей увеличения прибыли;
проведения операционного анализа для оценки влияния различных факторов на объем прибутку.
При планировании прибыли от операционной деятельности необходимо определить точку безубыточности, которая соответствует такому объему продаж, при котором поступления от реализации продукции равны затратам на производство и реализацию этой продукции. Точку безубыточности можно найти графическим методом (рис. 5.5).
Если уровень объема продаж ниже точки безубыточности, производить такой товар невыгодно, убыточно. Каждая единица товара, проданная в зоне, находящейся выше точки безубыточности, увеличивает прибуток.
ПВ - постоянные издержки; ЗВ - переменные затраты; РП - объем реализованной продукции; V - объем продаж в натуральных единицах; V ^ - объем продаж в точке безубыточности; П - прибуток
Для определения точки безубыточности аналитическим методом выполним ряд подстановок и введем новые параметры: С - себестоимость производства и реализации продукции; Эти - цена за единицу изделия; 3Bt - переменные затраты на единицу виробу.
В точке безубыточности выполняется уравнение:
Таким образом, точку безубыточности в натуральных единицах можно найти по формулою
Из формулы (5.4) видно, что на объем продаж в точке безубыточности влияют объемы постоянных затрат и их соотношение с переменными затратами и циною.
Но повышение цен может уменьшить объемы продаж и привести к убыткам и, наоборот, снижения цен доходность может быть достигнуто за счет наращивания объемов продажу.
Сокращение постоянных и переменных издержек снизит объем производства, необходимый для достижения безубыточности. Но влияние каждого из этих элементов будет определяться соотношением между постоянными и переменными издержками в себестоимости продукции.
Расчеты безубыточного объема продаж с помощью формулы (5.4) возможны для каждого конкретного изделия отдельно. Если же необходимо осуществить расчеты в целом для предприятия, то безубыточный объем продаж определяется с помощью валовой маржи.
Валовая маржа, или маржинальная прибыль, рассчитывается как разница между объемами реализованной продукции и объемами переменных издержек по формуле:
ВМ = РП - ЗВ
(5.5)
где ВМ - валовая маржа.
Последовательность расчетов такова:
1. Определяется процент валовой маржи в объеме реализованной продукции (или коэффициент валовой маржи) по формулою
% КВМ = ВМ / РП * 100
(5.6)
2. Рассчитывается порог рентабельности, то есть такой объем реализованной продукции, при котором все расходы покрываются, убытков нет, но нет и прибуткив.
ПР = ПВ /% КВМ * 100
(5.7)
где ПР - порог рентабельности.
3. Определяется запас финансовой прочности (ЗФМ). Это сумма, на которую предприятие может снизить объем реализации до момента появления збиткив
ЗФМ = РП-ПР, (5.8)
% ЗФМ = (РП - ПР) / РП * 100
Запас финансовой прочности в процентах показывает, на сколько процентов предприятие может снизить объем реализации, не испытывая при этом збиткив.
Связь операционной прибыли и маржинального дохода можно проиллюстрировать с помощью графика (рис. 5.6).
В точке Т2 достигается окупаемость постоянных затрат, и предприятие начинает получать прибыль. В точке Тх окупаются все расходы и возникает зона прибыли. И в первом, и во втором случаях прибыль одинаковый, оскильки
РП - ПВ - ЗВ = ВМ - ПВ
Чтобы определить степень воздействия эффекта операционного ливерйджу, рассчитывается соответствующий коэффициент силы действия или эффекта операционного ливерйджу за формулою
Ке.о.л. = ВМ / П
Этот коэффициент показывает, во сколько раз увеличится (уменьшится) прибыль предприятия при увеличении (уменьшении) на один процент объема реализации.
Приведенные примеры свидетельствуют о том факте, что соотношение между постоянными и переменными издержками влияет на уровень, на котором находится точка безубыточности интенсивность изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж. Для оценки этого влияния определяется коэффициент операционного левериджа (К0 л) за формулою
К А.Л. = ПС / (ПВ ЗВ)
Чем больше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем интенсивнее меняется прибыль по отношению к изменениям объемов продаж. Механизм операционного левериджа позволяет регулировать уровень постоянных затрат с целью увеличения прибыли. Для каждого конкретного значения коэффициента операционного левериджа можно рассчитать показатель эффекта операционного левериджа (Ке 0 л) за формулою
где ДП - темп прироста прибыли от операционной деятельности,%; ДРП - темп прироста объемов реализации,%.
Коэффициент эффекта операционного левериджа, рассчитанный по формуле (5.12), тоже показывает, на сколько увеличится прибыль при росте объемов реализации продукции на заданный процент приросту.
Чем больше значение коэффициента силы действия операционного левериджа, тем выше риск предпринимательской деятельности, поскольку незначительные колебания в объемах продаж вызывают существенные изменения в размерах прибыли. В условиях экономического кризиса, снижения спроса на рынке необходимо оптимизировать соотношение между постоянными и переменными витратами.
Таким образом, управление операционной прибылью базируется на использовании элементов операционного левериджа и учете влияния их изменений на результаты финансовой деятельности предприятия.
5.3. Управление операционными расходами 5.5. Роль операционного анализа в управлении прибылью