5.5. Роль операционного анализа в управлении прибылью

Операционный анализ является составной частью системы управления прибылью. Его можно рассматривать как средство обоснования и выбора возможных вариантов наращивания прибыли. Он позволяет спрогнозировать изменения финансово-экономического состояния предприятия, вызванные динамическими изменениями в конъюнктуре рынка. В основе операционного анализа лежит оценки влияния изменения одного из элементов операционного рычага на результаты финансово-хозяйственной деятельности пидприемства.
Объемы прибыли и возможность его увеличения зависят от многих факторов (см. рис. 5.3).
Объектом нашего рассмотрения будет объем реализации и структура стоимости реализованной продукции, поскольку эти факторы влияют на прибыль одночасно.
Рассмотрим методику обоснования решения по увеличению прибыли на заданную величину путем:
увеличение объема реализации продукции;
снижение постоянных или переменных расходов без изменения объемов реализации.
Увеличение объема реализации продукции в свою очередь может быть достигнуто за счет:
наращивание физических объемов продукции;
повышение цен без изменения физических объемов виробництва.
Использование перечисленных возможностей наращивания прибыли неравнозначно по степени сложности в практической деятельности. Рассмотрим эти варианты на примере (табл. 5.4), использовав исходные данные табл. 5.З.
В табл. 5.4 приведены расчеты увеличения прибыли в два раза. В первом варианте увеличения прибыли достигнуто за счет наращивания физических объемов производства и реализации продукции. Прирост физического объема продаж определяется по формулою

(5.13)
где ДП - заданный прирост прибыли, грн;
% ЗВ - доля переменных затрат в выручке в базовом варианте,%;
ДРП - прирост объема продаж, который обеспечивает заданный прирост прибыли, грн.
Наиболее приемлемый способ удвоения прибыли для предприятия - повышение цен на 16%. Но на практике реализовать этот путь, как правило, невозможно, потому что повышение цен ограничивает спрос на продукцию. Увеличение прибыли за счет наращивания физических объемов производства требует наращивания мощности предприятия, значительных инвестиций, поскольку объем производства необходимо увеличить на 57,1%.
Увеличение прибыли можно достичь за счет снижения переменных затрат на 22%. При такой доли постоянных затрат их сократить очень трудно. Время, эффект от такого сокращения будет незначительный. Снижение переменных затрат связано с изменениями в технологии производства, организации труда тощо.
Наиболее реальным вариантом наращивания прибыли является одновременное использование всех способов: частичное увеличение цен, физических объемов производства, сокращение витрат.
На выбор реальных способов увеличения прибыли существенно влияет структура реализованной продукции, т.е. соотношение между переменными, постоянными затратами и прибылью. Однако, если продукция имеет высокую рентабельность продаж, объем прибыли можно наращивать только путем повышения цен или увеличения физических объемов продажу.
Операционный анализ позволяет обосновать возможные сценарии поведения предприятия в условиях негативных изменений конъюнктуры рынка. Если предприятие попало в ситуацию, которая требует сокращения объемов реализации до необходимого минимума, то важно определить, за счет чего будет уменьшаться реализация. Выбор зависит от конкретных причин, диктующих необходимость снизить объемы продаж:
Сократился спрос на продукцию. В этом случае можно снизить цены, чтобы стимулировать его, не меняя физических объемов виробництва.
Сократилось круг потребителей продукции. Необходимо уменьшить физические объемы виробництва.
Сократились производственные мощности, хотя продукция пользуется спросом у потребителей. Это приведет к уменьшению физических объемов производства и продажу.
Таким образом, сокращение объема продаж возможно либо за счет снижения цен, либо за счет снижения физических объемов производства и продаж.
Сопоставление двух путей сокращения объемов продаж в безубыточного уровня показывает, что целесообразнее сокращать физические объемы производства при неизменных цен на продукцию.
Таким образом, для увеличения прибыли целесообразнее наращивать объемы продаж за счет повышения цен. А при уменьшении объемов продаж до уровня порога рентабельности лучше это делать за счет сокращения физических объемов производства, не изменяя цены на продукцию.
Важной областью применения операционного анализа является оценка влияния на операционную прибыль изменения одного из элементов операционного рычага (цены, переменных или постоянных затрат) через расчеты объема продаж. При этом делается предположение, что сумма прибыли остается неизменной, а изменяется объем реализованной продукции, который должен обеспечить этот неизменный прибыль. Для расчетов используются формулы:
1. Если изменяется объем постоянных расходов, то объем реализации, который обеспечивает базовый результат (РП6), составляет:
(5.14)
где% ВМ6 - процент валовой маржи в выручке в базовом варианте; Ц - цена единицы изделия в базовом варианте, грн / од.
2. Если изменяются объемы переменных издержек:
(5.15)
где% ВМЫ - новый процент валовой маржи в выручке,%.
3. Если изменяется цена:
(5.16)
где Цв - новая цена изделия, грн / од.
В результате операционного анализа по этой методике можно рассчитать, на сколько предприятие должно увеличить объемы реализации при снижении цены или повышении расходов на заданную величину, чтобы компенсировать потерю прибыли, или сколько предприятие может снизить объемы реализации без потерь прибыли из-за повышения цен или снижения затрат на заданную величину.
Эта методика анализа позволяет распределить элементы рентабельности (цены, затраты, объемы продаж) по степени их влияния на прибыль. Таким образом, операционный анализ прибыли предоставляет финансовому менеджеру инструментарий для обоснования тактики и стратегии управления прибылью.
5.4. Управление операционной прибылью предприятия 5.6. Формирование и распределение чистой прибыли