Вводная часть.
Менеджмент как базовая дисциплина учебного плана подготовки бакалавров экономики и менеджмента. Связи курса с другими дисциплинами учебного плана. Предмет, цели и задачи курса. Логико-структурная схема его викладання.Тема 1. Понятие и сущность менеджменту
Организация как объект управления. Понятие «организация». Признаки и черты организаций как объектов управления. Разделение труда в организации и необходимость управления. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Базовые модели организации и соответствующие им концепции управления организациею.
Эволюция взглядов на сущность менеджмента. Соотношение категорий «управление», «менеджмент», «администрирование», «управление». Эмпирический подход к менеджменту. Управление как наука и искусство. Функции менеджмента. Цикл менеджмента. Современное толкование роли и сущности менеджменту.
Менеджеры в организации. Признаки деятельности менеджера. Распределение управленческого труда. Сферы менеджмента. Уровне менеджмента. Роли менеджера в организации по Г. Минцбергом. Качества, необходимые менеджерам. Перспективная модель менеджера.
Тема 2. Развитие науки управлиння
Возникновение науки менеджмента и направления эволюции управленческой мысли. Предпосылки возникновения науки управления. Подходы к классификации направлений развития науки управления. Общая характеристика эволюции научных подходов к управлению организациями.
Ранние теории менеджмента. Классическая теория менеджмента (школа научного управления и административная школа управления): направления и цели исследований, основные достижения, значение для современной практики, ограниченность. Неоклассическая теория менеджмента (школа человеческих отношений и школа организационного поведения): направленность исследований, вклад в развитие науки управления, основные недостатки. Количественная теория менеджмента: основные идеи, вклад в развитие теории управления, направления использования досягнень.
Интегрированные подходы к управлению. Общие черты интегрированных подходов к управлению. Сущностная характеристика процессного, системного и ситуационного подходов к управлению: основные идеи, вклад в развитие науки управления, практическое застосування.
Современные направления развития науки управления. Тенденция усиления технократического аспекта менеджмента. Ориентация на технические и технологические новшества. Гуманизация управления. Глобализация менеджмента. Объединение интересов бизнеса, общества и человека. Модель «конкурирующих ценностей» Р. Куинна.
Тема 3. Основы теории принятия управленческих ришень
Понятие и модели принятия решений. Расширенное и узкое понимание категории «принятия решений». Место принятия решений в процессе управления. Модели теории принятия решений: классическая, поведенческая, иррациональна.
Процесс принятия решений. Интуитивная и рациональная технологии принятия решений. Этапы рациональной технологии принятия решений: диагноз проблемы, накопления информации о проблеме, отработку альтернативных вариантов, оценка альтернатив, принятия решения. Человеческий и организационный факторы в процессе принятия решения. Индивидуальное и групповое принятие решений (модель Р. Роскина, модель Врума-Йеттона, модель ВРУ-ма-Джага).
Методы творческого поиска альтернативных вариантов. Классификация методов творческого поиска альтернативных вариантов. Методы индивидуального творческого поиска альтернатив. Методы коллективного творческого поиска альтернатив. Методы активизации творческого поиска альтернативных вариантив.
Тема 4. Методы обоснования управленческих ришень
Классификация методов обоснования управленческих решений. Количественные и качественные методы. Возможности и сферы применения аналитических, статистических, теоретико-игровых методов и методов математического програмування.
Инструменты обоснования управленческих решений. Количественные и качественные методы прогнозирования. Сущностная характеристика метода «платежной матрицы». Построение «дерева решений» и выбор оптимального варианта.
Обоснования решений в условиях неопределенности. Теоретико-игровые методы. Критерии теории статистических решений: пессимизма, оптимизма, коэффициента оптимизма, Лапласа, сожаления. Методы теории игр. Экспертные методы принятия решений: метод простого ранжу-ния, метод весовых коефициентив.
Тема 5. Планирования организации
Понятие и сущность планирования в системе управления. Понятие «планирование». Место планирования среди функций управления. Основные элементы системы планирования. Этапы процесса планирования: определение целей, разработка стратегии, предоставление стратегии конкретной форми.
Типы планов в организации. Стратегические и оперативные планы. Краткосрочные и долгосрочные планы. Характеристика ориентиры. Ситуационные факторы планування.
Цели управленческого планирования. Понятие «цель» в управлении и классификация целей организации. Требования к правильно сформулированных целей. Традиционный процесс постановки целей. Концепция управления по целям (концепция МВО): сущность, основные этапы, преимущества и недолики.
Стратегическое планирование в организации. Понятие «стратегия». Элементы стратегии. Уровне стратегии: общекорпоративной стратегии, стратегия бизнеса, функциональная стратегия, пирамида стратегий. Процесс стратегического планирования: определение миссии фирмы, внешний и внутренний анализ, SWOT-анализ, определение конкретных целей деятельности организации, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии. Методы выбора общекорпоративной стратегии. Выбор стратегии бизнеса (типичные стратегии по М. Портером). Функциональные стратегии.
Предоставление стратегии конкретной формы. Тактические и оперативные планы. Программы. Политика. Стандартные операционные процедуры. Правила.
Тема 6. Организация как функция управлиння
Сущность функции организации и ее место в системе управления. Понятие «организация» и «организационная деятельность». Основные составляющие организационной деятельности. Организационная структура как результат организационной деятельности: степень сложности, степень формализации, степень централизации. Понятие «схема организационной структуры управления».
Основы теории организации. Общая характеристика классической теории организации: универсальные принципы управления А. Файоля, модель «идеальной бюрократии» М. Вебера. Поведенческий подход в теории организации: системы организации по Р. Лайкертом. Ситуационный подход в теории организации: основные результаты исследования влияния технологии, размеров организации, внешней среды и стратегии на организационную структуру. Современные направления развития теории организации.
Основы организационного проектирования. Сущностная характеристика проектирования работ в организации. Методы проектирования и перепроектирования работ в организации. Основные положения модели характеристик работы Гекмана-Олдгема. Понятие, принципы классификации и базовые схемы департаментализации. Делегирование полномочий: понятие, элементы процесса делегирования, типы полномочий (линейные, штабные, функциональные). Централизация и децентрализация. Диапазон контроля и факторы, влияющие на его величину. Высокая и плоская структуры организации. Механизмы вертикальной и горизонтальной координации работ и видов деятельности в организации.
Типы организационных структур управления. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная организационные структуры. Сетевые организационные структуры. Преимущества и недостатки различных типов организационных структур. Факторы формирования организационной структуры управления. Методы выбора организационной структури.
Управление организационными изменениями. Сущность организационных изменений. Модель процесса организационных изменений К. Левина. Общая характеристика процесса организационных изменений. Причины сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления сопротивления изменениям. Выбор тактики проведения организационных змин.
Тема 7. Мотивация
Понятие и сущность мотивации. Мотивация как фактор успешной деятельности организации. Понятие «потребности», «побуждение», «стимулы», «мотивация». Внутреннее и внешнее вознаграждение. Сущность мотивирования. Содержание основных этапов и последовательность их реализации в модели процесса мотивации.
Теории содержания мотивации. Сущность содержательного подхода к изучению мотивации. Основные положения ключевых теорий содержания мотивации: теории иерархии потребностей А. Маслоу, теории ERG К. Альдерфера, теории приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, теории «мотивационной гигиены» Ф. Герцберга. Метод обогащения труда. Сравнительный анализ теорий содержания мотивации.
Теории процесса мотивации. Концепция процессного подхода к изучению мотивации. Сущностная характеристика основных теорий процесса мотивации: теории ожиданий В. Врума, теории справедливости С Адамса, комплексной теории мотивации Портера-Лоулера. Практическая ценность теорий процесса мотивации. Проблемы мотивации в современной практике управлиння.
Тема 8. Управленческий контроль
Понятие и процесс контроля. Понятие «контроль» и его место в системе управления. Этапы процесса контроля: измерение процессов сравнения реального исполнения со стандартами, оценка и реакция. Модель процесса контроля. Виды управленческого контроля: предварительный, текущий, заключительный. Сравнительная характеристика видов управленческого контролю.
Классификация инструментов управленческого контроля. Финансовый контроль и его основные составляющие. Сущность и составляющие операционного контроля. Контроль поведения работников: модель, методы оценки реального исполнения, прямой управленческий контроль, заменители прямого управленческого контролю.
Эффективность контроля. Основные характеристики эффективной системы контроля. Дисфункциональный эффект системы контроля и методы его подолання.
Тема 9. Лидерство
Понятие и природа лидерства. Соотношение категорий «влияние», «власть», «зависимость», «лидерство». Классификация источников власти в организации по Дж. Френчем и Б. Рейвен. Модель источников власти К. Гейлс. Лидерство как механизм сочетания различных источников власти. Сравнительная характеристика менеджера и лидера.
Теория личных качеств лидера. Основная идея и задача системного подхода к изучению лидерства с позиций личных качеств. Шкала существенных характеристик лидера по Е. Гизелли. Классификация личных качеств успешных руководителей по Р. Стогдилом. Основные результаты исследований теории личных качеств лидера.
Концепции поведения лидера. Понятие «стиль управления» и «диапазон стилей управления». «Теория X» и «Теория Y» Д. МакГро-гора. Автократический и демократический стили управления. Концепция трех стилей управления К. Левина. Двухфакторная модель лидерства ученых университета штата Огайо (США). Концепция лидерства Р. Лайкерта. Модель типов управления Р. Блейка и Дж. Моу-тон. Выводы по результатам исследований поведенческих концепций лидерства.
Концепции ситуационного лидерства. Общая характеристика ситуационного подхода к лидерству. Континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта. Модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Горсей и К. Бланшарда. Модель «путь-цель» Гаусса-Митчелла. Основные достижения ситуационного подхода к изучению лидерства.
Современные концепции лидерства. Современные подходы к лидерству как сочетание традиционных и ситуационного подходов. Концепция атрибутивного лидерства. Модель харизматического лидерства. Концепция преобразующего (трансформирующего) лидерства. Интерактивные и сервисные керивники.
Тема 10. Коммуникации в управлинни
Понятие и процесс коммуникации. Понятие «коммуникация» и ее роль в системе управления организацией. Элементы коммуникации (отправитель, получатель, сообщение, канал коммуникации, препятствия коммуникации). Модель процесса коммуникации. Содержание основных этапов процесса коммуникации (формирование концепции коммуникации, кодирования, передачи сообщения каналами коммуникации, декодирования, интерпретация и оценка сообщение, обратная связь).
Межличностные и организационные коммуникации. Понятие «межличностные-е» и «организационные» коммуникации. Устная, письменная и невербальная коммуникации, их формы, преимущества и недостатки. Ситуационная модель выбора носителя информации Ленгел-Дафта. Формальные и неформальные организационные коммуникации. Виды формальных коммуникаций: нисходящие, восходящие, горизонтальные. Роль неформальных коммуникаций в системе управления. Понятие «коммуникационная сеть». Типы коммуникационных сетей в группах. Централизованные и децентрализованные коммуникационные сети. Модель выбора типа коммуникационной сети в группе. Сети неформальной коммуникации. Открытые коммуникации и диалог.
Управления организационными коммуникациями. Индивидуальные препятствия на пути эффективной коммуникации. Организационные коммуникативные барьеры. Пути преодоления препятствий к эффективной коммуникации. Модель выбора стиля коммуникации. Развитие индивидуальных навыков комуникации.
Тема 11. Эффективность управлиння
Эффективность деятельности организации. Понятие «организационная эффективность». Видовая классификация эффективности организации: индивидуальная, групповая, Общеорганизационные. Особенности оценки организационной ефективности.
Концепции определения эффективности управления: целевая, системная, на основе достижения баланса интересов, функциональная и композиционная. Критерии эффективности управления организацией по указанным концепциями.
Подходы к оценке эффективности управления: интегральный, уровневый и временной. Критерии эффективности управленческой деятельности по разным подходам к оценке эффективности управлиння.
Направления повышения эффективности управления организацией.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА |