ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Методические рекомендации к изучению теми
В процессе самостоятельного изучения темы «Понятие и сущность менеджмента» необходимо сосредоточить усилия на освоении комплекса вопросов, сформулированных, как учебные цели. Учитывая многомерность категории «менеджмент» и отсутствие единого общепринятого ее определения, для глубокого усвоения материала этой темы необходимо рассмотреть взгляды разных авторов на природу и сущность менеджмента, разработать рекомендованные по этой теме литературные источники. Так, вопрос о природе и основные характеристики организации как объекта управления и его среда полно охарактеризованы в учебнике В. Г. смирно-ной и др.. [10], взгляды на сущность менеджмента оригинально освещены в учебниках А. С Виханского и А. И. Наумова [2], Р. Л. Дафта [4]. Особого внимания заслуживают учебники 3. П. Румянцевой и др.. [9] и Д. Бодди и Р. Пейтона [1], где менеджмент достаточно подробно рассматривается с позиции профессиональной деятельности менеджеров. При работе с рекомендованной литературой следует пользоваться иллюстративными материалами по этой теме, которые располагаются в данном руководстве после методических рекомендаций.
Для того чтобы эффективно управлять организацией, сначала необходимо знать, что она собой представляет. Поэтому изучение первой темы целесообразно начать с выяснения сущности организации как объекта управления. Для этого необходимо: дать определение организации, выделить ее характерные признаки, рассмотреть элементы из которых она состоит и как она взаимодействует с системой высшего уровня (внешней средой), охарактеризовать историческом контексте развитие организации. Определение организации как группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или общих целей, позволяет распространить это понятие на очень широкий круг различных объектов. Однако, несмотря на разнообразие конкретных организаций, все они как объекты управления имеют следующие общие черты: осуществляют горизонтальный и вертикальный разделение труда, имеют структуру, могут существовать только во взаимодействии с внешней средой. Именно это в итоге и предопределяет необходимость управления любой организацией. Современное системное понимание сущности организации углубляется рассмотрением состава и содержания ее внешней и внутренней среды. При изучении первого вопроса темы важно также обратить внимание и на эволюцию взглядов на сущность организации. В своем развитии организации прошли несколько этапов, которые различаются по представлениям об их взаимоотношения с внешней средой, о приоритетности той или иной функции управления, о критериях эффективности их функционирования и развития. Согласно этому в теории организации выделяют следующие четыре базовые модели организации: механистическую; ориентированную на человеческие отношения; системная модель организации как общественного института. В зависимости от принципов, которые положены в основу каждой из указанных базовых моделей, разработаны и соответствующие концепции управления организациею.
В процессе изучения Второй проблемный вопрос темы нужно осознавать, что, несмотря на более столетнюю историю науки менеджмента, огромное количество исследований и публикаций, теоретики и практики еще не достигли консенсуса относительно определения категории «менеджмент». Чтобы получить наиболее полное представление о сущности менеджмента, его следует рассмотреть с разных позиций: со стороны практической деятельности, системы научных знаний, искусства осуществления управления, процессов и функций управления, принятия и обоснования управленческих решений и т.п.. Каждый из таких взглядов отражает какой-то один из аспектов менеджмента, но не охватывает все поле менеджмента. Поэтому важно различать широкое и узкое определение категории «менеджмент».
В широком смысле, которое в определенной степени обобщает различные взгляды, менеджмент - это одновременно система научных знаний, искусства и опыта, воплощенных в деятельности профессиональных менеджеров для достижения целей организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения других людей. В узком понимании, которое в нашем случае преследует конкретную цель - изучение дисциплины «Менеджмент», эту категорию можно определить как процесс планирования, организации, мотивации и контроля организационных ресурсов для результативного и эффективного достижения целей организации. Подробное рассмотрение содержания, составляющих элементов, этапов и инструментов реализации функций управления и взаимосвязей между ними положены в основу учебной программы дисциплины «Менеджмент».
Конечным этапом в изучении первой темы должно стать выяснение содержания и особенностей менеджмента как вида профессиональной деятельности. Прежде всего надо обратить внимание на специфические черты управленческой деятельности, которые отражаются в характере и содержании такой деятельности, ее целевой ориентации, предмете и результатах. Далее, учитывая, что процесс управления осуществляется на основе разделения управленческого труда, следует выяснить особенности деятельности менеджеров разных уровней (высшего, среднего, низшего) и функциональных сфер (производство, финансы, персонал, маркетинг, учет, инновации и т.д.). Управленческую деятельность можно рассматривать и сквозь призму тех ролей, которые играют менеджеры в организации. Поэтому в процессе изучения последнего вопроса темы важно разобрать содержание каждой из десяти ролей, которые по результатам своих исследований определил Г. Минцберг.
Необходимо также понимать, что управленческая деятельность как специфический вид деятельности независимо от уровня и сфер менеджмента требует определенных личных качеств. Основными из них, по мнению большинства специалистов, являются концептуальные, диагностические, аналитические и технические способности, а также способность взаимодействовать с людьми. Существенные изменения в среде функционирования организации выдвигают новые требования к современным менеджеров, в их образования, практических навыков, подготовки. С этой позиции целесообразно обратить внимание на перспективную модель менеджера, основные характеристики которой указывают на приоритеты в подготовке студентов как будущих менеджерив.
Формальные полномочия, которые получают менеджеры в организации, определяют их статус, который в свою очередь определяет характер отношений данного менеджера с его начальниками, менеджерами равного ранга и подчиненными. Такие взаимоотношения предоставляют менеджеру возможность получать информацию, необходимую для принятия решений. По этой логике Г. Минцберг определил десять основных ролей (сгруппированных в три категории), которые выполняют менеджеры в организации. Каждая роль предполагает осуществление определенных видов деятельности, которые в совокупности и обеспечивают реализацию четырех основных функций управлиння

Вводная часть. ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ