ТЕМА 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Методические рекомендации к изучению теми
Изучение этой темы требует повторения материала дисциплин «Экономика предприятия» и «Экономический анализ» с акцентом на методику расчета основных технико-экономических показателей деятельности пидприемств.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует конкретной оценки, определения его эффективности. Авторитетные исследования, проведенные западными специалистами, давали расходящиеся выводы относительно влияния управленческого персонала на эффективность организаций. Лишь недавно ведущие компании признали, что менеджеры способны внести решающий вклад в достижение организациями успиху.
Определение уровня эффективности управления организацией является проблемой, связанной с существенными объективными трудностями, характеризуется значительным количеством методологических подходов и вызывает едва ли не наиболее активную дискуссию среди исследователей и специалистов-практиков. Достаточно заметить, что в большинстве признанных учебников по менеджменту эта тема отсутствует вообще, а основную информацию об эффективности управления можно найти только в специализированных виданнях.
Изучение данной темы целесообразно начать с рассмотрения по существу-го содержания категории «организационная эффективность» и осознание роли менеджеров в повышении эффективности функционирования организаций. Наиболее полно эти вопросы освещены в работах Дж. Л. Ииб-сона, Д. М. Иванцевичи, Д. X. Доннелли [2] и Б. 3. Мильнера [6].
На любом уровне организации менеджеры пытаются достигать высоких результатов. Однако общее согласие относительно содержания категории «эффективность управления» отсутствует. Различия в определении управленческой эффективности отражают приверженность разных авторов к одной из следующих концепций организационной ефективности.
Целевая концепция отражает взгляд на эффективность деятельности организации, подчеркивает центральную роль достижения цели как критерия для оценки эффективности. Многочисленные управленческие методы основываются на целевой концепции. Однако, несмотря на свою привлекательность и внешнюю простоту, применение целевой концепции связано с рядом проблем:
1) достижение цели не всегда легко измеряемым;
2) организации основном пытаются достичь нескольких целей, часть из которых противоречива по содержанию или тормозит выполнение других задач;
3) спорным является само существование общего набора «официальных» целей для всех членов организации.
Согласно целевой концепции организационной эффективности разработана целевая концепция эффективности управления организацией. Она основывается на ссылке, что главной целью деятельности любой системы управления является достижение организацией поставленных целей ее основной деятельности наиболее рациональным (экономическим) способом [1, 6, 7]. Согласно ей эффективность управления измеряется степенью достижения организацией показателей, характеризующих основные цели ее деятельности. У некоторых авторов определена по этой концепции эффективность управления имеет специфическое название: широкая эффективность управления [3] или результативность управления [8].
Системная концепция организационной эффективности предусматривает определение основных элементов в организации («входы - процесс - выходы») и необходимость ее адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является (внешней среды). Системная концепция объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая непосредственно не связана с достижением целей организации. Главной предпосылкой эффективного управления является осознание менеджерами аксиомы организации, которыми они управляют, - это сложные открытые системы. Поэтому концентрация внимания только на продуктах (товарах и услугах) обрекает организации на неудачи в условиях конкурентной боротьби.
Системная концепция эффективности управления организацией предполагает, что эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своему внешнему середовища.
Концепция организационной эффективности на основе достижения баланса интересов акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации (в отличие от этого, целевая концепция подчеркивает, что организации предпочитают достижению общеорганизационных целей). Организация является эффективной настолько, насколько она удовлетворяет интересы группы, контролирующей наиболее важный на данный момент ресурс. Эту концепцию можно использовать для комбинирования двух предыдущих с целью более достоверного определения организационной ефективности.
Оценка эффективности управления по концепции достижения баланса интересов (у некоторых авторов называется поведенческой) основан на измерении степени удовлетворения потребностей всех групп, заинтересованных в результатах деятельности организации. В составе таких групп интересов выделяют внешние относительно организации (потребители, поставщики, акционеры, государство и т.д.) и внутренние (подразделения, группы, индивиды). По последней группы большое внимание в процессе оценки эффективности управления придается качеству жизни, под которым понимается степень удовлетворения важных личных потребностей работников организации путем выполнения работы в ней [9]. Главным критерием оценки эффективности управления по этой концепции является достижение баланса интересов всех заинтересованных в результатах деятельности организации груп.
Кроме указанных концепций, отражающих сущность двух категорий («эффективность организации» и «эффективность управления организацией»), существуют системы взглядов, касающихся только эффективности управлиння.
Функциональная концепция позволяет определить эффективность управления с позиции организации труда и функционирования управленческого персонала, т.е. опирается на результаты и затраты самой управленческой системы. Результат (эффект) управленческого труда в пределах функциональной концепции измеряют, в частности, следующими показателями:
-Уменьшение трудоемкости управленческих работ;
-Сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;
-Сокращение потерь рабочего времени;
-Уменьшение текучести управленческих кадров и т.д. [1, 6, 7].
Композиционная концепция эффективности управления основывается на определении степени влияния управленческого труда на результаты деятельности организации в целом. Среди показателей, характеризующих результат (эффект) деятельности организации, наиболее широко используются следующие:
-Размер снижения себестоимости продукта;
-Объемы прироста прибыли;
-Объемы реализации продукта и т.д. [1, 6, 7].
Наряду с приведенными концепциями в теории и практике менеджмента сложились три наиболее распространенные подходы к оценке эффективности управления: интегральный, уровневый и часовий.
Интегральный подход появился как один из вариантов преодоления главного недостатка подавляющего большинства показателей эффективности управления - несостоятельности отразить многогранную эффективность управления в целом. Он является попыткой оценить эффективность управления с помощью синтетических (обобщающих) показателей, с помощью которых специалисты пытаются охватить несколько важнейших аспектов управленческой деятельности конкретной организации [1,7].
Необходимо заметить, что в условиях рыночных отношений и конкуренции важным обобщающим критерием оценки эффективности управления организацией является ее конкурентоспособность, т.е. способность противостоять конкурентам на рынке по степени удовлетворения запросов потребителей своими продуктами, их качеством и безопасностью потребления, а также за эффективностью их изготовления. Конкурентоспособность организации может определяться рейтингом, то есть оценкой, характеризует ее место среди других организаций, которые поставляют аналогичные продукты на рынок. Высокий рейтинг (его рост) отражает высокий уровень (роста) эффективности управления организацией [3].
Для измерения показателей, характеризующих степень достижения организацией главного критерия используются как методы прямых расчетов, так и методы косвенного оценивания (экспертные методы, анкетный опрос и т.п.).
Уровневый подход к оценке эффективности управления основывается на ссылке, что в зависимости от уровня управленческой ответственности (работа отдельных индивидов, групп исполнителей и организации в целом) существуют три вида эффективности - индивидуальная, групповая и организационная [2]. Необходимо учитывать, что организационная эффективность превышает суммарную индивидуальную, а также суммарную групповую результате синергического эффекта, возникающего вследствие скоординированной совместной деятельности. Согласно этому сущность управленческой деятельности состоит в координации действий индивидов (исполнителей), групп (подразделений) и организации в целом путем выполнения базовых управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контролю.
Временной подход к оценке эффективности управления основывается на системной концепции и дополнительном факторе (параметру времени) и позволяет оценить эффективность в кратко-, средне-и долгосрочном плане [2]. Конечным критерием организационной эффективности является способность организации сохранять свое положение в пределах среды. Следовательно, выживание организации представляет собой долгосрочное мерило организационной эффективности. Для краткосрочной эффективности существует пять критериев: производительность, качество, эффективность, гибкость, удовлетворенность. Критерии конкурентоспособности и развития отражают среднесрочную ефективнисть.
С позиции временного подхода эффективность - это оптимальное соотношение (сочетание) производства, качества, результативности, гибкости, удовлетворенности, конкурентоспособности и развития организации.
Временной подход к оценке эффективности позволяет лучше осознать обязанности менеджеров в организации - выявлять факторы индивидуальной, групповой и организационной эффективности и влиять на них в кратко-, средне-и долгосрочном плани.
Поскольку ни одна из приведенных концепций и подходов не имеет по сравнению с другими абсолютных преимуществ, в практике определения и оценки эффективности управленческой деятельности представляется целесообразным их комбинированное использование, что в конечном итоге повышает степень достоверности полученных результатив.
На эффективность деятельности управленческих работников, как и работников любой другой сферы деятельности, можно влиять. Поскольку эффективность деятельности организации в целом существенно зависит от эффективности управления, одной из главных задач управляющей системы является определение направлений ее повышения. К ним, в частности, относятся:
-Продвижение по службе;
-Обеспечение приемлемого уровня образования;
-Приобретения практического опыта;
-Повышение квалификации работников управления;
-Осуществление периодической атестации.
Понятно, повышения эффективности управленческого труда не ограничивается только рассмотренными направлениям. На нее влияют также совершенствования производственной структуры организации, рациональная организация производства и труда, в том числе управленческого персонала, оптимизация организационной структуры, форм и методов управления, коммуникационных процессов и т.д. [3, 7].

ТЕМА 10. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ