ТЕМА 10. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

Методические рекомендации к изучению теми
В процессе изучения первого и второго вопросов темы студент может использовать любое из рекомендованных в списке литературы источников, поскольку различий в освещении сущности коммуникации, основных элементов и этапов процесса коммуникации между авторами нет. Наиболее обстоятельно эти вопросы раскрыты в учебниках Р. Дафта [4], Д. Бодди и Р. Пейтона [1]. Что касается вопроса управления организационными коммуникациями, то разные авторы по-разному подходят к его рассмотрению: первые (Дафт Р. [4], Д. Бодди и Р. Пейтон [1]) классифицируют препятствия на пути эффективной коммуникации на индивидуальные и организационные, второе (Н. П. Тарнавская и Р. М. Пушкарь [7]) рассматривают их по элементам и этапам процесса коммуникации; третьи (С. П. Робин и Д. А. ДеЧенцо [6]) сосредоточены на развитии индивидуальных навыков коммуникации ( активное слушание, подготовка отчетов, проведение презентации и т.д.). Во всяком случае основательное усвоение третьего вопроса темы требует использования нескольких источников из приведенных в списке рекомендуемой литератури.
Изучение темы целесообразно начать с выяснения сущности коммуникации и ее роли в менеджменте как связующего процесса. При этом важно уяснить, что коммуникация - это не просто передача информации от одного лица к другому, а обмен информацией, который к тому же должен обеспечивать их взаимопонимания. Уяснить сущность коммуникации помогает детальное рассмотрение основных элементов и этапов процесса коммуникации. их знание позволяет также понять проблемы, возникающие при комуникации.
Изучая второй вопрос темы, сначала важно понять, как соотносятся понятия «межличностные коммуникации» и «организационные коммуникации». В общем случае коммуникация происходит между двумя или более лицами. В таком контексте любую коммуникацию можно рассматривать как межличностную. Однако в пределах организации на межличностные коммуникации накладывают отпечаток иерархия власти, социальные отношения в коллективе, другие организационные факторы, вносит существенные изменения в их характере. Для обозначения таких специфических межличностные-вых коммуникаций и используют понятие «организационные коммуникации».
На практике обмен информацией между двумя или более лицами происходит посредством вербальной (устная или письменная) и неболь-рбальнои коммуникации. Студенту необходимо знать преимущества и недостатки каждой из них, а также разобрать модель Ленгел-Дафта, которая определяет ситуационные факторы рационального выбора метода коммуникации (устная или письменная). Далее внимание следует сосредоточить на выяснении сущности и роли формальных и неформальных коммуникаций. При этом следует подчеркнуть, что неформальные коммуникации, хотя и возникают спонтанно, но призваны дополнять и поддерживать формальные, а потому не могут оставаться без внимания менеджера.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от формы (конфигурации) сочетание с помощью информационных потоков индивидуумов, участвующих в процессе коммуникации, т.е. от выбора типа коммуникационной сети. Изучение этого вопроса предполагает рассмотрение базовых (первичных) типов коммуникационных сетей в группах, их классификацию на централизованные и децентрализованные, определение критериев их эффективности и ситуационных факторов, обуславливающих их вибир.
Последний блок вопросов, которые необходимо рассмотреть и изучить по теме «Коммуникации в управлении» касается определения препятствий на пути эффективной коммуникации и методов их преодоления. Здесь студент должен самостоятельно выбрать принцип классификации таких препятствий (или элементами коммуникации, или по этапам процесса коммуникации, или по уровням их происхождения: индивидуальный или организационный) и выделить основные из них. Затем по результатам изучения нескольких рекомендованных учебников выбрать основные методы преодоления барьеров к эффективной коммуникации и осознать механизмы их действия. При этом стоит обратить внимание на модель выбора стиля коммуникации. Полезным для студентов будет также и усвоение приведенных в учебной литературе рекомендаций по развитию навыков активного слушания, подготовки отчетов, проведение презентаций и переговоров как форм коммуникаций, которые часто встречаются в управленческой практици.
Иллюстративные материали
Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя или более лицами, который обеспечивает их взаеморозуминня
Основные элементы коммуникации:
Отправитель - лицо, генерирует информацию для коммуникации, превращает ее в сообщение и передает его другому лицу или группе осиб
Получатель - лицо (или группа лиц), для которой передается повидомлення
Сообщение - закодированная с помощью любых символов и представлена в реально осязаемой форме мнение, предназначена для передавання
Канал коммуникации - это средство, с помощью которого происходит перемещение сообщения от отправителя до одержувача
Препятствия коммуникации («шум») - это любое вмешательство в процесс коммуникации, которое искажает (искажает) сущность или содержание повидомлення
Основные этапы процесса коммуникации:
1. Формирование концепции коммуникации. Выяснение отправителем цели коммуникации (зачем она будет осуществляться и чего он пытаетесь достичь) и определения смысла того, что он хочет передать (какую именно информацию сделать предметом коммуникации)
2. Кодирование - это процесс трансформации (преобразования) того, что предназначено для передачи, в сообщение. Процесс кодирования состоит: из выбора определенной системы кодовых знаков - носителей информации (звук, свет, запах, физические действия и т.д.); по организации таких носителей в форму (речь, текст, рисунок, поступок и т.д.), с формирования сообщения с определенным значенням
3. Передачи сообщения каналами коммуникации - представляет собой физическую доставку сообщения от отправителя до одержувача
4. Декодирование - это процесс перекладывания получателем полученного сообщения в понятную для него форму
5. Интерпретация и оценка сообщение - это процесс осознания сущности и содержания сообщения, а также восприятие или формирование собственного отношения к повидомлення
6. Обратная связь - это ответ получателя на сообщение. Фактически - это процесс, в ходе которого отправитель и получатель сообщения меняются мисцями
Стиль коммуникации - это манера поведения одного человека в процессе обмена информацией с другим лицом (или группой лиц)
Согласно модели выбора стиля коммуникации эта манера зависит от степени осведомленности (уровня знаний) как одной, так и другой стороны об информации, которая выступает предметом коммуникации. Различные комбинации уровней осведомленности / неосведомленности отправителя и получателя об информации для коммуникации приведены в матрице:
Високий
И Степень осведомленности одержувача
В матрицы идентифицированы четыре поля, в каждом из которых формируется соответствующий стиль коммуникации:
1) «Арена» - эффективная коммуникация. Как отправитель, так и получатель сообщения достаточно знакомы с предметом коммуникации, и поэтому способны эффективно поддерживать процесс обмена информациею
2) «Темное пятно» - отправитель имеет смутное представление о том, что он должен сообщить. Ему трудно понять поведение осведомленного получателя. Отправитель пытается избежать коммуникации и разрушить их
3) «Фасад» - получателю неизвестна информация, которая является предметом коммуникации. Отправитель передает только информацию, которая выгодна для него. Проблема этого поля заключается в недостаточной глубине (поверхности) комуникаций
4) «Неизвестность» - ни один из участников коммуникации не осведомлен о предмете коммуникации. В этом случае эффективность коммуникации найменшою
Для повышения эффективности коммуникаций согласно этой модели используют две стратегии:
1. Стратегия «экспозиции» (раскрытие) - увеличение «поля арены» и соответственно уменьшение «поля фасада», что требует от отправителя большей открытости и честности в доведении информации
2. Стратегия «обратной связи» - увеличение «поля арены» и соответственно уменьшение «поля темного пятна», что требует не только увеличения «экспозиции» со стороны отправителя, но и одновременно результативного восприятия сообщения со стороны получателя
ТЕМА 9. ЛИДЕРСТВО ТЕМА 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ