ТЕМА 9. ЛИДЕРСТВО

Методические рекомендации к изучению теми
Социально-психологическая природа лидерства обусловила появление чрезвычайно большого количества различных концепций лидерства, освещение которых в учебной литературе часто различается как по уровню детализации, так и по логике изложения материала. Поэтому в процессе самостоятельного изучения темы рекомендуется придерживаться вопросам типовой программы курса с ориентацией на сформулированные учебные цели. Обстоятельные ответы на программные вопросы темы можно найти в учебнике А. С. Виханского и А. И. Наумова [2]. Конечно, перечень основных теорий лидерства, изучение которых предусмотрено программой курса, далеко не исчерпывает всей их совокупности. Для студентов, которых глубоко интересуют проблемы лидерства, полезным будет и рассмотрение других (непредвиденных программой) теорий лидерства. В частности, стоит обратить внимание на модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона [2], на ситуационную модель принятия решений Врума-Йеттона [8], на 19 категорий поведения лидера, предложенных Г. Юклом [7]. Современные проблемы и подходы к изучению лидерства, наиболее полно рассмотрены в учебниках С. П. Роббинса и Д. А. ДеЧенцо [8], Р. Дафта [4] Отдельные аспекты практического применения результатов теоретических исследований лидерства оригинально освещены в монографии А. И. Кредисова и Е. Г. Панченко [5].
Лидерство как специфический тип управленческого взаимодействия в своей основе опирается на отношения власти (доминирования и подчинения), влияния и подражания. Так и изучения темы целесообразно начать с выяснения категорий «влияние», «власть», «зависимость», «полномочия». Особое внимание при этом необходимо обратить на концепцию власти (ключевые положения которой приведены на рис. 9.1 иллюстративных материалов к данной теме). Для осознания концепции власти важно разобрать современную классификацию источников власти, которая основывается на результатах исследований Дж. Френча, Б. Рейвен, К. Хейлс. Знание содержания различных источников власти и основы их происхождения является важной предпосылкой для определения категории «лидерство». Лидерство следует рассматривать как способность (а точнее искусство) одного лица в зависимости от ситуации так сочетать различные источники власти, чтобы в процессе воздействия на других людей обеспечить достижение общих целей. Из приведенного определения следует, что лидерство является функцией лидера, его последователей и ситуационных переменных. На изучение влияния именно этих факторов и направлены все исследования лидерства. Лучшему осознанию природы лидерства способствует и его сравнение с собственно управленческой деятельностью. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не пидлеглих.
Из методических позиций сложность изучения темы «Лидерство» заключается в необходимости усвоения основных положений значительного количества различных теорий. Поэтому рассмотрения содержания теорий лидерства должно предшествовать их разделение на определенные группы. Классификация подходов к изучению лидерства четко обосновано в учебнике А. С. Виханского и А. И. Наумова [2]. По этой классификации различают четыре типа подходов к изучению лидерства: с позиций личных качеств лидера, с позиций поведения лидера, с позиций учета влияния ситуационных факторов и с позиций ситуационного анализа черт характера лидера. Каждый из указанных подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства, но не претендует на окончательное решение этой проблеми.
Изучение второго вопроса темы предполагает рассмотрение теории личных качеств лидера (первый подход к изучению лидерства). Сначала надо осознать идею и выяснить основные задачи этой теории. Затем сопоставить и обобщить результаты наиболее обстоятельных исследований личных качеств лидера (Е. Гизелли, Р. Стог-Дилл, В. Беннис), сделать выводы относительно преимуществ и недостатков такого подхода к изучению лидерства.
В процессе изучения третьего вопроса темы необходимо усвоить основные положения известных поведенческих концепций лидерства: «теории X» и «теории Y» Д. МакГрегора, концепции трех стилей управления К. Левина, двухфакторной модели лидерства ученых университета штата Огайо (США), концепции лидерства Р . Лайкер-и, концепции типов управления Р. Блейка и Дж. Моутон. Внимание при этом следует сосредоточить на выяснении сущности выделенных в рамках этих теорий стилей лидерства и прикладных аспектах каждой из указанных концепций.
Гипотеза о том, что лидерское поведение должно быть разным в разных ситуаций, составляет основную идею ситуационного подхода к изучению лидерства. Глубокое осознание его сущности предполагает последовательное рассмотрение таких ситуационных теорий лидерства: континуума лидерского поведения Танненбаума-Шмидта, модели ситуационного лидерства Ф. Фидлера, модели ситуационного лидерства П. Горсей и К. Бланшарда, модели «путь-цель» Р. Гаусса и Т. Митчелла . В процессе их изучения рекомендуется сосредоточиться на выяснении следующих трех принципиально важных для ситуационного подхода аспектов: какие ситуационные факторы учитывает каждая из теорий, какие лидерские стили при этом исследуются, какие пути нахождения связей между ними пропонуються.
Изучение темы «Лидерство» завершается рассмотрением современных концепций лидерства: концепции атрибутивного лидерства, концепции харизматического лидерства, концепции преобразующего лидерства. В отличие от предыдущих подходов к изучению лидерства, которые делали односторонний упор или на личные качества лидера, или на его поведение, или на ситуацию, при которой он выбирал нужный стиль, современные концепции лидерства пытаются соединить их, то есть провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности качеств лидера и их проявления в его поведении. Именно на такие различия в первую очередь следует обращать внимание в процессе самостоятельного изучения основных положений современных концепций лидерства.
Иллюстративные материали
Лидерство - это сложная категория, для выяснения природы которой важно сначала разобрать понятие «влияние», «власть», «зависимость», «полномочия»
Влияние - это такое поведение одного лица или группы лиц, которое вносит изменения в поведение, чувства, отношения других людей. С точки зрения управления важно не влияние вообще, а такое воздействие, который обеспечивает достижение целей организации
Власть - это способность влиять на поведение других людей.
Для осознания концепции власти принципиально важно розуминня
того, что:
• власть - это двусторонний процесс взаимодействия людей. Она возникает исключительно в процессе взаимоотношений людей в организации;
• между тем, кто применяет власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость, то есть власть применяют как начальники, так и подчиненные;
• власть - это потенциал, который имеет тот, кто ее применяет, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
• власть - это взаимоотношения, которые изменяются во времени в зависимости от конкретной ситуации, то есть объемы власти никогда не бывают неизменными Зависимость - это ситуация, при которой один человек вынужден действовать так, как того желает друга.
Должностные полномочия - это формально санкционированное организациею
право руководителя влиять на поведение подчиненных И
Лидерство - это специфический тип управленческого взаимодействия, который характеризует способность одного человека (лидера) эффективно сочетать (совмещать) в зависимости от конкретной ситуации различные источники власти для влияния на другое лицо или группу людей (последователей) с целью направления их деятельности на достижение общих цилей
Из приведенного определения следует, что лидерство является функцией:
1) лидера;
2) последователей;
3) ситуационных зминних
Дуглас МакГрегор выдвинул гипотезу о том, что политику и практику менеджмента определяют два противоположных взгляда на мотивы деятельности работников в организации:
1) первый взгляд («Теория X») отражает основы классического подхода к управлению и основывается на таких предположениях:
• средний индивид по своей природе неподвержен труда и при любой возможности пытается ее избежать;
• для достижения целей организации руководитель должен принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать наказанием;
• средний индивид не желает брать на себя ответственность, склонен к тому, чтобы им руководили, не является амбициозным, высоко ценит собственную безпеку
2) второй взгляд («Теория Y») предусматривает возможность интеграции целей организации и индивида и основывается на таких предположениях:
• физические и умственные усилия, необходимые для выполнения работы, является так же естественными для человека как в игре или на отдыхе;
• внешний контроль и угрозу наказания нельзя рассматривать как единственные средства направления усилий работников на достижение целей организации. Работник способен к эффективному самоуправления и самоконтроля, если стремится к цели, в достижении которой он заинтересован;
• при определенных обстоятельствах средний индивид не только берет ответственность на себя, но и стремится к этому;
• большинство работников способны проявлять относительно высокий уровень представления, изобретательности и мастерства при выполнении работы;
• за современного индустриального жизни интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не повнистю
«Теория X» характеризует основы автократического стиля управления. Автократ имеет достаточно власти, чтобы навязать свою волю исполнителям и без колебаний прибегает к этому. Сама власть автоматически заставляет подчиненных безоговорочно повиноваться приказам и инструкциям. Автократ обычно:
• максимум централизует полномочия;
• максимум структурирует работу подчиненных;
• значительно ограничивает свободу подчиненных в принятии решений;
• требует соблюдения многочисленных правил и инструкций;
• обращается к потребностям более низкого уровня (за пирамидой А. Маслоу)
«Теория Y» характеризует основы демократического стиля управления. Для
демократического стиля управления характерны:
высокая степень децентрализации полномочий;
• активное участие подчиненных в принятии решений;
• хорошо отлаженная система коммуникаций между руководителем и подчиненными;
• апелляция к потребностям высшего уровня в подчиненных (за пирамидой А. Маслоу)
По результатам исследований Д. МакГрегор сделал следующие выводы. Организации, осуществляющие управление за «Теорией Y», значительно эффективнее. Задача менеджеров состоит в создании условий для интеграции целей организации и ее працивникив
Исследования ученых университета штата Огайо (США) были направлены на раз работку двухфакторной модели лидерства. Они предложили принципиально новые критерии классификации поведения лидера:
1) «внимание к подчиненным» - характеризуется внимательным отношением руководителя к идей и чувств сотрудников, заботой об их статусе и условиях труда, установлением отношений взаимного доверия и уважения;
2) «инициирования структуры» - характеризует ориентацию лидера на выполнение рабочих задач и направления деятельности подчиненных на достижение целей организации
3)
В процессе исследования определенных стилей лидерства были получены следующие результаты:
1) лидеры, поведение которых характеризуется одновременно и вниманием к подчиненным и инициированием структуры, более эффективны против тех, кто ориентирован только на один из этих критериев;
2) на уровень эффективности лидерства при ориентации или на «внимание к подчиненным», или на «инициирования структуры» влияют конкретные организационные условия;
3) эффективность лидерства зависит не только от концентрации «внимания к и подчиненных» или «инициирования структуры», но и от других факторив
Двухфакторная модель лидерства ученых университета штата Огайо (США) не доказала существование единого правильного (лучшего) стиля эффективного лидерства, который можно применять при любой ситуации
Рис. 9.8. Общая характеристика двухфакторной модели лидерства ученых университета штата Огайо (США)
Развивая концепцию ученых университета штата Огайо (США), Р.Блейк и Дж. Моутон построили таблицу (решетку, ГРИД) типов управления, которая представляет собой матрицу, образованную пересечением таких двух параметров (а точнее, измерителей поведения лидера):
1) вертикальная ось таблицы ранжирует уровень заботы менеджера о людях по шкале от 1 (самый низкий уровень) до 9 (высокий уровень)
2) горизонтальная ось таблицы ранжирует уровень заботы менеджера о производстве (выполнения поставленной задачи) также по шкале от 1 до 9. Стиль лидерства при этом определяется одновременно по обоим назвинимы параметрам:
3)
В пределах таблицы типов управления Р. Блейк и Дж. Моутон обозначили зоны следующих пяти основных стилей лидерства:
9.1 «Режим подчинения руководителю». Руководитель, который применяет такую формулу, предпочитает производственным показателям путем реализации предоставленных ему полномочий и установления контроля за деятельностью подчиненных. Он диктует подчиненным, что и как они должны робити
1.9 «Управление загородной клубом». Основное внимание уделяется поддержанию в коллективе атмосферы доброжелательности, комфортных условий, пусть даже и за счет показателей виробництва
1.1. «Ничтожная» или «нищее» управления. Руководитель прилагает минимальных усилий для выполнения работы, необходимые только для того, чтобы сохранить свою должность в организации
5.5 «Организационное управление». Руководитель в своих действиях стремится достаточной степени совместить ориентацию как на интересы человека, так и на выполнение задания. Руководитель не требует много от подчиненных, но и не занимается потуранням
9.9 «Коллективное управление». Достижения целей деятельности организации обеспечивается усилиями преданных общему делу подчиненных. Создается система взаимной преданности всех членов организации целям его деятельности, и формирует атмосферу уважения и довири
Согласно поведенческим подходом результативность лидерства определяется тем, как лидер ведет себя с последователями. Поведенческий подход сконцентрирован на стили лидерства (стиль лидерства - это манера поведения лидера последователей). Фокус исследований - что и как делают эффективные лидеры во взаимоотношениях с послидовниками
Основные задачи поведенческого подхода:
1) поиск определенного, единого, наилучшего стиля управления, и обеспечивает эффективное лидерство
2) выяснение ключевых характеристик такого стиля и разработка специальных программ воспитания у лидеров соответствующего стиля керування
Основные результаты исследований:
1) поведенческие концепции исследовали чрезвычайно широкий спектр стилей управления, что затрудняет их практическую апробацию;
2) поведенческие концепции не дали ответа на вопрос о связи стилей лидерства с такими показателями выполнения работы, как эффективность, производительность, удовлетворение;
3) один и тот же лидер демонстрировал в разных ситуациях разные (часто противоположные) стиле керування
Выводы:
1) поведенческие концепции показали, что лидерами становятся, а не рождаются;
2) лидерскую поведение можно развить и усовершенствовать посредством обучения и специальной пидготовки
Согласно автократический-демократического континуума лидерства Танненбаума-Шмидта руководитель может быть:
• автократическим (ориентированным на власть)
• демократическим (ориентированным на подчиненных)
• таким, который сочетает в себе разной степени черты и первого и другого
По мнению Ф. Фидлера, стиль данного конкретного руководителя остается в целом постоянным (неизменным), и он способен приспособить его к конкретной ситуации. Исходя из этого, идея модели Ф. Фидлера состоит в том, чтобы:
1) определить стабильный стиль лидерства данного конкретного руководителя (ориентация на отношения с подчиненными или ориентация на задачу)
2) идентифицировать конкретную ситуацию в коллективе (решить, является благоприятной, умеренной или неблагоприятной комбинация таких ситуационных факторов):
• отношения «лидер-последователи»;
• структурированность задачи;
• уровень должностных полномочий керивника
3) выбрать адекватный к ситуации стиль лидерства (ставить руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом соответствуют его стабильному стилю лидерства). Такой подход обеспечивает баланс между требованиями ситуации и стабильным стилем лидерства керивника
Согласно модели лидерства П. Горсей и К. Бланшарда выбор руководителем эффективного стиля лидерства, то есть сочетание двух типов его поведения: ориентация на отношения с подчиненными; ориентация на выполнение рабочих задач, - зависит от степени «зрелости» подчиненных (готовности к выполнению рабочих задач)
Составляющими категории «зрелость» подчиненных являются:
• «профессиональная зрелость» и возможности работать (знания, умения, навыки по выполнению конкретной работы)
• «психологическая зрелость» или желание работать (мотивированность по выполнению конкретной работы).
«Зрелость» не является постоянной чертой подчиненного (подчиненных). Это, скорее, характеристика конкретной ситуации, согласно модели может иметь четыре стадии
Сочетание двух вышеупомянутых типов поведения руководителя в рамках данной модели позволяет выделить четыре стиля лидерства, каждый из которых соответствует определенной стадии «зрелости» пидлеглого

Согласно модели «путь-цель» Гаусса-Митчелла существует прямая связь между эффективностью лидерства и уровнем мотивации последователей. Лидер влияет на мотивацию последователей:

ТЕМА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТЕМА 10. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ