1.4. Ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию

С точки зрения оценки рыночной среды, которая окружает аграрные предприятия, крайне важно знать такую характерную особенность сельского хозяйства, как низкая ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственные продукты. Вообще, ценовая эластичность спроса - это количественное отражение реакции потребителей на изменение цены на товары. Такая реакция следует из действия закона спроса, согласно которому потребители сокращают приобретение товаров при росте цен на них и, наоборот, покупают их больше при снижении цен. Однако по различным товаров это действие закона спроса проявляется далеко не в одинаковой степени, т.е. имеет место разная степень чувствительности потребителей к изменению цены на тот или иной товар.
Учитывая сказанное, можно выделить три группы товаров по уровню ценовой эластичности. Первая группа - товары, ценовой спрос на которые относительно эластичен. По этим товарам небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в объеме их продажи. Вторая группа - товары с нейтральной (единичной) эластичностью, когда объем продаж изменяется пропорционально изменениям в цене. Третья группа - товары, по которым существенные изменения в цене приводят к небольшим изменениям в объеме продаж. Спрос на эти товары называют относительно нееластичним.
Сельскохозяйственная продукция относится как раз к третьей группе товаров с относительно неэластичным спросом. По данным американских ученых, коэффициент эластичности на эту продукцию, рассчитанный как отношение процентного изменения объема реализованной продукции к процентного изменения цены на нее, составляет лишь 0,20 - 0,25. Это означает, что потребители увеличат приобретения сельскохозяйственной продукции, скажем, на 5%, только тогда, когда цена на нее снизится на 20 - 25%. Это соотношение вытекает из экономического содержания коэффициента эластичности (Еd), который указывает, на сколько процентов изменяется объем продаж при изменении цены на 1%.
Если Еd <1, то ценовой спрос является относительно неэластичным, при Еd - единичным и при Еd> 1 - относительно еластичним.
Степень эластичности спроса на товары существенно влияет на экономическое состояние предприятия. Если спрос эластичен, то при снижении цены на товар денежная выручка от реализации его увеличивается, поскольку высокий темп роста продаж по сравнению с низким темпом снижения цены позволяет компенсировать потери от такого снижения. В то же время повышение цены при эластичном спросе на товар приведет к обратным последствиям - общий денежный доход уменьшится, поскольку его прирост от повышения цены не компенсирует потерь от снижения объема продаж. При нейтральной эластичности спроса денежный доход от снижения или повышения цены не меняется, поскольку потеря выручки в результате уменьшения объема продаж из-за роста цены будет компенсирована дополнительным доходом от такого роста. И наоборот, при снижении цены потеря выручки по этой причине той же мере компенсируется приростом продажу.
При относительно неэластичного спроса на товары снижение на них цены всегда приводит к уменьшению денежной выручки от их реализации. Ведь при таком спросе существенное снижение цены приведет лишь незначительное увеличение объема продаж. Полученный благодаря большему продаже дополнительный денежный доход компенсирует потерь, возникших от снижения цены. Однако при ее повышении на товары с относительно неэластичным спросом денежная выручка благодаря этому увеличится, поскольку полученный дополнительный доход от роста цены будет больше, чем потери от уменьшения объема продажу.
Относительная неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию является следствием действия нескольких факторов, определяющих степень чувствительности потребителей к изменению цены на товары. Главным из них является фактор замещения, когда при росте цен на один товар потребитель может удовлетворить ту же потребность, купив другой товар, цена на который не изменилась или уменьшилась. Но такое замещение на продовольственные товары очень ограничено из-за биологические свойства человеческого организма. Здесь проявляется общая закономерность - чем меньше есть заменителей данному товару, тем менее эластичен спрос на него, и наоборот. Отсюда становится понятным, что, например, спрос на зерно, а значит, и на хлеб, является малоеластичним, поскольку этот продукт практически невозможно заменить другим. Поэтому при существенном повышении цены на хлеб объем его продаж изменится мало, что и является отражением ценовой неэластичности спроса на данный продукт.
Нужно также помнить, что различные сельскохозяйственные продукты имеют неодинаковый коэффициент эластичности. По данным американских ученых, коэффициент эластичности на хлеб составляет 0,15, говядину - 0,64, баранину - 2,65, яйца - 0,32. Это необходимо обязательно учитывать сельскохозяйственным предприятиям различной специализации. Для примера возьмем два продукта - картофель («второй хлеб в Украине») и грецкие орехи. На рис.1.9 кривая D отображает спрос на картофель, а на рис.1.9б - кривая D1 - спрос на грецкие орехи. Разный наклон этих кривых к оси абсцисс характеризует неодинаковую эластичность спроса и определяет различия в темпах его снижение на эти продукти.
Как видим, при одинаковом темпе роста цен на них (на участках ординат Р1Р2) наблюдается далеко не одинакова чувствительность потребителей к объему покупок, что нашло свое отражение в различных объемах снижения продаж. Чувствительность потребителей к росту цен на грецкие орехи была существенной, что и привело к значительному сокращению объема их продажи, в то время как продажа картофеля сократился значительно меньше из-за относительной неэластичность спроса на этот продукт. Ведь нетрудно заметить, что Q3 - Q4> Q1 - Q2. И это закономерно, поскольку грецкий орех хотя и является ценным продуктом, но не является обязательным и незаменимым компонентом рациона питания человека. Поэтому реакция покупателей на повышение цены на него вполне понятна - они резко сократили спрос и объем придбання.
Для производителей грецких орехов такая реакция спроса на повышение цены имела отрицательный результат - уменьшился их денежный доход. Это наглядно видно, если сравнить размер денежного дохода производителей до и после повышения цены, который на рис. 1.9б представлен соответствующими прямоугольниками. Денежный доход к повышению цены соответствует площади прямоугольника 0Р1ЕQ3, а после ее повышения - 0Р2K2Q4. Нетрудно заметить, что площадь первого из названных прямоугольников (суммарный денежный доход) превышает площадь второго, поскольку прирост денежного дохода за счет повышения цены (площадь прямоугольника Р1Р2K2K3) оказался меньше суммы потерянной выручки от снижения объема продаж, представленной площадью прямоугольника Q4K3ЕQ3.
Повышение цены на картофель от Р1 до Р2 с таким же темпом, как и на грецкий орех, приведет, в отличие от рассматриваемого случая, до сравнительно незначительного сокращения объема продаж, поскольку покупателям трудно найти заменитель этому продукту. Речь может идти лишь о более экономное расходование картофеля и некоторое сокращение ее потребления. Иными словами, покупатель вынужден покупать картофель только в несколько меньшем объеме, несмотря на существенное повышение цены. А это значит, что ценовой спрос на нее является относительно неэластичным. Как видно из рис. 1.9а, при таком спросе повышение цен на продукт способствует увеличению денежного дохода производителя (площадь четырехугольника 0Р2K1Q2> 0P1EQ1), поскольку его прирост за счет повышения цены от Р1 до Р2 с превышением компенсировал потерю дохода размером Q2KЕQ1, и это при условии, когда часть произведенной картофеля объемом Q1 - Q2 при начальной предложения S не будет реализовано.
Детальный анализ относительно неэластичного спроса позволяет предположить, что в неблагоприятные годы для производства определенной продукции с таким спросом сельскохозяйственные предприятия могут получить больший доход, чем в годы с нормальными погодными условиями. Проиллюстрируем сказанное графически (рис.1.10). При нормальных погодных условиях спрос D1 уравновешивается с предложением S1 в точке Е1, которой соответствует ордината Р1 - цена равновесия. При этом производители получают доход размером 0P1E1Q1. В менее благоприятные годы производство продукта уменьшается, предложение его сокращается до S2, устанавливается ценовое равновесие в точке Е2, которой соответствует более высокая цена - Р2. Доход предприятий теперь измеряется прямоугольником 0P2E2Q2, площадь которого, как это нетрудно заметить, больше площади 0P1E1Q1, есть сельскохозяйственные предприятия в таких условиях получают больший денежный доход, чем при средних условиях хозяйствования благодаря превышению дополнительно полученной выручки от повышения цен над потерей дохода от уменьшения объема продажи (P1P2E2K> Q2KE1Q1).

1.3. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 1.5. ВМЕШАТЕЛЬСТВА В МЕХАНИЗМ уравновешивания спроса и предложения