9.1. ВИДЫ внешнеэкономической деятельности , осуществление которых требует выбора ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА

Интернационализация предприятий, в том числе аграрных, предусматривает возможность осуществления различных видов внешнеэкономической деятельности. Мировая практика и накопленный опыт отечественных предприятий утверждают, что желаемых результатов от такой деятельности можно достичь только при условии правильного выбора иностранного партнера. Есть все основания утверждать, что проблема выбора иностранного партнера возникает перед отечественными субъектами прежде всего тогда, когда осуществление желаемого для них вида внешнеэкономической деятельности юридически оформляется соглашением (контрактом). К таким видам сделок относят экспортные, импортные и бартерные сделки, а также соглашения о совместном предпринимательстве. Импортные и бартерные сделки станут предметом нашего отдельного рассмотрения. Здесь мы обратим внимание на совместное предпринимательство, что за последние годы приобретает в Украине широкого розвитку.
Основными организационными формами совместного предпринимательства являются совместные предприятия с иностранными инвестициями на территории Украины, совместные предприятия за рубежом и различные формы совместной деятельности с иностранными инвесторами, не связанных с созданием юридического лица. Такая совместная деятельность оформляется договором. Им предусматривается объединение средств или / и имущества отечественного и иностранного участников для достижения общей цели. Примерами такой совместной деятельности являются:
производственная кооперация украинских предприятий с иностранными инвесторами (юридическими или физическими лицами-нерезидентами) по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации;
переработка давальческого сырья, ввезенного в Украину иностранным заказчиком или купленной им за валюту в Украину, а также вывоз сырья за рубеж украинских участником для ее переработки на давальческих условиях;
создание транснациональных промышленно-финансовых групп (ТПФГ) типа консорциума, в состав которых могут войти промышленные и сельскохозяйственные предприятия, банки, научные учреждения и другие субъекты. Организационно-экономические и правовые основы функционирования ТПФГ регулируются Законом Украины «О промышленно-финансовых группах». Им предусматривается, что ТПФГ не могут создаваться в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения и транспортных услуг. Решение об учреждении и регистрации ТПФГ принимает Кабинет Министров Украины. Основанием для такого решения является заключение межгосударственного договора, подлежащего ратификации Верховной Радой. Организационная структура ТПФГ представлена головным предприятием и участниками. Все они сохраняют право юридического лица, однако сама транснациональная промышленно-финансовая группа такого статуса не имеет. Право действовать от имени ТПФГ принадлежит исключительно головному предприятию. Оно производит конечную продукцию, осуществляет ее сбыт, платит налоги нашем государстве. Участники этой формы совместного предпринимательства, в том числе и иностранные, производят промежуточную продукцию или оказывающих банковские и другие услуги головному предприятию и другим участникам. Для создания условий эффективной работы ТПФГ экспорт и импорт промежуточной продукции освобождается от уплаты пошлины и таможенных сборов. Однако промежуточная и готовая продукция не могут быть объектом бартерных операций;
сотрудничество на компенсационной основе. Предусматривает частичное или полное финансирование иностранным инвестором проекта по созданию новых, расширению или реконструкции существующих мощностей. Такое финансирование может осуществляться на принципах кредитных отношений в денежной или товарно-ресурсной форме. Погашение кредита на условиях компенсации, как правило, осуществляется путем распределения готовой продукции между участниками в определенной пропорции (Production share). Возможен и такой вариант компенсации, когда в заранее определенном соотношении распределяется между участниками денежная выручка от реализации продукции, произведенной на созданных в процессе сотрудничества мощностях;
научное сотрудничество и сотрудничество в области подготовки кадров. Эта совместная деятельность может осуществляться в форме совместного проведения научных разработок (кооперация научных сил), взаимной координации тематики научных исследований с последующим обменом полученным результатам, обмена кадрами тощо.
Могут иметь место и другие формы совместной предпринимательской деятельности с иностранным участником. Здесь важно отметить, что развитие совместной деятельности на современном этапе имеет большое значение для украинских предприятий и государства в целом, поскольку ее осуществление позволяет: во-первых, вовлечь в производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку современные зарубежные технологии и достичь благодаря этому значительной экономии материальных , трудовых и финансовых ресурсов, во-вторых, приобрести управленческого опыта в организации агропромышленного производства и достичь такого уровня менеджмента, при котором он рассматривается как самостоятельный ресурс, обеспечивающий высокоэффективное функционирование предприятия, в-третьих, ускорить выход украинских предприятий на мировой рынок; по В-четвертых, скорее приобрести опыт работы на этом рынке, создав тем самым важные предпосылки роста эффективности экспортно-импортных операций.
Эти положительные качества совместной предпринимательской деятельности с иностранным инвестором оказывают существенное влияние на структурные изменения в АПК, осуществления реструктуризации предприятий, а значит, эта деятельность может рассматриваться как один из путей выхода страны из затяжного экономического кризиса. Важно знать и то, что иностранные инвестиции способствуют созданию новых рабочих мест, а также открывают новые возможности для валютных поступлений и валютных заощаджень.
Заключены договоры о совместной инвестиционной предпринимательскую деятельность, не связанных с созданием юридического лица, подлежат государственной регистрации. Она осуществляется Министерством внешнеэкономических связей и торговли и уполномоченными им органами. Для регистрации украинский участник подает такие документы: письмо-обращение о государственной регистрации договора; информационную карточку договора по установленной форме, оригинал договора и его копию; заверенные копии учредительных документов украинского субъекта ВЭД Украины и свидетельства о его государственной регистрации, документы, свидетельствующие о создании иностранного юридического лица в стране его местонахождения, переведены на украинский язык и легализованы в консульском учреждении Украины (могут быть удостоверены в посольстве соответствующего государства в Украине); лицензию, если она требуется, а также документ об оплате услуг за реестрацию.
Подтверждением государственной регистрации договора о совместной деятельности без создания юридического лица является карточка государственной регистрации этого договора, которая выдается в трех экземплярах: один из них подается в таможенные органы для таможенного оформления имущества, завозится иностранным участником для совместной деятельности, второй - для государственной налоговой администрации по местонахождению украинского субъекта хозяйственной деятельности, а третий - остается в распоряжении этого субъекта.
Договор о совместной деятельности ставится на учет в налоговой администрации не позднее чем через 10 дней после его заключения. Это является основанием для учреждения банка открыть расчетный счет для ведения такой деятельности. Здесь важно помнить, что открытие указанных счетов осуществляется на основе решения участников договора об определении налогоплательщика, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности. В обязанности налогоплательщика входит составления налогового отчета. Ставка налога составляет 30% от начисленной суммы прибыли. Для недопущения двойного налогообложения полученную от совместной деятельности, из которого удержан налог, не включается в состав валового дохода пидприемства.
С целью поддержки совместной деятельности без создания юридического лица законодательством предусмотрено снижение налоговой нагрузки путем переноса балансовых убытков, полученных в течение отчетного периода, на уменьшение доходов будущих налоговых периодов в течение 5 лет, следующих за годом возникновения таких збиткив.
Совместная предпринимательская деятельность непосредственно связана с иностранными инвестициями. Для стимулирования их притока в отечественную экономику в государстве принимается ряд законодательных и нормативных актов, направленных на улучшение инвестиционного климата (снижение налогового давления, дальнейшая дерегуляция экономики, развертывание сети инвестиционных фондов и компаний, стимулирования международного лизинга, создание предпосылок для привлечения в Украину ведущих инвестиционных банков , формирование адекватного организационного механизма привлечения иностранных инвестиций, стабилизация законодательства, совершенствования правовой базы по предоставлению инвесторам права приобретения земельных участков под застройку в частную собственность, а также по облегчению выхода их на финансовый рынок, привлечение к приватизации иностранных инвесторов и др..).
Важную роль в привлечении иностранных инвестиций должно сыграть Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций, в состав которой вошли, наряду с отечественными, и известные иностранные специалисты и руководители крупных компаний. Создан также Палату независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций, основной задачей которой является подготовка и внесение предложений Президенту Украины или по его поручению органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по предупреждению возникновения споров между иностранными инвесторами и властными структурами, а также определение путей их внесудебного урегулирования.
Значительным стимулом привлечения иностранных инвестиций в Украину может стать создание по инициативе Всемирного банка вместе с отечественным правительством совместного проекта предоставление иностранным инвесторам предэкспортное гарантий. Цель проекта - обеспечение указанным инвесторам 100-процентной гарантии возврата их средств в случае возникновения таких политических форс-мажорных обстоятельств, как невозможность конвертации или перечисления выручки, принудительное отчуждение продукции покупателя, арест готовой продукции или ресурсов или запрет на их продажу, установления новых или повышение существующих таможенных пошлин, возникновения общественных беспорядков, принудительная смена маршрута поставки, что привело к повышению транспортных расходов, аннулировании лицензии на импорт (экспорт) или введения новых ограничений на ввоз материально-технических ресурсов. Продажа гарантий может осуществляться Государственной инвестиционной кредитной компанией (в лице группы управления гарантиями) под несколько процентов комиссионных.
ГЛАВА 9. РЕШЕНИЕ О ВЫБОРЕ ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ внешнеэкономической деятельности 9.2. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА И ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ инофирмы