9.2. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА И ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ инофирмы

Экономический. Экономическая информация является наиболее доступной и наиболее информативной, поскольку интегрировано отражает все стороны деятельности инофирм: производственную, управленческую, маркетинговую. Именно с помощью экономической информации является возможность объективно оценить финансово-экономическое состояние фирмы, степень стабильности ее состояния, способность выполнить свои обязательства по платежам. Важность экономической информации для выбора потенциальных партнеров обусловливает необходимость специального рассмотрения методов ее анализа и оценки. В этом разделе мы обратим внимание на остальные общих сведений, которые можно получить о потенциальном партнере из разных справочников: полное и сокращенное название фирмы, ее адрес; номера телекса, факса, телефонов; год основания фирмы, сфера ее деятельности; банки, через которые фирма осуществляет свои операции, другие финансовые учреждения, например, страховые компании, с которыми фирма имеет деловые отношения, количество дочерних фирм, количество занятых на фирме, участие в капитале других фирм.
Приведенная информация не является коммерческой тайной. Она позволяет создать более полное представление о инофирму. Значительная часть этой информации содержится в годовом отчете фирмы. В частности, здесь выделяются такие разделы, как производство и реализация продукции по основным товарным группам, объем и основные направления капиталовложений, научно-исследовательская работа, изменения в организационной структуре, руководящий состав фирмы, ее основные дочерние компании, финансовые результаты дияльности.
Согласно законодательству западных стран только акционерные общества обязаны публиковать отчеты о своей деятельности в соответствующих периодических изданиях (или отдельной брошюрой). Эта информация является общедоступной и может быть взята для ознакомления любым субъектом хозяйственной деятельности. Фирмы с другим юридическим статусом часто публикуют свои отчеты добровольно с целью создания имиджа о себе как о надежном деловом партнере. С этой же целью они подают информацию о своей деятельности различным информационно-справочным агентствам.
Наиболее ценной информацией о иностранного партнера есть информация о финансовых результатах деятельности, которые отражаются в следующих двух документах финансовой отчетности, как баланс фирмы и счет прибылей и убытков. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Как и в отечественной отчетности, в активе баланса отражаются авансированные предприятием средства, а в пассиве - источники их формирования. Однако порядок размещения показателей в активе и пассиве, а также их содержание не всегда совпадают, хотя за последние годы сделаны серьезные шаги к приближению отечественной отчетности в отчетности стран с развитой рыночной економикою.
Ниже приведена укрупненная схема баланса, которой придерживаются фирмы большинстве развитых стран (Германии, Франции, Италии, США, Канады и др..).
Отражение в пассиве баланса размера собственного капитала позволяет осуществлять всестороннюю оценку иностранных фирм по ряду важных критериев, и в первую очередь по критерию платежеспособности. Предприятие, обладающее достаточным собственным капиталом, является привлекательным для заключения сделок. Ведь чем больше этот капитал, тем при прочих равных условиях является более прочным его финансовое состояние. Следовательно, предприятие имеет больше оснований идти на деловой риск и может уверенно осуществлять инвестирование в новые проекты кратко-и долгосрочного характеру.
В развернутой форме консолидированный баланс американской фирмы имеет следующий вид (табл. 9.1).
В отчетности отечественных предприятий на конец 1997 г. в пассиве баланса, в отличие от отчетности западных фирм, не выделяется собственный капитал. Вместо этого понятия приводятся «Источники собственных и приравненных к ним средств». Между ними и собственным капиталом пока нельзя провести полной аналогии, поскольку в указанных источников относят и такие, которые по своей природе являются обязательствами предприятия. Это касается остатков средств целевого финансирования, часть которых может формироваться на основе возвращения. Именно эту часть указанных средств оправдано отражать в составе обязательств предприятия, а не в разделе «Источники собственных и приравненных к ним средств».
Экономически необоснованно отражать в этом разделе кредитовое сальдо по счету 75 «Расчеты с участниками», поскольку указанные здесь средства должны быть выплачены через определенное время учредителям. Следовательно, они фактически не принадлежат предприятию, поэтому их целесообразно показывать в составе задолженности. Нет оснований отражать в первом разделе пассива и доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, поскольку они еще не перешли в собственность предприятия. Это касается средств, содержащихся в статье «Расчеты за имущество», - по своей сути они являются задолженностью предприятия по расчетам за приобретенные основные засоби.
Приведенная информация о составе пассива баланса отечественных предприятий убеждает в необходимости его трасформування в направлении реального отражения собственных средств (т.е. собственного капитала) и задолженности. Этим самым будет достигнута сопоставимость отчетности украинских субъектов хозяйствования с иностранными, что очень важно для иностранных инвесторов, которые также оценивают отечественные предприятия ввиду их платоспроможнисть.
Счет прибылей и убытков состоит, как правило, один раз в год и публикуется вместе с балансом. В совокупности эти два документа дают возможность достаточно глубоко проанализировать финансовое состояние иностранного партнера. В практике зарубежных фирм встречаются два способа составления данного счета: одно-и многоступенчатый. По одноступенчатого способа, который встречается реже, от доходов вычитаются все расходы и получают чистую прибыль (убыток). Примерная схема расчета чистой прибыли этим способом может быть представлена так:
По многоступенчатого способа составления счета прибылей и убытков последовательно отражается процесс формирования финансовых результатов фирмы через определение таких показателей прибыльности, как валовая прибыль (доход), операционная прибыль (доход), прибыль до налогообложения и выплаты чрезвычайных убытков, прибыль после уплаты налога, чистая прибыль.
Валовая прибыль (Gross Margin) определяется как разница между чистым продажей и стоимостью продажи (Cost of sales), которая представляет собой производственную себестоимость продукции (работ, услуг) без административных расходов и амортизации. Если от валовой прибыли вычесть операционные расходы, в результате получают операционная прибыль (Operating Income). К операционным расходам относят амортизацию, административные расходы, расходы на рекламу, на реализацию продукции.
Как видим, по экономическому содержанию валовая прибыль и операционная прибыль существенно отличаются. Первый из них характеризует, по сути, эффективность переменных затрат, потребляемых на стадии производства продукции, в то время как второй дает возможность судить об эффективности использования всех расходов. Чем меньше разница между суммой валового и операционной прибыли, тем выше будет эффективность деятельности предприятия при прочих равных условиях хозяйствования в данный отчетный период.
Операционная прибыль, увеличен на другие доходы, например доходы от дивидендов и процентов, а также уменьшен на выплату процентов, образует понятие «прибыль (доход) до выплаты налогов и чрезвычайных убытков» (Income before income taxes and extra ordinary loss). Важность этого показателя заключается в том, что именно указанная сумма прибыли подлежит налогообложению. Если от этой прибыли вычесть налог, а также чрезвычайные убытки при условии, что они имели место (наводнение, пожар и др.), то в результате получают чистую прибыль (Net Income), используемого предприятием на его розсуд.
Для примера приведем консолидированный отчет о прибылях и убытках одной из американских фирм (табл. 9.2).
Для оценки потенциального партнера важное значение имеет и такой финансовый документ, дополняющий баланс, как Счет поступления и использования средств. В этом документе отражаются основные направления использования фирмой средств в отчетном периоде, а также источники их надходження.
Для отечественного субъекта ВЭД важно знать не только общую сумму средств, поступивших и использованных в отчетном периоде, но и структуру этих средств. На основании этой информации определяют объем самофинансирования. И если, скажем, в общих поступлениях доминируют заемные средства (увеличение долго-и краткосрочной задолженности), то это означает, что в будущем эта фирма должна отвлекать значительные средства для обслуживания долга.
По этой причине она больше подвергается риску банкротства, а потому является менее привлекательным партнером для сотрудничества. Более благоприятной является такая структура использования, при которой основная часть их направляется на капиталовложения, приобретение ценных бумаг, которые быстро реализуются, увеличение счета в банках.
Так, в годовом отчете иностранных фирм достаточно много ценной информации об их хозяйственной и финансовой деятельности. Умелое ее использование позволяет сделать обоснованный вывод о целесообразности сотрудничества отечественного субъекта
9.1. ВИДЫ внешнеэкономической деятельности , осуществление которых требует выбора ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА 9.3. ВЫБОР ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА ПО ФИНАНСОВО- экономические показатели его деятельности