ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ , ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВ

Согласно Конституции Украины основные права граждан нашей страны подкреплены бюджетными ассигнованиями здравоохранения, образования, культуры и др.. Так, здравоохранение обеспечивается бюджетными ассигнованиями в соответствии с социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство также обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях, предоставление государственных стипендий. Общеизвестно, что на содержание школ, музеев, высших учебных заведений, больниц, научно-исследовательских учреждений, органов управления ежегодно из Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов направляются значительные кошти.
Статьей 61 Закона Украины «Об образовании» и статьей 12 Основ законодательства Украины о здравоохранении определено, что государство обеспечивает бюджетные ассигнования на образование и здравоохранение в размере не менее 10% национального доходу.
Статьей 23 Основ законодательства Украины о культуре установлено, что государство гарантирует необходимые бюджетные ассигнования на развитие культуры в размере не менее 8% национального доходу.
Согласно Закону Украины «О научной и научно-технической деятельности» (статья 34) бюджетные ассигнования научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) должна составлять не менее 1,7% валового внутреннего продукта Украини.
Все государственные учреждения, расходы которых в пределах утвержденных смет покрываются средствами Государственного бюджета, называются бюджетных. Поэтому к бюджетным учреждениям относятся школы, клубы, музеи, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты,
детские дома, больницы, поликлиники, а также центральные и местные органы государственной власти и государственного управлиння.
Бюджетное учреждение согласно Бюджетному кодексу Украины - это орган, учреждение или организация, определенная Конституцией Украины, а также учреждение или организация, созданная в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления, которая полностью содержится за счет соответственно государственного бюджета или местных бюджетов. Бюджетные учреждения являются неприбутковими.
В процессе функционирования бюджетных учреждений и организаций возникает поток разносторонней информации об их деятельности, включая те или иные виды учета. Переход Украины к рыночным условиям хозяйствования требует такой организации учета, которая бы обеспечивала участников рынка необходимой бухгалтерской информации, позволяла владельцу иметь достоверные данные о собственном имущественном и финансовом состоянии, результатах деятельности в соответствии с международными стандартами. Одновременно с внутренней потребностью и требованиями управления создается большой пласт внешней статистической, налоговой отчетности, важное место в которой занимает бухгалтерская отчетность. Пользователями бюджетной отчетности являются работники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, правительство и правительственные организации, общественность и другие заинтересованные лица. Почему же все они требуют достоверной и прозрачной информации?
1. Работники или их представители заинтересованы в информации о стабильности и рентабельности своих организаций, своевременную выплату заработной платы, предоставление социальной допомоги.
2. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Поэтому им крайне необходима информация, которая бы давала возможность принимать правильные ришення.
3. Кредиторам необходима информация, которая позволяет определить, будут ли своевременно возвращены ссуды и уплаченные проценты, которые должны быть начислены ими за пользование кредитами.
4. Поставщики заинтересованы в информации о непрерывности работы учреждения, особенно ее платежеспособности, для оплаты своих товаров и послуг.
5. Клиенты нуждаются в информации о сроках существования организаций, особенно тогда, когда они планируют долгосрочное сотрудничество или зависимые от данной организации.
6. Правительство и правительственные учреждения стремятся узнать о распределении ресурсов. Эта информация нужна им для регулирования деятельности учреждения и других статистических даних.
7. Общественность хотела бы иметь информацию из бухгалтерской отчетности, которая освещает направления развития и последние достижения в сфере деятельности организации, учреждения и т. ин.
Согласно программе реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.98 № 1706, реформирования системы бухгалтерского учета является составной мероприятий, ориентированных на внедрение экономических отношений рыночного спрямування.
Задачами реформы, как указано в постановлении правительства, являются:
создание системы национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и отчетности, которая обеспечит нужной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечения связи реформирования бухгалтерского учета с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне и состоянием экономико-правового пространства и рыночных отношений в Украине;
оказание методической помощи во внедрении и использовании реформированной модели бухгалтерского облику.
Главная задача трансформации национальной системы бухгалтерского учета состояла в ускорении процесса приведения ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов бухгалтерского облику.
Этот процесс осуществлялся по следующим направлениям:
- Законодательное закрепление принципов ведения бухгалтерского учета;
- Формирование соответствующей отечественной нормативной базы;
- Методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии)
- Кадровое обеспечение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учету)
- Международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных специализированных профессиональных организациях).
Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всех заинтересованных пользователей к информации и отчетности, которая предоставляет объективную картину финансового состояния и результатов деятельности предприятия. Регулированию со стороны государства подлежат аспекты бухгалтерского учета, связанные с обобщением информации и составлением отчетности, необходимой внешним пользователям. Порядок, формы, сроки и структура информации и отчетности для внутренних пользователей регулируются субъектом самостийно.
Урегулирование бухгалтерского учета позволит: обеспечить взвешенное использование международных стандартов с учетом экономико-правовой среды и состояния рыночных отношений в Украине; соблюсти соответствие национальной системы бухгалтерского учета общепризнанным мировым подходам к ведению бухгалтерского учета; пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств, создать условия для углубления аналитичности учетной информации и обеспечение доступности (публичности) бухгалтерской (финансовой) звитности.
Для этого предусматривается:
разработать первоочередные и усовершенствовать действующие положения (стандарты) бухгалтерского учета с целью их гармонизации с основными принципами и требованиями международных стандартов;
пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные носители учетно-экономической информации, относящихся к унифицированной системы бухгалтерской учетной и отчетной документации.
Планируется также повысить уровень и качество обучения специалистов по бухгалтерскому учету в высших учебных заведениях и заведениях последипломного освити.
Составление отчетности завершает полный цикл бухгалтерской обработки данных, которые накапливаются в учетных регистрах - специфических материальных носителях бухгалтерской информации (карты, мемориальные ордера, Книга-журнал Главная). Но при этом в них отсутствуют утвержденные сметой показатели финансирования из бюджета. Для управления же необходима не только бухгалтерская, но и другая информация, должна подаваться в компактной форме, удобной для просмотра и восприятия людьми, которые принимают управленческие решения. Такой формой является бухгалтерская звитнисть.
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основывается согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» на следующих основных принципах:
осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов учреждения; полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решение , которые принимаются на ее основе;
автономность - каждое учреждение рассматривается как юридическое лицо, отделенное от ее владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности учреждения;
последовательность - постоянное (из года в год) применение учреждением выбранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и должна быть обоснована и раскрыта в финансовой отчетности;
непрерывность - оценка активов и обязательств учреждения осуществляется, исходя из предположения, что ее деятельность будет продолжаться;
начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
историческая (фактическая) себестоимость - приоритетной является оценка активов учреждения, исходя из расходов на их производство и приобретение;
единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций учреждения в ее финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;
периодичность - возможность распределения деятельности учреждения на определенные периоды с целью составления финансовой отчетности;
обязательность и государственное регламентирование, что вытекает из характера утверждения бюджета. Государство через Государственное казначейство Украины строго регламентирует состав и порядок составления отчетности, сроки ее подачи, рассмотрение и утверждение. Все бюджетные учреждения должны соблюдать правила и сроков составления отчетности, представлять ее в установленном порядке. Никто не имеет права составлять и представлять не предусмотрены Госказначейством Украины отчеты; единство формы и содержания, что позволяет статистического группировки и сведение ее показателей;
методологическое единство показателей, которая предусматривает единые методы расчетов одинаковых отчетных показателей, их обязательное согласование с соответствующими показателями, утвержденными сметами и штатными расписаниями. Это необходимо для контроля за выполнением сметы доходов и расходов учреждения на всех уровнях государственного, местных бюджетов и республиканского бюджета Автономной Республики Крым;
достоверность отчетных показателей, вытекающая из самой природы утверждения бюджетов всех уровней. Достоверная отчетность также необходима для успешного выполнения показателей бюджета как по доходам, так и по расходам, для своевременного реагирования на отклонения. Достоверность означает, что бухгалтерская отчетность должна давать верное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также результаты ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформулирована и составлена с учетом правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования. Следует отметить, что при формировании требования достоверности некоторой степени применяется механический подход, поскольку для оценки этого требования понадобилось бы взять все правила бухгалтерского учета и проанализировать, каким образом они были бы приняты при составлении бухгалтерской отчетности. Чисто теоретически это осуществить возможно, а практически довольно трудно;
простота, ясность, доступность и прозрачность отчетности, что необходимо для широкого привлечения всех работников к управлению, активизации человеческого фактора. Простота и ясность необходимы еще и для того, чтобы не завуальовувались недостатки деятельности отдельных руководителей;
целостность - требование, связанное с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществляемых организацией как юридическим лицом в целом;
последовательность, закрепляет на практике поэтапность процесса составления бухгалтерской отчетности, т.е. необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса и объяснений от одного отчетного периода к иншого.
Отчетность об исполнении бюджета - это метод обобщения плановых и отчетных показателей, приведенных в такую систему, которая характеризует выполнение бюджета, обязательств, утвержденных сметами, за соответствующий отчетный период.
В настоящее время существуют такие определения бухгалтерской отчетности:
«Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц, характеризующих движение имущества и финансового состояния предприятия, учреждения за отчетный период» (Толковый словарь бухгалтера).
«Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период» (Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).
«Отчетность - это совокупность утвержденных в установленном порядке отчетных форм, которые объединяют комплекс систематизированных показателей, всесторонне характеризующих производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий за соответствующий период» (М. В. Кужельный).
«Отчетность - это совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц, характеризующих хозяйственную деятельность предприятий за установленный период времени» (А. Ш. Маргулис).
«Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс показателей выполнения плановых заданий и результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, полученный в бухгалтерском и других видах учета» (В. Ф. Палий).
«Отчетность учреждения представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за определенный период» (А. Н. Белов).
«Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период» (А. С. Бакаев).
«Бухгалтерская отчетность предприятий представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за прошедший период (месяц, квартал, год)» (В. В. Сопко, В. Пархоменко).
«Отчетность об исполнении Государственного бюджета - это метод обобщения плановых и отчетных показателей, приведенных в определенную систему, которая характеризует исполнение бюджета за соответствующий отчетный период времени» (Е. П. Дидков).
Как видно из приведенных определений отчетности ведущими учеными и специалистами по бухгалтерскому учету как нашей страны, так и стран СНГ (А. Н. Белов, Е. П. Дидков, А. М. Кузьминский, М. В. Кужельный, А. Ш. Маргулис, В. Ф. Палий, В. Пархоменко, В. В. Сопко), в основе всех толкований лежит общее для всех понятие «система показателей».
Итак, несмотря на все эти определения и учитывая переход отечественной экономики на рельсы рыночных отношений, можно дать следующее определение отчетности:
Отчетность об исполнении смет бюджетных учреждений - это система показателей, которая характеризует выполнение бюджета и помогает регулированию деятельности учреждения за соответствующий отчетный период.
Нужно знать, что порядок составления отчетности бюджетными учреждениями разработан в соответствии с требованиями: Бюджетного кодекса Украины, Закона Украины «О Государственном бюджете Украины»; постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.02 № 228, с изменениями и дополнениями; приказа Министерства финансов Украины от 27.12.01 № 604 «О бюджетной классификации и ее внедрении», с изменениями и дополнениями; приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении документов, применяемых в процессе выполнения »вид28.01.02 № 57, с изменениями и дополнениями; Планов счетов бухгалтерского учета: бюджетных учреждений и выполнения государственного и местных бюджетов, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета: бюджетных учреждений и выполнения государственного и местных бюджетов, утвержденных приказами Государственного казначейства Украины от 10.12 .99 № 114 и 24.12.97 № 137, с изменениями и дополнениями.
РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОРЯДОК ЕЕ ПОДАЧИ И УТВЕРЖДЕНИЕ